ФИО
Суконщикова Надежда Сергеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
32 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, МКОУ гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: https://gimvp43.gosuslugi.ru Инновационная площадка ИРО Кировской области, Руководитель: Князева Любовь Анатольевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Исследовательская деятельность, метод проекта, младшие школьники, ключевые компетенции
В статье раскрываются особенности организации учебно – исследовательской деятельности младших школьников: ее значение в формировании личности ребенка, мотивы, отличия от традиционного школьного обучения, условия ее активизации, а также необходимость формирования умений осуществления исследований ребенком на доступном для него уровне. Раскрыта сущность проектно-исследовательской деятельности для формирования исследовательских умений и навыков младших школьников, описаны условия, организации и реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста.
Ф.И.О. | Суконщикова Надежда Сергеевна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, МКОУ гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: https://gimvp43.gosuslugi.ru
Инновационная площадка ИРО Кировской области, Руководитель: Князева Любовь Анатольевна, методист кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 32 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Метод проекта как средство формирования исследовательских умений младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
|
Ключевые слова | Исследовательская деятельность, метод проекта, ключевые компетенции, младшие школьники. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В статье раскрываются особенности организации учебно – исследовательской деятельности младших школьников: ее значение в формировании личности ребенка, мотивы, отличия от традиционного школьного обучения, условия ее активизации, а также необходимость формирования умений осуществления исследований ребенком на доступном для него уровне. Раскрыта сущность проектно-исследовательской деятельности для формирования исследовательских умений и навыков младших школьников, описаны условия, организации и реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Метод проекта – это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельность дают возможность формировать на их основе учебно – познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования. |
Актуальность | Актуальность метода проектов определяется социальным заказом на творческую, интеллектуально – развитую, самостоятельную, функционально грамотную личность, владеющую ключевыми компетенциями; необходимостью обогащения существующей в школе практики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. |
Новизна | Современные требования к организации учебно – воспитательного процесса с позиции системного – деятельностного подхода и личностно – ориентированного обучения требуют новых форм организации работы с обучающимися.
Организация скоординированной совместной деятельности учащихся и учителя с применением технологии проектно-исследовательского обучения, способствует формированию у учащихся функциональной грамотности, познавательная активность, повышается интерес обучающихся, как к учебной, так и внеурочной деятельности. |
Описание инновационного опыта | Использование проектно – исследовательского метода на уроках и внеурочной деятельности способствует развитию личностных качеств и способностей младших школьников, создает условия для их творческой самореализации.
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения детей в исследовательскую и проектную деятельность. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Они любознательны, с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. Одна из главных особенностей юных исследователей является наблюдательность, умение замечать такие незначительные детали, на которые не обратит внимание взрослый человек. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи, что способствует развитию креативного мышления младших школьников. Другой особенностью маленьких исследователей является скрупулезность, аккуратность и исполнительность, особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они не признают никаких погрешностей, ни на полшага не отступают от намеченного плана, исключают любую возможность искажения результатов. И неважно, содержит детское исследование принципиально новую информацию, или начинающий исследователь открывает уже изведанное. Здесь самое ценное — исследовательский опыт обучающегося. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом формирования функциональной грамотности и самым важным приобретением ребёнка. Учащиеся, владеющие исследовательскими способностями, отличаются поисковой активностью; уровнем дивергентного мышления (многовариантного мышления, умения находить несколько путей решения творческой задачи); уровнем конвергентного мышления (связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу). Но достичь этого можно только поэтапно, работая в системе на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Так мои ученики за четыре года научились работать с источниками информации, стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемые важные для них знания; приобрели опыт планирования; расширился кругозор; повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; активизировалось мышление, стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; начали активно участвовать в проектно – исследовательской деятельности; получили опыт публичного выступления. Это позволяет говорить о достаточно высоком уровне сформированности универсальных учебных действий и функциональной грамотности младших школьников. Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволяет педагогу решать целый ряд образовательных задач, связанных с индивидуальным подходом, созданием положительной учебной мотивации, активизацией познавательных интересов учащихся, их способностей. Меняется и позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора и координатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. |
Продукт опыта / проекта | Пример исследовательской работы
Проект «Люди и мусор» с презентацией, буклетом, листовкой. |
Затруднения в реализации, риски | Недостаточная сформированность коммуникативных навыков во взаимодействии со сверстниками, познавательной активности, самостоятельности учащихся в реализации проектно-исследовательской деятельности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Ребёнок любознателен, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности, появляется избирательность — исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Затем ребенку приходится изучать и исследовать очень много заданного — запланированного разными образовательными программами и стандартами. И часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. Исследовательские качества отступают на задний план. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
В процессе организации исследовательской и проектной деятельности, процедуры презентации и защиты работы, успешно формируется исследовательская позиция ученика, происходит развитие творческих способностей и формирование ключевых компетенций у младших школьников. По результатам мониторингового исследования сформированности метапредметных компетенций младших школьников видна положительная динамика. Так, к окончанию 4-го класса количество обучающихся с высоким уровнем сформированности ключевых компетенций увеличился на 20 %, а количество обучающихся с низким уровнем уменьшился на 18 % по сравнению со 2 классом. Проведенный анализ уровня обученности за это время позволяет заключить, что при стабильной 100% успеваемости уровень качества знаний обучающихся первой ступени повысился по предметам в среднем на 22 %. Таким образом, полученные в ходе мониторингов результаты свидетельствуют о том, что используемые методы и приёмы проектно-исследовательского обучения качественно изменили уровень сформированности ключевых компетенций у младших школьников, содействовали росту их успешности и социализации.
Учащиеся принимали активное участие в предметных олимпиадах, проектно-исследовательской деятельности, конкурсах различного уровня, становились победителями и занимали призовые места. 2010 г. 1 и 2 места в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» 2011 г. 1 место и 2 места в городской конференции исследовательских и проектных работ. 2012 г. диплом лауреата и победителя во Всероссийском конкурсе исследовательских работ (проектов) «Мои первые открытия». 2013 г. 1 место в городской научно – практической конференции. Презентация данной работы заняла 1 место в областном конкурсе презентаций «Свалкам – нет!» 2018 г. 1 место в городской научно – практической конференции. 2021 г. – Победитель Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» 2022 г. – Диплом IIстепени в XVI областном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу» 2024 г. – 1 место в конкурсе «Песнь Земле! Гимн Воде!» в номинации «Величайшее в мире богатство» (экологический проект) 2024 г. – 1 место в Международном краеведческом фестивале образовательных организаций памяти Г.С Шпагина |
Публикации
по теме опыта |
Публикации в интернете
Суконщикова Н.С. Роль проектно — исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий младших школьников https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/02/09/rol-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-formirovanii 2014 г. Статья из сборника — Суконщикова Н.С. Развитие исследовательской деятельности младших школьников Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: материал Всероссийской научно – практической конференции с международным участием, 2012 год. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. 770 с. ISBN 978-5-456-00085-9
— Суконщикова Н.С. Место метода проектов в приобщении учащихся к решению задач исследовательской направленности Опыт образовательной практики учителей начальных кассов в современных условиях: сборник учебно-методических материлов (в помощь учителям сельских и городских школ) / авт.-сост. Л.А. Пикова. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2016. – 292 с. |
Экспертное заключение | Представленная методическая разработка (Метод проекта как средство формирования исследовательских умений младших школьников
на уроках и внеурочной деятельности) рекомендована для размещения в региональном банке педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Читах Адиль Шамильевна, преподаватель кафедры ДиНОО |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование |