ФИО

Лимонова Татьяна Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

44 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Суна Зуевского района Кировской области» Адрес: 612402, Кировская область, Зуевский район, с. Суна, ул. Коммунистическая, д. 10 Телефон: 8(83337)45234 E-mail: schoolsuna@yandex.ru

Развитию памяти в данной методике отводится большое внимание. Для того, чтобы хорошо работала память, важна тренировка различных участков мозга. Ребёнок может запомнить от пяти до девяти единиц, значит у него физиологически здоровая память. Объём памяти можно увеличить за счёт тренировок. Секретов феноменальной памяти нет. Это тренируемый процесс. Тренируя память, развиваем интеллект, концентрацию внимания, мышление.

Большинство школьных предметов направлено на развитие левого полушария. Когда ребёнок читает, он должен представить образ, картинку того, что прочитал. Левое же полушарие отвечает за логику, за образное мышление отвечает правое полушарие. Кроме этого, когда мы развиваем одно полушарие, головной мозг ребёнка становится перегруженным.

Ещё в 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри провёл исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам, учёные пришли к выводу, что когда человек в своём обучении задействует технологии по гармонизации левого и правого полушария, то увеличивается продуктивность и результативность. Это говорит о том, что мы должны развивать оба полушария, которые дадут максимальный эффект в обучении детей. Межполушарное взаимодействие – это повышение концентрации внимания, повышение интеллектуального уровня, успехи в учёбе. Ребёнок становится собранным. Это повысит его читательский уровень, эффективность обучения. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации, в связи с чем возникают сложности в обучении, проблемы в письме, в устной речи, в восприятии учебой информации. Для координации работы полушарий в данной методике используются следующие упражнения:

  1. «Мелкая мозаика» обеими руками, левой рукой. 1-2 минуты.
  2. «Обведи фигуры двумя руками одновременно».
  3. «Раскрашивание двумя руками одновременно».
  4. «Алфавит на листе».

Чтение – сложный психический процесс, в котором задействованы память, внимание, воображение и мышление. Многие упражнения в данной методике направлены на отработку скорости чтения:

— упражнение «Моторчик»

— упражнение «Стук» (преподаватель стучит карандашом по столу во время чтения ученика, заглушая громкость чтения)

— «Догонялки» (читаем столбики слов как можно быстрее)

— «Анаграммы»

— «Чтение по очереди»

— чтение «Шторка» (читаем столбики слов, ведя закладкой сверху)

— «Слова с пропусками», «антиципации».

Базовая часть методики 32 часа. Задания даются строго в соответствии с учебным планом занятий. У ребёнка рабочая тетрадь. Учебное пособие выносится на интерактивную доску.

1.Учим ребёнка быть внимательным.

2.Развиваем все виды памяти.

3.Приобщаем ребёнка к решению задач, учим думать.

4.Развиваем образное мышление, творческие способности.

5.Учим детей читать, скорость чтения увеличивается в 3-4 раза. 6.Формируется навык работы с текстом.

Ф.И.О. Лимонова Татьяна Геннадьевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Суна Зуевского района Кировской области»

Адрес: 612402, Кировская область, Зуевский район, с. Суна, ул. Коммунистическая, д. 10

Телефон: 8(83337)45234

E-mail: schoolsuna@yandex.ru

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 44 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Мастер – класс «Скорочтение и развитие памяти – один из путей формирования навыков беглого, сознательного и выразительного чтения обучающихся начальных классов»
Ключевые слова Межполушарное взаимодействие, память, внимание, чтение
Аннотация (не более 500 знаков) Развитию памяти в данной методике отводится большое внимание. Для того, чтобы хорошо работала память, важна тренировка различных участков мозга. Ребёнок может запомнить от пяти до девяти единиц, значит у него физиологически здоровая память. Объём памяти можно увеличить за счёт тренировок. Секретов феноменальной памяти нет. Это тренируемый процесс. Тренируя память, развиваем интеллект, концентрацию внимания, мышление.

Большинство школьных предметов направлено на развитие левого полушария. Когда ребёнок читает, он должен представить образ, картинку того, что прочитал. Левое же полушарие отвечает за логику, за образное мышление отвечает правое полушарие. Кроме этого, когда мы развиваем одно полушарие, головной мозг ребёнка становится перегруженным.

Ещё в 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри провёл исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам, учёные пришли к выводу, что когда человек в своём обучении задействует технологии по гармонизации левого и правого полушария, то увеличивается продуктивность и результативность. Это говорит о том, что мы должны развивать оба полушария, которые дадут максимальный эффект в обучении детей. Межполушарное взаимодействие – это повышение концентрации внимания, повышение интеллектуального уровня, успехи в учёбе. Ребёнок становится собранным. Это повысит его читательский уровень, эффективность обучения. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации, в связи с чем возникают сложности в обучении, проблемы в письме, в устной речи, в восприятии учебой информации. Для координации работы полушарий в данной методике используются следующие упражнения:

1.      «Мелкая мозаика» обеими руками, левой рукой. 1-2 минуты.

2.      «Обведи фигуры двумя руками одновременно».

3.      «Раскрашивание двумя руками одновременно».

4.      «Алфавит на листе».

Чтение – сложный психический процесс, в котором задействованы память, внимание, воображение и мышление. Многие упражнения в данной методике направлены на отработку скорости чтения:

— упражнение «Моторчик»

— упражнение «Стук» (преподаватель стучит карандашом по столу во время чтения ученика, заглушая громкость чтения)

— «Догонялки» (читаем столбики слов как можно быстрее)

— «Анаграммы»

— «Чтение по очереди»

— чтение «Шторка» (читаем столбики слов, ведя закладкой сверху)

— «Слова с пропусками», «антиципации».

Базовая часть методики 32 часа. Задания даются строго в соответствии с учебным планом занятий. У ребёнка рабочая тетрадь. Учебное пособие выносится на интерактивную доску.

1.Учим ребёнка быть внимательным.

2.Развиваем все виды памяти.

3.Приобщаем ребёнка к решению задач, учим думать.

4.Развиваем образное мышление, творческие способности.

5.Учим детей читать, скорость чтения увеличивается в 3-4 раза.

6.Формируется навык работы с текстом.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Много различных приёмов формирования навыка чтения использовала в работе, но не было системы формирования данного навыка.

В 2021 году познакомилась с методикой скорочтения Регины Казарян – автора онлайн-курсов «Преподаватель скорочтения», эксперта в области развития памяти.

Актуальность  С сожалением отмечено, что сегодня книга «ушла» на задний план. Обширные возможности интернета с яркой информацией, отсутствие семейного культа чтения отодвигает книгу, обесценивая её роль.

В современных условиях, не мало важна также и скорость чтения, так как очевидна взаимосвязь медленного чтения и результатов учебного процесса. Уже на этапе начальной школы можно заметить, что неуспевающие обучающиеся имеют низкую скорость чтения и понимания прочитанного. Если этот процесс не контролировать и не корректировать, ситуация может усугубляться. На этапе средней школы, обучающийся может столкнутся с ещё бо́льшими трудностями, так как результат медленного чтения отражается на всех без исключения предметных направлениях: гуманитарных, естественных, физико-математических. Отсюда появляется отторжение книги и нежелание читать, соответственно происходит торможение развитие личности.

Основная задача скоростного чтения — повысить скорость с учетом понимания текста. Обучающимся это интересно, потому что значительно увеличиваются знания, происходит усвоение большего количества учебного материала, и тем самым улучшаются результаты освоения основной образовательной программы. Помимо очевидных преимуществ скоростного чтения, этот навык повышает уровень самооценки, придает уверенность в собственных силах. При повышении скорости чтения наш мозг не успевает отвлечься на другие посторонние мысли, он сосредоточен на текстовой информации.

Новизна Второй год работаю по данной методике. Регина Казарян предлагает использовать эту методику в платной школе для репетиторства. Её группы от двух до 4 человек. Я же решила использовать эту методику на уроке в общеобразовательной школе. Один раз в неделю провожу урок Скорочтения. Кроме этого в начале каждого урока чтения 10 -15 минут посвящаю скорочтению, используя элементы данной методики.
Описание инновационного опыта Конспект выступления.

Презентация

Методические материалы: рабочая тетрадь, учебное пособие, план занятий.

Продукт опыта / проекта Формирование навыка чтения, развития памяти, способствующей запоминанию информации. Успехи в учёбе.
Затруднения в реализации, риски Я учитель сельской школы, детей в классе немного, нет проблем в распечатывании Рабочей тетради. Учебное пособие выношу на интерактивную доску. При большем количестве детей могут быть проблемы с бумагой.
Публикации

по теме опыта

нет
Экспертное заключение Экспертное заключение по педагогическому опыту учителя начальных классов МКОУ СОШ с. Суна Зуевского района Кировской области Лимоновой Татьяны Геннадьевны для внесения в региональный Банк данных.

Мастер – класс «Скорочтение и развитие памяти – один из путей формирования навыка беглого чтения»

Представленные материалы соответствуют по содержанию указанной теме. Перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приёмов формирования беглости чтения в начальных классах с учётом понимания текста, что является в настоящее время достаточно актуальным. Автор указывает на необходимость формирования у обучающихся беглости чтения и развития памяти с помощью различных упражнений. Упражнения построены в системе от простого к сложному. Это вызывает интерес ребёнка и способствует быстрому усвоению.

Автором представлена возможность использования приёмов развития беглости чтения на таких упражнениях, как «Моторчик», «Стук», «Догонялки», «Аннаграммы», «Чтение по очереди», «Шторка». Для развития памяти и межполушарного взаимодействия обучающихся младшего школьного возраста автор использует интересные и достаточно сложные упражнения: «Обведи фигуры обеими руками», «Раскрашивание двумя руками».

Опыт реализации методики был представлен педагогом на окружном фестивале учителей начальных классов «У меня это хорошо получается» на базе МКОУ ДПО ИМЦ города Кирова. Педагоги отметили актуальность опыта, его практическую значимость, целесообразность практического применения.

Опыт работы Лимоновой Т.Г. соответствует требования обновлённых ФГОС НОО по литературному чтению, может быть использован в работе другими педагогами и рекомендуется для размещения в региональном Банке педагогического опыта.

 

Методист РМК Зуевского РУО О.Б. Казанцева

 

И.О. начальника Зуевского РУО М,С.Сухарева

Ф.И.О. эксперта
Рубрика Начальное общее образование
мастер-класс
Скачать файл
мастер-класс по скорочтению
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл