ФИО

Шибанова Анастасия Руслановна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

3 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru

Учителя пребывают в поисках различных современных педагогических приемов развития читательской грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе для достижения образовательных результатов. Одним из таких приемов является «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума». Этот способ разработан известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, который разделил образовательные цели на три блока «Знаю», «Творю», «Умею». В соответствии с целями урока педагог формулирует шесть вопросов (по два на каждый блок), предлагает школьникам и оформляет в виде ромашки.

Этот подход мы использовали на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» по теме «Вслед за Васюткой».

Благодаря данному приему, школьники учатся не только правильно выстраивать ответы на вопросы, но и составлять их, что, в первую очередь, направлено на формирование коммуникативных компетенций и развития критического мышления.

YandexGPTКраткий пересказ

Использование подхода на уроке литературы

• Подход использовался на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро».
• Прием направлен на формирование коммуникативных компетенций и развитие критического мышления.

Читательская грамотность

• Читательская грамотность — способность школьника понимать, использовать и оценивать тексты.
• Современный ученик должен уметь логически и критически мыслить с опорой на текст.

Роль текста на уроках литературы

• Текст для школьника — средство для осуществления мыслительных операций.

Педагогический прием «Ромашка вопросов»

• Применен на обобщающем уроке по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
• Класс делится на группы, каждая получает домашнее задание составить «Ромашку вопросов».
• Вопросы располагаются от простого к сложному: простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические, оценочные.
• Учащиеся задают вопросы каждой группе, за правильный ответ получают стикер.

Преимущества приема

• Универсальный прием, подходит для разных возрастов.
• Учит школьников слушать и слышать, развивает речь, формирует навык работы с текстом.
• Раскрывает творческий потенциал учащихся, активизирует мыслительную деятельность.

Ф.И.О. Шибанова Анастасия Руслановна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №51» города Кирова, адрес: г. Киров, ул. Калинина, дом 53, телефон: 8 8332 63-05-47, электронная почта: sch51@kirovedu.ru
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 3 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование читательской грамотности школьников: эффективные приемы
Ключевые слова Читательская грамотность, литература, коммуникативные компетенции, критическое мышление
Аннотация (не более 500 знаков) Учителя пребывают в поисках различных современных педагогических приемов развития читательской грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе для достижения образовательных результатов. Одним из таких приемов является «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума». Этот способ разработан известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, который разделил образовательные цели на три блока «Знаю», «Творю», «Умею». В соответствии с целями урока педагог формулирует шесть вопросов (по два на каждый блок), предлагает школьникам и оформляет в виде ромашки.

Этот подход мы использовали на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» по теме «Вслед за Васюткой».

Благодаря данному приему, школьники учатся не только правильно выстраивать ответы на вопросы, но и составлять их, что, в первую очередь, направлено на формирование коммуникативных компетенций и развития критического мышления.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Актуальной проблемой современного образования является необходимость формирования функциональной грамотности. Для учителя русского языка наиболее значимым аспектом функциональной грамотности является читательская грамотность.

Как известно, читательская грамотность – это способность школьника понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

А это значит, что современный ученик должен уметь логически и критически мыслить с опорой на текст, применяя свой кругозор.

Актуальность  Применение приема критического мышления «Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов» способствует развитию критического мышления и формированию коммуникативных компетенций, а также активизирует познавательную деятельность обучающихся и раскрывает их творческий потенциал.
Новизна Данный прием направлен на формирование критического и креативного мышления. Обучающийся, умеющий отыскивать нестандартные подходы в той или иной ситуации, способен отойти от шаблонов и понять, что у проблемы может быть больше одного решения.
Описание инновационного опыта  Развитие читательской грамотности – одна из важнейших задач учителя литературы. Мы находимся в постоянном поиске педагогических приёмов, техник и технологий, применение которых помогало бы нам достигать образовательных результатов.

На уроках литературы субъектом обучения выступает ученик, объектом – текст. Для школьника текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. При проведении обобщающего урока по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» в 5 классе обратилась к педагогического приему «Ромашка вопросов», который помог мне оценить, как пятиклассники поняли основную мысль рассказа.

С помощью учителя класс делится на группы. Каждая группа получила домашнее задание: составить «Ромашку вопросов». Ромашка состояла из шести лепестков, содержащие определенный тип вопросов, которые, в свою очередь, располагались от простого к сложному: простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические, оценочные. Учащиеся задавали вопросы каждой группе. За правильный ответ на вопрос группа получала стикер, который наклеивала на маршрутную карту Васютки.

«Ромашка вопросов» – это универсальный прием, который подходит для разного возраста обучающихся: от 5 до 11 классов. Использование приема на уроках учит школьников не только слушать, но и слышать, а также развивает речь, формирует навык работы с тексом, раскрывает творческий потенциал учащихся, активизирует мыслительную деятельность.

Продукт опыта / проекта Урок литературы в 5 классе по теме «Вслед за Васюткой» (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»)
Затруднения в реализации, риски В нашем случае «Ромашка вопросов» — групповое домашнее задание. Учитель должен учитывать, что вопросы в группах могут повторяться, поэтому на каждый лепесток учащиеся должны составить 3-4 вопроса.
Публикации

по теме опыта

Шибанова, А.Р. Урок литературы по теме «Вслед за Васюткой» в 5-м классе» [Текст] / А.Р. Шибанова // Трансформация системы «учитель — ученик» в обрзовательном процессе школы: методическое пособие: [Текст] / под ред. Н.Л. Галеевой, О.Г. Селивановой. — Москва: Кафедра управления образовательными системамиим. Т.И. Шамовой, МПГУ, Киров: ВВРНОЦ, 2023. — 104с. — ISBN 978-5-6045628-3-3.
Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Коспект урока Шибанова
Скачать файл
Формирование читательской грамотности школьников эффективные приемы
Скачать файл
Заключение ИРО для Шибановой А.Р
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл