ФИО

Изергина Ольга Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

30 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2» имени Кавалера Ордена Мужества Дениса Белых города Котельнича Кировской области МБОУ СШ с УИОП № 2 им. Д. Белых г. Котельнича Кировской области 612600 Кировская область, г. Котельнич, ул. Октябрьская, д. 109. Тел. 4-02-36, 4-12-67 E-mail: shkola2.kotelnich@yandex.ru

Представлен опыт учителя начальных классов и музыки, который реализует деятельностный подход в преподавании через нетрадиционные приёмы интегрированного обучения, что способствует формированию положительной учебной мотивации и, следовательно – повышению качества образования. Цель опыта: показать, что процесс интеграции в учебной деятельности возможен, уместен, применение интегрированных методов и нетрадиционных форм работы помогает комплексно подойти к образовательному процессу.

Ф.И.О. Изергина Ольга Александровна
Организация Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2» имени Кавалера Ордена Мужества Дениса Белых города Котельнича Кировской области

МБОУ СШ с УИОП № 2 им. Д. Белых г. Котельнича Кировской области

612600 Кировская область, г. Котельнич, ул. Октябрьская, д. 109. Тел. 4-02-36,

4-12-67

E-mail: shkola2.kotelnich@yandex.ru

Должность учитель начальных классов
Стаж работы 30 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Интеграция элементов музыкального содержания в преподавании учебных предметов начальной школы

 

Ключевые слова интеграция, межпредметные связи, универсальные учебные действия
Аннотация (не более 500 знаков) Представлен опыт учителя начальных классов и музыки, который реализует деятельностный подход в преподавании через нетрадиционные приёмы интегрированного обучения, что способствует формированию положительной учебной мотивации и, следовательно – повышению качества образования.

Цель опыта: показать, что процесс интеграции в учебной деятельности возможен, уместен, применение интегрированных методов и нетрадиционных форм работы помогает комплексно подойти к образовательному процессу.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Как показывают многолетние наблюдения учёных, ученики начальной школы, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания и умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные и иные ситуации. Опыт направлен на решение проблемы разобщённости, несогласованности учебных дисциплин.

 

Актуальность Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей нескольким дисциплинам. Учитывая требования, предъявляемые обновлёнными ФГОС НОО, педагог должен строить процесс обучения таким образом, чтобы у детей складывалось не фрагментарное представление, а общая картина мира, в котором всё взаимосвязано.

 

Новизна Использование на уроках в начальных классах нетрадиционных приёмов интеграции с предметом «Музыка»
Описание инновационного опыта Проблема интеграции в обучении и воспитании в школе важна, современна, актуальна. В отечественной и зарубежной педагогической науке имеется богатый опыт исследования проблемы интеграции. Идеи использования межпрежметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции интеграции рассматривались в работах советских дидактов – И. Д. Зверева, М. А. Данилова, Н. М. Скаткина, учёных-методистов – М. Р. Львова. В. Г. Горецкого, Н. Н. Светловской и других.

Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей нескольким дисциплинам. С учётом возрастных особенностей младших школьников и современного уровня развития науки практически каждый предмет, изучаемый в начальной школе, представляет систему знаний и умений из разных областей, являясь, по сути, интегрированным. Так, например, предмет «Окружающий мир» объединяет девять областей знаний, включая сведения из географии, зоологии, ботаники, анатомии, астрономии, физики, экологии, истории, ОБЖ. Курс математики содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы и т. д. По существу, цель интеграции — заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Уникальность моего опыта состоит в том, что я являюсь не только учителем начальных классов, но и преподавателем музыки. Это обстоятельство создаёт не только определённые трудности в работе, но и прекрасные условия для организации творческого подхода к преподаванию. Заинтересовать классической музыкой современных школьников нелегко, одного урока в неделю недостаточно для решения образовательных и воспитательных задач предмета «Музыка». Выход – в интегрированном подходе к преподаванию. Ведь музыка – «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально на любом школьном уроке».

Программа по музыке в начальных классах построена так, что её содержание имеет много общих точек соприкосновения с содержанием других курсов. Так, например, интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке развивать воображение, образное мышление, занимаясь творчеством. Интеграция музыки и литературного чтения даёт большие возможности для эмоционального воздействия на обучающихся, для влияния на их духовный мир. Уроки русского языка способствуют развитию речевого слуха у детей, а уроки музыки – музыкального. Интеграция этих предметов лежит в основе успешного усвоения звуковой системы языка и пения. На уроке математики в 3 классе при изучении темы «Доли» мы знакомимся одновременно и с долями и длительностями нот в музыке, что способствует более полному усвоению темы. Во втором классе я провела интегрированный урок технологии и музыки по теме «Русские народные инструменты. Гармонь» Знакомясь с устройством гармони, дети научились складывать лист бумаги приёмом «гармошка» и делать на её основе различные поделки.

Я использую нетрадиционные приёмы интеграции предметов, изучаемых в начальной школе, с уроками музыки.

1.              Приём «Музыкальная иллюстрация» На уроках литературного чтения одним из этапов анализа произведения является работа с иллюстрацией. Обычно мы рассматриваем иллюстрации в учебнике или книге. Я организую работу ещё и с «музыкальными иллюстрациями». То есть предлагаю детям послушать какое — то музыкальное произведение (или несколько), определить его характер, настроение, лад, замысел композитора, сравнить с настроением литературного произведения.

Например, урок литературного чтения, 2 класс, тема урока « Ф. И. Тютчев. «Чародейкою зимою» После чтения и анализа стихотворения предлагаю ученикам послушать две пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года» — «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька», и выбрать ту, которая, по их мнению, более подходит к стихотворению и к иллюстрации в учебнике, причём названия пьес изначально детям не сообщаются.

На уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Трудные времена на Русской земле» сильное впечатление на учащихся произвёл хор из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!». Дети сделали вывод, что, хотя произведение написано советским композитором, но текст, характер музыки показывает, что патриотизм у русского народа был всегда, в трудные времена люди всегда объединялись и вставали на защиту страны.

Использование музыкальных иллюстраций на уроках стимулирует детей к сознательному чтению текста учебника, правильному выражению своих мыслей, способствует более глубокому восприятию произведения, развитию воображения, учит внимательному слушанию музыки, создаёт особый эмоциональный фон, раскрывает детям тесную связь литературы, истории и музыкального искусства, формирует познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.

2.      Приём «Музыкальный момент» использую на уроках русского языка. Подбираю к урокам упражнения, в которые включены различные музыкальные термины, фамилии композиторов, названия музыкальных инструментов. Также в качестве упражнений использую тексты песен, которые дети разучивали на уроках музыки.

 

Примеры таких упражнений:

 

Упражнение 1.

Запишите фамилии композиторов в алфавитном порядке, подчеркните орфограммы:

Чайковский, Бородин, Глинка, Шопен, Мусоргский, Рахманинов, Бетховен, Григ, Шостакович, Алябьев, Вивальди.

 

Упражнение 2. Образуйте с помощью суффиксов названия музыкантов:

1) на скрипке играет – скрипач, на трубе – ………..

2) на гитаре играет гитарист, на пианино – …………, на флейте – …………., на баяне — ……………..

3) на барабане играет ……………….

 

Упражнение 3.

В каждой строчке зачеркните лишнее слово, объясните свой выбор:

1)    балалайка, гусли, ложки, рояль (количество слогов в слове, принадлежность инструментов к разным группам)

2)    скрипка, скрипеть, скрепка, скрипач, скрипичный (однокоренные слова)

3)    Михалков, Барто, Сладков, Чайковский, Маршак, Носов (фамилии писателей и композиторов)

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса, развитию кругозора, орфографической зоркости учащихся, формированию предметных знаний и метапредметных умений как по музыке, так и по русскому языку.

3.     Приём «Чтение под музыку» используется на уроках литературного чтения, чаще при работе над лирическими стихотворениями о природе. Например, для чтения отрывка «Уж небо осенью дышало..» из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в качестве фона подходит «Осенняя песнь» П. И Чайковского. Чтение на фоне музыки способствует развитию навыка чтения, концентрации внимания у обучающихся, как разновидность приёма «чтение с помехами». Также музыка создаёт особый эмоциональный фон на уроке, мотивирует к выразительному чтению произведений.

4.     Приём «Импровизация» используется как на уроке литературного чтения, так и на уроке музыки. Дети придумывают свою мелодию к стихотворению и поют его. Пение правил по русскому языку способствует их лучшему запоминанию.

5.      Приём «Литературное погружение» На уроках музыки дети учатся извлекать из текста необходимую информацию о композиторах, музыкантах, музыкальных инструментах. Данный приём не только помогает развивать смысловое чтение, но и позволяет интересно, нетрадиционно, ненавязчиво преподнести материал ученикам.

Например, в 4 классе на уроке музыки по теме «Струнный квартет» читаем и анализируем басню И. А. Крылова «Квартет». Дети получают задание: прочитать текст басни и найти в нём информацию о том, что такое квартет, сколько музыкантов входит в его состав, какие музыкальные инструменты используются в струнном квартете. А при работе над моралью басни дети приходят к выводу: чтобы стать настоящим музыкантом, нужно этому долго учиться.

Работа над статьёй учебника на уроке музыки также строится на принципах обучения смысловому чтению. Используются различные виды чтения: вслух, «про себя», «по цепочке», выборочное, поисковое, выразительное. При разучивании песен работа над текстом проводится параллельно с работой по усвоению мелодии. Учимся находить средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, противопоставление, повтор), правильно ставить логическое ударение, обращаем внимание на рифму. Приём «литературное погружение» способствует формированию метапредметных универсальных учебных действий, информационной и читательской грамотности.

6.     При использовании приёма «Звучащие картины» устанавливаются межпредметные связи уроков музыки и изобразительного искусства. На уроках музыки знакомлю детей с репродукциями картин русских и зарубежных художников. При этом дети учатся сопоставлять, сравнивать музыкальные и художественные образы. Например, в 3 классе, слушая фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, дети рассматривали репродукции картин В.М.Васнецова и М. Врубеля «Снегурочка», сопоставляя свои представления об образе героини оперы и образы, воплощённые разными художниками.

