ФИО

Сурина Надежда Аркадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

3 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Демьяново Подосиновского района» КОГОБУ СШ пгт Демьяново Подосиновского района 613911 Кировская область, Подосиновский район, пгт Демьяново, ул. Школьная д. 5. Телефон/факс: (83351) 2-53-56, E-mail: bushmanova_72@mail.ru

Применение образовательных web-квестов призвано решить ряд задач, среди которых:

  • Заинтересовать ребёнка повысить мотивацию на изучение предмета.
  • Развить познавательные УУД, общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.).
  • Развить коммуникативные УУД, научить устанавливать эмоциональные контакты между обучающимися, сотрудничать.
  • Обеспечить формирование умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определять стратегию поведения.
  • Обеспечить релаксацию участников образовательного процесса, устранить нервную нагрузку, переключение внимания, смену форм деятельности и т.д.

Ф.И.О. Сурина Надежда Аркадьевна
Учреждение Кировское областное государственное образовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Демьяново Подосиновского района»

КОГОБУ СШ пгт Демьяново Подосиновского района

613911 Кировская область, Подосиновский район, пгт Демьяново, ул. Школьная д. 5. Телефон/факс: (83351) 2-53-56, E-mail: bushmanova_72@mail.ru

Должность Учитель географии
Стаж работы 3 года
Тема инновационного педагогического опыта Образовательный web-квест — современная технология обучения на уроках географии.

 

Ключевые слова Web-квест, инновационные образовательные технологии, самостоятельная работа учащихся, поиск информации, цифровой образовательный ресурс.
Аннотация Применение образовательных web-квестов призвано решить ряд задач, среди которых: во-первых, заинтересовать ребёнка повысить мотивацию на изучение предмета. Во-вторых, развить познавательные УУД, общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.). В-третьих, развить коммуникативные УУД, научить устанавливать эмоциональные контакты между обучающимися, сотрудничать. В-четвертых, обеспечить формирование умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определять стратегию поведения. В-пятых, обеспечить релаксацию участников образовательного процесса, устранить нервную нагрузку, переключение внимания, смену форм деятельности и т.д.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект При переходе на стандарты нового поколения возникла необходимость в новых средствах и методах организации учебного процесса. Прежде всего, это связано с тем, что помимо знания предмета должны быть сформированы еще и метапредметные УУД, охватывающие более широкие аспекты личности учащегося. За время работы в школе столкнулась с проблемой мотивации изучения предмета. Нужно было найти способ вовлечь в образовательный процесс учеников с низкой успеваемостью или сниженной мотивацией. Решить данную задачу можно посредством внедрения новых информационно-­коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании географии в школе. Одним из эффективных способов реализации данного подхода является применение образовательных web-квестов.

В образовательном процессе web-квест – проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением информации в Интернете для выполнения заданий преподавателя, что влияет на усиление знаний по работе и поощряет учиться независимо от учителя. Обучающиеся воспринимают задания как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения

Актуальность Образовательный web-квест — это маленький, интересный рассказ с вплетением проблемных заданий, которые реализуются через игру и приключения. Учащийся принимает на себя конкретную роль и переживает её, а в итоге выдает продукт в виде проекта, презентации, сообщения и т.д. Ребёнок может использовать учебник, но этой информации для него мало, поэтому технология web-квеста позволяет использовать ресурсы интернета для того, чтобы он нашёл новую, интересную информацию, визуализировал её, расширил свой кругозор. Но при обилии разнообразных источников в интернете дети не умеют правильно работать с информацией, правильно отбирать её, чтобы решить учебную задачу. Таким образом, образовательный web-квест – это сайт в интернете, с которым учащиеся работают, выполняя ту или иную задачу. При этом web-квест охватывает отдельную проблему урока или тему учебного предмета, а может и несколько предметов, т.е. может стать межпредметным.
Новизна Использование веб-квестов для организации урочной деятельности предполагает неограниченный доступ к информации, предоставление обучающимся возможности практического участия в работе над материалом, применение деятельностного подхода в обучении, организацию исследовательской работы, которая позволяет использовать сильные стороны каждого обучающегося.

Концепция изменений основана на активном внедрении квест-технологий в учебный процесс, которые позволяют использовать информационные ресурсы Интернета для решения проблемных заданий-проектов с элементами ролевой игры, направляющих школьников на самостоятельный творческий поиск, исследование, а значит непосредственную реализацию метапредметного образования.

Описание инновационного опыта Применение  web-квеста на примере изучения материка Африка на уроках географии в 7 классе.

Цель: изучить особенности природы, населения и хозяйственного освоения Африки.

На первом уроке (первый этап исследования) учащиеся знакомятся с основными понятиями и целями веб-квеста, учитель задает исходную ситуацию: «Представьте себе, что вы являетесь научными сотрудниками и в составе экспедиции, отправляетесь на самый жаркий материк планеты для его изучения».  Таким образом, класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта.

Далее учащиеся делятся на группы, определяя, таким образом роли, которые на себя принимают: историков, геологов, климатологов, гидрологов, биологов, демографов, экологов, специалистов по туризму и экономистов. Каждая группа получает ссылку на сайт (https://surinanadegda.wixsite.com/afrika-web-kvest), ученики знакомятся с особенностями своей профессии, распределяют обязанности и переходят на страницу с заданиями.

Здесь же на сайте представлены критерии оценивания. Система контроля позволяет ребёнку отследить действительно ли он правильно справился с заданием и то ли он сделал, что от него требовалось, а следовательно, если ли у него есть критерии оценки, в нем заложена ситуация успеха, он знает, насколько он справился и какую оценку может получить и, естественно, уже будет стремиться заработать оценку выше, сделать лучше и интереснее, оригинальнее.

Второй этап (второй, третий урок и внеурочная самостоятельная деятельность) предполагает путешествие в сети интернет по предложенным ссылкам на сайте web-квеста и выполнение проблемных заданий. На этом этапе учитель выступает в роли координатора и консультанта. Рассмотрим задания каждой группы.

Задания для историков: выяснить, кто изучал материк, какой вклад в развитие географии внесли исследователи Африки и как их открытия полностью изменили представление о Черном континенте, систематизировать знания, заполнив предложенную таблицу, нанести на контурную карту маршруты путешествий и подготовить сообщение о путешественниках-исследователях.

Задания для геологов: изучить рельеф материка, происхождение полезных ископаемых и их размещение, нанести на контурную карту полезные ископаемые.

Задания для климатологов: изучить климат в разных частях материка, составить климатограммы предложенных городов, нанести на карту климатические пояса Африки.

Задания для гидрологов: дать характеристику рек (исток, устье, направление течения, питание и режим) и озер (площадь, глубина) Африки, нанести их на контурную карту все реки и озера, подготовить сообщения о самых крупных объектах.

Задания для биологов: изучить растительный и животный мир материка, способы приспособления к условиям проживания.

Задания для демографов: изучить население Африки, принадлежность к расам, описать особенности внешних признаков, подготовить доклад о размещении населения на материке.

Задания для экономистов: рассмотреть ресурсы стран Африки, изучить промышленность и сельское хозяйство стран материка, определить наиболее благоприятные экономические районы.

Задания для экологов: выявить экологические проблемы и наметить пути их решения.

Задания для специалистов по туризму: разработать буклет с туристическими маршрутами, нанести их на карту.

На заключительном этапе группы исследователей представляют творческий отчет своей проектной деятельности перед классом. Материалы квеста оформляются в единую папку.

Продукт опыта / проекта Web-квест “Путешествие в Африку» (сайт квеста: https://surinanadegda.wixsite.com/afrika-web-kvest)
Затруднения в реализации, риски Реализация метапредметного подхода требует от педагога высокого уровня мастерства, общекультурного, методологического уровня подготовки. Необходимость разностороннего образования учителя. Для образовательных web-квестов особенно серьезной проблемой является необходимость в большой подготовительной работе к проведению. Учителю необходимо познакомиться с базовыми теоретическими положениями, которые будут использоваться в квесте, продумать возможные направления исследования обучающихся, вопросы, которые могут у них возникнуть в ходе разработки и создать сайт.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Повышение мотивации обучающихся при изучении географии, увеличение эффективности работы детей, обеспечение перехода от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности, обогащение кругозора детей, рост познавательной активности, увеличение количества участников предметных олимпиад и конкурсов.

Количество призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников вырос в 4 раза.

Использование данной технологии в образовательном процессе дает возможность: заинтересовать обучающихся к изучению учебной дисциплины; повысить мотивацию к обучению; использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая); наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.; воспитывать информационную культуру учащихся; работать в группах.

Публикации

по теме опыта

Сурина Н.А. «Образовательный web-квест – современная технология обучения на уроках географии» [Текст] / Н.А. Сурина // Социальное проектирование как ресурс развития естественнонаучного и географического образования: сборник материалов 47-я областная научно-практическая конференция педагогических работников в области биологии, географии, химии и экологии. 17 января 2020 г., г. – Киров: ООО «Полиграфовна, 2020. – С. 105-107. – ISBN 978-5-6043760-1-0

 

Сурина Н.А. «Образовательный web-квест — современная технология обучения на уроках географии» [Электронный ресурс] / https://infourok.ru/statya-na-temu-obrazovatelnyj-web-kvest-sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-na-urokah-geografii-5272545.html

Экспертное заключение Представленный опыт работы по использованию образовательного web-квеста является актуальным и может быть использован учителями разных учебных предметов.
Ф.И.О. эксперта  Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», к.п.н.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

Описание опыта
Скачать файл
Экспертное Сурина Н.А.
Скачать файл
Приложение 1. Технологическая карта урока Путешествие в Африку
Скачать файл
Приложение 2. Презентация
Скачать файл