ФИО
Трушкова Людмила Валентиновна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
37 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области" Адрес ОО: 612 260, г.Яранск, ул.Кирова, д.18. Телефон ОО: +7(83367) 2-11-79 E-mail: school2-yaransk@rambler.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
система работы, Экологическое воспитание, бережное отношение
В опыте затронут вопрос об экологическом воспитании обучающихся. Говорится о том, что конечным результатом должно быть не только овладение учащимися определёнными знаниями и умениями, но и появление у них желания и умения активнее защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Для решения этих задач ведётся работа по проекту «Юные друзья природы», который является составной частью плана всей учебно-воспитательной работы с классом. Данный проект помогает в системе осуществлять экологическое воспитание.
Ф.И.О. | Трушкова Людмила Валентиновна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области» Адрес ОО: 612 260, г.Яранск, ул.Кирова, д.18. Телефон ОО: +7(83367) 2-11-79 E-mail: school2-yaransk@rambler.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 37 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Экологическое воспитание младших школьников через реализацию проекта «Юные друзья природы»
|
Ключевые слова | Экологическое воспитание, бережное отношение, система работы. |
Аннотация (не более 500 знаков) | В опыте затронут вопрос об экологическом воспитании обучающихся. Говорится о том, что конечным результатом должно быть не только овладение учащимися определёнными знаниями и умениями, но и появление у них желания и умения активнее защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Для решения этих задач ведётся работа по проекту «Юные друзья природы», который является составной частью плана всей учебно-воспитательной работы с классом. Данный проект помогает в системе осуществлять экологическое воспитание. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Существуют противоречия между большим объёмом теоретической информации, которая должна быть усвоена обучающимися – с одной стороны, и неумением или нежеланием использовать и применять экологические знания в повседневной жизни – с другой. |
Актуальность | Правильная связь с природным домом значима для личностного развития ребёнка – она делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Только экологически верное мировоззрение человека может вывести планету из того катастрофического состояния, в котором она пребывает сейчас. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях.
Для решения данной проблемы требуется не только знание методики преподавания, но и умение сформировать практически – деятельное отношение младших школьников к окружающему миру. Их дальнейшее отношение к природному дому во многом будет зависеть от того, осознают ли они его ценность, насколько глубоко будут сформированы нравственные и эстетические отношения к природным объектам. |
Новизна | Программа воспитания МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г.Яранска предполагает для каждой параллели обучающихся приоритетное направление, которое реализуется в рамках воспитательного проекта. Каждый проект рассчитан на учебный год, имеет своё название, отражающее направление работы, и связанное с ним содержание. |
Описание инновационного опыта | В условиях современной экологической ситуации в образовательных учреждениях остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей. Конечным результатом должно быть появление у детей желания и умения активнее защищать, улучшать и облагораживать окружающую среду. Но существуют противоречия между большим объёмом теоретической информации – с одной стороны, и неумением или нежеланием использовать и применять экологические знания в повседневной жизни – с другой. Важное место в формировании экологической культуры отводится начальной школе.
