ФИО

Вершинина Ирина Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель-логопед, старший воспитатель

СТАЖ РАБОТЫ

23 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» пгт Тужа Тужинского района Кировской области 612200, Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. Комарова, 24А, т. 8(83340)22157, E-mail: Rodnichok24@mail.ru

Формирование навыков самостоятельного образования притяжательных прилагательных в процессы выполнения упражнений и игровых заданий при работе над речевым материалом лексических тем на коррекционных занятиях. Данный опыт разработан на основе научно-педагогических  идей В.В. Виноградова, Г.О.  Винокур,  А.Н.  Гвоздева,  С.Н. Цейтлин,  A.A.Леонтьева,  Р.И. Лалаевой, Ф А. Сохина, Т.Н. Ушаковой, О.С. Ушакова, А.М.  Шахнарович, Д.Б. Эльконина, Т. Б. Филичевой,  Г. В. Чиркиной и др.

Ф.И.О. Вершинина Ирина Александровна
Учреждение муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» пгт Тужа  Тужинского района Кировской области

612200, Кировская область, Тужинский район, пгт Тужа, ул. Комарова, 24А,
т. 8(83340)22157,    E-mail: Rodnichok24@mail.ru

Должность учитель-логопед, старший воспитатель
Стаж работы  23 года
1. Тема инновационного педагогического опыта Формирование навыков образования притяжательных прилагательных  у  детей с общим недоразвитием речи через использование  дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.
2. Источник изменений Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание речевого развития детей: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по- прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте, так как задача ДОУ подготовить ребёнка к обучению в школе. А одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе является сформированность навыков словообразования, так как отсутствие словотворчества и неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, проблемам его формирования, неточному пониманию и дифференциации родственных слов. Поэтому, я решила уделить больше внимания формированию навыков образования притяжательных прилагательных.

3. Идея изменений У детей с ОНР наблюдаются сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речи, относящихся к её звуковой и смысловой стороне. Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  является одной из важнейших  проблем в  коррекционной педагогике, так как словообразование играет важную роль в развитии лексики ребёнка. Недостаточность словообразовательных процессов приводят к появлению значительных проблем при освоении орфографии родного языка в дальнейшем,  пагубно сказывается на грамотности составления и оформления письменных работ, ограничивает словарный запас и осложняет процесс коммуникации. Возникла необходимость разработки игр и упражнений, используемых при изучении материала лексических тем.
4. Концепция изменений: Формирование навыков самостоятельного образования притяжательных прилагательных в процессы выполнения упражнений и игровых заданий при работе над речевым материалом лексических тем на коррекционных занятиях. Данный опыт разработан на основе научно-педагогических  идей В.В. Виноградова, Г.О.  Винокур,  А.Н.  Гвоздева,  С.Н. Цейтлин,  A.A.Леонтьева,  Р.И. Лалаевой, Ф А. Сохина, Т.Н. Ушаковой, О.С. Ушакова, А.М.  Шахнарович, Д.Б. Эльконина, Т. Б. Филичевой,  Г. В. Чиркиной и др.
Актуальность Актуальность проблемы развития  навыка словообразования у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, вызвана тем, что у этих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Т.Б. Филичева отмечает, что многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных

слов, не могут образовывать слово, используя приставки или

суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности

в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения задания

на словообразование. Нарушение развития процессов словообразования

проявляется в стойких и специфических ошибках устной речи, а затем и в

письменной. Поэтому становится высока ответственность и важность

работы, по развитию  речи детей.

Новизна Разработка игр и упражнений, направленных на формирование навыков образования притяжательных прилагательных. В ходе выполнения игр у детей появляется интерес. Использование дидактических игр делает речь ребенка более яркой, выразительной, насыщенной существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Благодаря дидактическим играм, способствующим формированию словообразовательных процессов, существенно расширяется и обогащается словарный запас детей с ОНР, совершенствуются связная речь и фонематический слух, развивается умение подбирать родственные слова, что является необходимым условием при подготовке ребёнка к школе. Предложенные игры можно использовать, как элемент занятия, так и, как целое занятие.
Ожидания 1.           Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию навыков образования притяжательных прилагательных  у  детей с общим недоразвитием речи;

2.           Пополнение предметно-развивающей среды новыми дидактическими играми и пособиями;

3.           Формирование познавательного интереса к занятиям по формированию словообразовательных навыков;

4.           Способствовать развитию речевых навыков

Затруднения в реализации, риски Затруднения в отборе речевых и наглядных материалов, обеспечивающих взаимосвязь между лексической темой и играми (упражнениями) по формированию навыков образования притяжательных прилагательных.