7.     Приём «Рисование под музыку» указывает на межпредметные связи урока музыки с уроками изобразительного искусства. Дети получают задание: изобразить своё настроение, после слухового восприятия музыкального произведения или иллюстрацию к фрагменту из балета или оперы, к текстам песен. А во время самостоятельной работы на уроках ИЗО и технологии включаю фонограммы песен, которые изучили на уроке музыки. Создание иллюстраций способствует развитию воображения, творческого мышления, также помогает детям лучше запомнить текст песни.

8.     Приём «Музыкальная зарядка». Музыкальные произведения после прослушивания на уроке музыки звучат на переменах, на других уроках для благоприятного эмоционального настроя. Такой приём позволяет обратиться к знакомому музыкальному произведению несколько раз, повторить его название, автора, что способствует лучшему запоминанию программного материала. Дети слышат музыкальное произведение, узнают, соревнуются в «угадывании» и «назывании». Часто провожу на уроках музыкальные физкультминутки.

Использую в своей практике проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок — это особая, более сложная форма интеграции. Такой урок требует очень серьёзной, длительной подготовки. Провожу такие уроки тогда, когда это обосновано сходными учебными задачами интегрируемых предметов.

1)    Уроки полного слияния тем (когда темы разных предметов совпадают или близки). Например, во 2 классе по окружающему миру есть тема «Родная страна. Символы России», по музыке – «Главная песня страны. Гимн России». Тема интегрированного урока: «Люблю тебя, моя Россия!»

2)Уроки взаимодополнения и расширения учебных дисциплин

Например,3 класс Литературное чтение А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Музыка «Приют спокойствия, трудов и вдохновения»

3) Интегрирование всех учебных дисциплин на основе сюжетного (тематического) построения дня в 1 классе

 

Сюжетная интеграция «Цирк, цирк, цирк!».
Обучение грамоте Математика Изобразительное искусство Музыка
«Все любят цирк!» Чтение предложений. текстов с буквами Ц, ц, письмо слов и предложений с буквами Ц, ц. Решение задач изученных видов. Закрепление.

На уроке предлагались задачи о цирковых артистах.

Как украшает себя человек. Мы в цирке. Музыка в цирке.

А. Журбин «Добрые слоны», Д. Кабалевский «Клоуны»

И. Дунаевский «Выходной марш»

Продукт опыта / проекта Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4 классе

Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Норвежский композитор Э. Григ: жизнь и творчество

Затруднения в реализации, риски 1)    Необходимо провести анализ содержания всех предметов и спланировать межпредметные связи с уроками музыки в каждом классе;

2)     Трудность в подготовке к урокам: надо определить целесообразность использования приёмов, место на уроке, время, подобрать необходимый иллюстративный и музыкальный материал, продумать деятельность учащихся.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Интеграция с уроками музыки в начальной школе:

·       вносит в уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка, математики новизну и оригинальность;

·       помогает повысить интерес и мотивацию учащихся к обучению;

·       позволяет формировать функциональную грамотность, развивать универсальные учебные действия, получать более высокие предметные и метапредметные результаты обучения;

·       способствует более полному развитию музыкальных умений и навыков, эстетического восприятия, воображения, речи, памяти, мышления учащихся;

·       создаёт условия для самореализации, самовыражения, творчества учителя и учеников;

·       позволяет создать ситуации успеха на уроке;

·       снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности, музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона на уроке;

·       даёт возможность обратиться к одним и тем же музыкальным произведениям несколько раз, рассмотреть и проанализировать их с точки зрения разных предметов, понять авторский замысел;

·       опыт обобщён на всероссийском уровне, опубликован в сборнике материалов XIII Всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск», 2017 г.

·       с опытом работы по данной теме я участвовала во Всероссийском профессиональном конкурсе для педагогов «Инновационный поиск в образовании», стала победителем в номинации «Инновационные технологии в начальном общем образовании», 2022 г.

 

Публикации

по теме опыта

1)    Изергина О. А. «Преподавание музыки в начальных классах на основе интеграции с другими предметами» Сборник материалов XIII Всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск», адрес публикации http://civiledu.ru, 2017 г.

2)     Изергина О. А. Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/nachalnaya-shkola/3-klass/file/117205-konspekt-integrirovannogo-uroka-literaturnogo-chteniya-i-muzyki, 2023 г.

Экспертное заключение Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью. Внедрение данного опыта позволит повысить воспитательный потенциал школы, поможет в становлении духовно-нравственной личности младшего школьника.

Данный опыт может быть использован учителями начальной школы, для достижения личностных результатов образования (эстетическое воспитание), что соответствует требованиям обновлённых ФГОС НОО

Ф.И.О. эксперта Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ.

Начальное общее образование

Описание инновационного педагогического опыта
Скачать файл
Презентация опыта
Скачать файл
Приложение. Конспект интегрированного урока
Скачать файл
Экспертное заключение методической службы
Скачать файл