ФИО
Мезенцева Ольга Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель музыки
СТАЖ РАБОТЫ
29 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Кирова (МБОУ СОШ № 25 города Кирова) Мостовицкая, ул., 2, г. Киров (обл.), 610025 Тел. 25-37-35 sch25@kirovedu.ru
Авторская разработка урока музыки во 2 классе по теме «Главный музыкальный символ. Гимн России». Цель: познакомить учащихся с гимном Российской Федерации в исторической ретроспективе. Дать понятия герб, флаг, гимн. Познакомить с историей гимна РФ, ее авторами, особенностями музыкального языка.
Ф.И.О. | Мезенцева Ольга Александровна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25» города Кирова
(МБОУ СОШ № 25 города Кирова) Мостовицкая, ул., 2, г. Киров (обл.), 610025 Тел. 25-37-35 sch25@kirovedu.ru |
Должность | Учитель музыки |
Стаж работы | 29 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Урок музыки во 2 классе по теме: «Главный музыкальный символ. Гимн России» |
Ключевые слова | Музыка, История, Гимн, Герб, Флаг, Мелодия, Красная площадь |
Аннотация (не более 500 знаков) | Авторская разработка урока музыки во 2 классе по теме «Главный музыкальный символ. Гимн России».
Цель: познакомить учащихся с гимном Российской Федерации в исторической ретроспективе. Дать понятия герб, флаг, гимн. Познакомить с историей гимна РФ, ее авторами, особенностями музыкального языка. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | · Необходимо раскрыть представления обучающихся о родной стране, её государственных символах, показать становление гимна России как символа государства, воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать патриотизм через познание символов государства. |
Актуальность | В содержании ФГОС НОО указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине. Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма, через эмоционально – чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального, изобразительного искусства и литературы, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь к Родине. Данный урок позволит учащимся прочувствовать важность понятия «государственные символы» и дополнить смысловое содержание символики государства эмоциональным переживанием. У школьников будет возможность сопоставить между собой два музыкальных произведения, которые в разное время служили гимнами Российской Федерации. |
Новизна | Новизна опыта состоит в разработке урока музыки с использованием информационных технологий, приемов, методов, упражнений, тщательного отбора музыкальных произведений, авторских рабочих тетрадей (с 1 по 8 класс) используемых для проведения музыкальных занятий, нацеленных на повышение мотивации к пению, через связь с другими предметами. |
Описание инновационного опыта | Основная задача уроков музыки — развитие музыкальных творческих способностей; это выработка у ребёнка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что- то новое, своё, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области музыкальной культуры. На основе изученных технологий в течение многих лет в моём педагогическом опыте выработалась система работы. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мною используется большой спектр современных образовательных и цифровых технологий, которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Использование материалов Интернета, разнообразных форм, типов уроков, методов обучения на уроках музыки способствуют решению поставленных задач.
Дидактической целью урока являлось познакомить обучающихся с главным музыкальным символом страны — гимном России в исторической ретроспективе, раскрыть понятия «мелодия» и «аккомпонемент» (сопровождение), «запев» и «припев». При выборе методов и приемов обучения исходила от целей, задач и этапов урока, которые использовала в индивидуальной, парной и групповой работе. В своей работе придерживаюсь того, что, все приемы и методы (словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация, видео), практические (разучивание песни)) должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик — не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Урок построен таким образом, чтобы обучающиеся наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Основные методы и приёмы используемые на уроке: — концентрический (усвоение знаний на новом витке осмысления); — логический: индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному); — наглядный – портреты композиторов, иллюстрации к музыке; — музыкально-художественной драматургии построения урока, предполагающий разбудить в учащихся эмоциональное отношение в диалоге с искусством и великими творцами; — практический: вокально-хоровая работа, слушание музыки; — сравнение, обобщение, анализ; — словесный – беседа; — метод историзма; — творческие задания. Современные образовательные технологии урока: индивидуальное обучение и дифференцированный подход, игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, а также проектная и исследовательская деятельность учащихся. На этом уроке ребята узнали: когда и какие гимны были в истории нашей страны, кем были написаны слова и музыка к произведениям. Ознакомились с текстами национальных гимнов нашей страны начиная с XVIII века. Итогом мероприятия стало исполнение обучающимися действующего Гимна РФ. |
Продукт опыта / проекта | Разработка урока музыки во 2 классе по теме «Главный музыкальный символ. Гимн России». |
Затруднения в реализации, риски | Большие временные затраты при отборе дидактического материала к урокам |
Публикации
по теме опыта |
нет |
Экспертное заключение | Новизна. Данная разработка урока во 2 классе по теме «Главный музыкальный символ. Гимн России» является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность урочной деятельности и интерес к музыке. Педагог на уроке использовал презентацию, различные технологии и приёмы, музыкальные видео фрагменты для создания ярких образов, развивал интерес к предмету, пытаясь построить такую структуру урока, которая бы учитывала психологические аспекты ведения урока.
Актуальность. Данный урок позволит учащимся прочувствовать важность понятия «государственные символы», «гимн» и дополнить смысловое содержание символики государства эмоциональным переживанием с помощью музыки. Результативность и оптимальность. Этапы урока способствовали развитию сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытии связей теории с практикой (пение, анализ). Осуществлялось развитие логического мышления обучающихся, умения формировать, делать выводы. Для достижения поставленных целей и задач на уроке использовались следующие педагогические технологии, методы и приемы: метод проблемного изложения, частично – поисковый, информационно-коммуникативные технологии; словесные, наглядные, практические методы. Научность, стабильность, воспроизводимость материала. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта урок был нацелен на развитие общей культуры, формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся. Это нашло отражение в выходе за рамки музыкального искусства и включение в контекст урока сведений из других областей: истории, литературы, изобразительного искусства. Отличительной особенностью данного урока музыки стало широкое применение межпредметных связей и охват большого культурологического пространства. Предлагаемая учителем форма организации работы на уроке – использование электронной презентации, новых методов работы – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме. Таким образом, актуальными и новыми на этом занятии являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока, что способствует более качественному усвоению знаний. Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий. Представленная разработка урока во 2 классе по теме «Главный музыкальный символ. Гимн России» рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Банникова Светлана Владимировна – методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Искусство
|