Программа воспитания МКОУ СШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г.Яранска предполагает для каждой параллели обучающихся приоритетное направление, которое реализуется в рамках воспитательного проекта. Каждый проект рассчитан на учебный год, имеет своё название, отражающее направление работы, и связанное с ним содержание. Остановлюсь подробнее на проекте «Юные друзья природы», который реализуется с обучающимися третьих классов. Цель проекта: формирование экологической культуры младших школьников, воспитание новых ценностных ориентаций. Задачи: 1.Формирование основ экологической культуры. 2.Формирование способности к духовному развитию, к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок. 3.Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности. 4.Развитие практических умений по изучению и улучшению окружающей среды своей местности. 5.Формирование бережного отношения к природе, любви к родному краю. Для осуществления проекта предполагается тесное взаимодействие с социумом: с Домом детского творчества Яранского района, с районной детской библиотекой, с районным краеведческим музеем, с районным домом народного творчества. Принимают участие в экологическом развитии обучающихся и их родители, фельдшер школы, старшеклассники. Содержание проекта предполагает: — развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; — ценностное отношение к природе и всем формам жизни; — элементарный опыт природоохранительной деятельности; — бережное отношение к растениям и животным; — понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры; — первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно-исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности; — элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды. Планируемые результаты: 1. В результате реализации проекта у младших школьников будут заложены основы экологической культуры, понимания взаимосвязи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания. 2. Повысится стремление школьников к духовному развитию, к проявлению сознательности к случаям неуважительного отношения к природе. 3.Будет формироваться система нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек целесообразного поведения в природной деятельности. 4. В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с желанием выполнять работы по благоустройству города и озеленения территории школы. 5. Будут сформированы навыки бережного отношения к природе родного края, ребята научатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде. Во всех реализуемых в школе воспитательных проектах есть обязательные мероприятия. Это вхождение в проект, социализация проекта и презентация готового продукта. Вхождение в проект обычно бывает в форме квеста «Что? Как? Когда?». Выполняя интересные задания, ребята узнают название нового проекта, как и когда они будут осуществлять работу по нему. Социализация проекта – это ключевое дело, где ребята каждой параллели показывают свой опыт, наработанный по своему проекту за полгода. На него приглашают педагогов школы, родителей, старшеклассников, которые помогали в работе над проектом. К этому мероприятию обучающиеся тщательно готовятся. Дети учат стихи, готовят сценки, музыкальные номера по теме проекта, вопросы для викторин и т.д. Всё зависит от формы проведения мероприятия в каждой параллели. Это может быть устный журнал, разные путешествия, игра, миниконцерт, театрализованное представление и т.д. На этом мероприятии ребята обязательно вспоминают формы своей деятельности по проекту. Так третьеклассники по проекту «Юные друзья природы» подготовили для социализации экологическую сказку «Путешествие во времени», где они вспомнили о том, отчего в доме бывает светло и что можно сравнить с лампой в природе. Или ещё – в природе идёт дождь, а можно ли его встретить дома? В конце мероприятия ребята сделали вывод, что в природе всё взаимосвязано. И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок. На этом же мероприятии ребята получили задание для заключительной части своего проекта – выполнить практическую работу «Красивая клумба». И заключительное мероприятие – это презентация готового продукта «Сделал сам – научи других». На нём обучающиеся третьих классов передают второклассникам информацию о том, что их ожидает в следующем году. В заключительной части работы по проекту ребята выращивают рассаду цветов, чтобы высадить их на клумбы перед школой. Для этого ранней весной закупаются семена, ребята их сеют и тщательно ухаживают за рассадой. После первых всходов дети заполняют отчёт, записывая в него название цветов, которые посеяли, дату появления первых ростков, появление новых листочков и т.д. Потом находят про свои цветы информацию в интернете или в других источниках. Фотоотчёты о своей работе помещают на стенде в классе. Позднее на классном часе делают сообщение о проделанной работе. Эффективность проекта «Юные друзья природы» определяется системой целевых индикаторов, показателей и методов изучения, которые позволяют оценить ход и результативность решения поставленных задач по экологическому направлению у обучающихся. Подробное описание опыта в приложении 1(статья). |
Продукт опыта / проекта | Разработки мероприятий экологической направленности.
Практическая работа по проекту «Красивая клумба». |
Затруднения в реализации, риски | К рискам можно отнести:
— примеры отрицательного воздействия взрослого населения на экологию; — временные затраты, направленные на разработку мероприятий и решение организационных вопросов с социальными партнерами; — низкая всхожесть семян цветов. |
Публикации
по теме опыта |
Трушкова Л.В. «Экологическое воспитание младших школьников через реализацию проекта «Юные друзья природы»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Текст выступления Экологическое воспитание младших школьников через реализацию проекта Юные друзья природы (prodlenka.org) |
Экспертное заключение | Представленный опыт отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим материалам областного инновационного банка: обладает актуальностью, новизной. Внедрение данного опыта позволит повысить интерес у детей младшего школьного возраста к природе, экологическим проблемам планеты, поможет формированию у них естественно-научной грамотности, бережного отношения к природе, любви к родному краю
Результаты опыта соответствуют обновленному ФГОС НОО и будут полезны учителям работающим в начальных классах общеобразовательных организаций. |
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры ДиНОО КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ
Начальное общее образование |