Недостаточная познавательная активность детей с ОНР на занятиях по формированию речевых навыков.

Недоразвитие речевых компонентов языковой системы у детей с ОНР.

5.      Условия реализации изменений Системное и последовательное использование и применение игр и упражнений по формированию навыков образования притяжательных прилагательных, согласно предложенной картотеке, в ходе изучения лексических тем.

Использование предложенных игр и упражнение не только в ходе НОД, но и в процессе индивидуальной работы с детьми.

Взаимодействие при решении поставленных задач по формировании. Навыков словообразования между всеми педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

6. Результат изменений

Используя в работе с детьми игры и упражнения, получаю хороший результат диагностики в конце коррекционно-развивающего обучения.

Повышение сформированности грамматического строя речи (словообразовательных навыков).

Успешность обучения ребёнка в школе, его социальная адаптация в обществе.

Профилактика и предупреждение специфических ошибок устной и письменной речи.

Совершенствование фонематического слуха.

Обогащение знаний об окружающем мире.

7. Публикации

в образовательной социальной сети nsportal.ru (2022 г.);

на сайте infourok.ru  «Инфоурок» (2022 г.)

8. Описание инновационного опыта учителя

Работа над формированием  навыков образования притяжательных прилагательных  у  детей с общим недоразвитием речи подразумевает использование  дидактических игр и упражнений при работе над каждой из лексических тем.  Работа строится на основе общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, деятельностного подхода, обогащения мотивации речевой деятельности. Направления и содержание работы по формированию  словообразовательных навыков притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста разрабатывались Н. С. Жуковой,  Р. И. Лалаевой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой,  Г. В. Чиркиной и др. Они выделяют три этапа, в соответствии с которыми я осуществляю коррекционно-развивающую деятельность:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Систематическое использование игр и упражнений, подобранных, разработанных в приложении и презентации, в соответствии с требованиями к речевому материалу на каждом этапе обучения, позволяют добиться формирования навыков образования притяжательных прилагательных у дошкольников на достаточно хорошем уровне. Задания в игровой форме способствуют активизации познавательного интереса и стимулируют дошкольников работать над усвоением навыков словообразования.

Игры и упражнения по  формированию  навыков образования притяжательных прилагательных  у  детей подбирала, разрабатывала и использовала в работе длительное время. Постоянно применяла, как часть занятия, а  по некоторым лексическим темам («Дикие животные», «Домашние животные», «Семья» и др.) возможно проведение  образовательной деятельности,  полностью подчинённой задачам формирования навыков образования притяжательных прилагательных в совокупности с развитием, например, связной речи и т. д. Опыт работы, описанный в содержании, приложении и презентации, считаю можно использовать педагогам работающим как с детьми, имеющим проблемы в речевом развитии, так и с детьми общеразвивающих групп.

Экспертное заключение: рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО

 

Ф.И.О. эксперта: С.А. Смирнова, старший преподаватель кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области.

 

Составляющие образования НОД, коррекционно-развивающее обучение, словообразование
Ключевые слова лексико-грамматическая сторона речи, дети с общим недоразвитием речи, коммуникация, развитие
Приложение 1. Картотека игр и упражнений на каждом этапе  формирования словообразовательных навыков притяжательных прилагательных у детей с ОНР дошкольного возраста;

2. Презентация

3. Опыт работы

Опыт работы Вершинина И А
Скачать файл
Приложение Вершинина ИА
Скачать файл
Притяжательные прилагательные
Скачать файл
Экспертное заключение Вершинина И.А.
Скачать файл