ФИО
Ченцова Елена Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель английского языка
СТАЖ РАБОТЫ
28 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 Е-mail: vhg@vhg.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Использование данного комплекса приемов способствует реализации метапредметного подхода на уроках иностранного языка, формируется способность не только работать по образцу, но и анализировать информацию текста, совершенствуется умение переносить информацию текста на свой жизненный опыт и высказывать свою точку зрения на описанные в тексте события.
Краткий пересказ
• Формирование читательской грамотности на уроках английского языка.
• Комплексное задание «Reading a Fair Brochure» (Читаем путеводитель).
• 8 заданий с различными характеристиками и объектами оценки.
• Задания охватывают различные аспекты культуры и традиций.
• Уровень сложности заданий варьируется от низкого до высокого.
• Формат ответов включает выбор ответа, краткий ответ с пояснением, установление соответствий и развернутый письменный ответ.
• Система оценивания включает критерии и содержание для каждого задания.
Ф.И.О. | Ченцова Елена Николаевна |
Учреждение | КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Кировская область, город Киров, ул. Свободы, 76 (8332)64-82-31 |
Должность | учитель английского языка |
Стаж работы | 28 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка |
2. Источник изменений | Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все.
Именно поэтому формирование читательской грамотности сегодня — направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, готовя учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА. Читательская грамотность – это способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения. Работу над пониманием содержания текстов нужно начинать уже в начальных классах на основе небольших сплошных текстов, данных в учебнике, предлагая изобразить героев прочитанного текста и пересказ прочитанного по созданному рисунку. В средних и старших классах предлагаются создание таблиц, диаграмм и т.д.
Приемы работы с текстом являются межпредметной составляющей образовательного процесса в гимназии. Обучающиеся знакомятся со стратегиями текстовой деятельности на всех учебных предметах, усваивают навыки работы с разными видами текстов, транслируют полученные навыки в процессе образовательной коммуникации. Работа с иноязычным текстом является методически наиболее целесообразной для формирования и развития коммуникативных навыков, поскольку текст является универсальной обучающей единицей.
|
3. Идея изменений | Подбор аутентичных текстов и составление заданий к ним, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся. |
4. Концепция
изменений: Концепция изменений состоит в создании оптимального комплекса дидактических приемов для формирования и развития читательской грамотности на основе работы с текстами разных видов. |
|
Актуальность | · Применение данного опыта способствует совершенствованию навыков и развитию умений у учащихся обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт при изучении предмета «Иностранный язык»
· Процесс обучения организуется так, чтобы каждый учащийся приобретал не только знания (компетенции по предметам), но и овладевал стратегиями их адекватного применения для достижения поставленных перед ними учебных задач (общими компетенциями); · Задания и тексты подбираются с целью пополнения пассивного словарного запаса и активного использования компенсаторной компетенции; · Создается «ситуация успеха» за счет снятия лингвистических и психологических трудностей; · Комплекс приемов по развитию коммуникативных навыков и умений, направлен на овладение обучающимися эффективными приемами работы с текстом |
Новизна | Использование данного комплекса приемов способствует реализации метапредметного подхода на уроках иностранного языка, формируется способность не только работать по образцу, но и анализировать информацию текста, совершенствуется умение переносить информацию текста на свой жизненный опыт и высказывать свою точку зрения на описанные в тексте события. |
Ожидания | Формируется устойчивая мотивация к непрерывному изучению иностранного языка, что способствует повышению качества знания английского языка и развитию основ читательской грамотности. |
Затруднения в реализации, риски | Подбор текста в соответствии с уровнем развития, интересов учащихся, подбор приемов и составление заданий для достижения целей конкретного урока и нужного уровня восприятия текста
|
5. Условия реализации изменений | Данный опыт может быть применен любым учителем, профессионально владеющим методикой преподавания предмета. |
6. Результат изменений |
· повышение активности учащихся за счет «ситуации успеха». |
7. Публикации
|
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-anglijskomu-yazyku-na-temu-chitatelskaya-gramotnost-5-klass-7240615.html |
8. Описание инновационного опыта учителя
|
Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта. Исследователи считают, что наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами: сплошными, несплошными, смешанными, составными.
Соответственно мы должны научить детей:
При работе с текстом я опираюсь на традиционную классификацию типов чтения: -чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение); — чтение с выборочным пониманием необходимой информации из текста (поисковое / просмотровое); — чтение с полным и точным пониманием содержания текста (изучающее). В зависимости от типа чтения, подразумеваемого при работе с тем или иным текстом, подбираются определённые типы заданий к нему. Так, при работе с текстом в рамках ознакомительного чтения можно использовать такие упражнения, как: вопросно-ответные, исправление ошибок, соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, верные/неверные утверждения; в рамках поискового чтения: заполнение пробелов/пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы, викторина; в рамках изучающего чтения: восстановление последовательности, “мозаика” Основные виды упражнений перекликаются во всех типах чтения (вопросно-ответные, заполнение пропусков, исправление ошибок, верные / неверные утверждения и т.д.). Перед педагогом предстаёт большой выбор различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним.
Если я использую дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения, то стараюсь руководствоваться следующими критериями:
При необходимости можно адаптировать текст! Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности стараюсь выбирать из жизненных ситуации:
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Полушкина Г.Ф. ст. преподаватель кафедры предметных областей. |
Приложения | Приложение 1 (текст и комплекс заданий по работе с ним).
Приложение 2 (характеристика заданий и критерии оценивания ответов учащихся) Приложение 3(бланк ответов для учащихся) Оригинал адаптированного текста
|
Составляющие образования | Обучение. |
Ключевые слова | Английский язык, чтение, текст, читательская грамотность |