ФИО

Суворова Елена Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

32 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кирова МОАУ СОШ №8 города Кирова 610021 г. Киров , ул. Солнечная, д. 21, контактный телефон - 89091313925, E-mail: fakel002@mail.ru

Проблемы, возникающие в учебной деятельности, во многом связаны с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому в течение нескольких лет я в своей работе использую приемы смыслового чтения, которые позволяют работу учеников над любым текстом. Осмысленное чтение дает возможность формирования у учеников навыков, полезных для дальнейшей деятельности: умения работать с текстом, находить нужную информацию, выстраивать свои суждения и развивать речь.

Ф.И.О. Суворова Елена Геннадьевна
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кирова

МОАУ СОШ №8 города Кирова

610021 г. Киров, ул. Солнечная, д. 21,

контактный телефон — 89091313925,

E-mail: fakel002@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Смысловое чтение как способ формирования функциональной грамотности.

 

Ключевые слова смысловое чтение, текст, читательская грамотность, работа с текстом, функциональная грамотность.

 

Аннотация (не более 500 знаков) Проблемы, возникающие в учебной деятельности, во многом связаны с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому в течение нескольких лет я в своей работе использую приемы смыслового чтения, которые позволяют организовать активную работу учеников над любым текстом. Осмысленное чтение дает возможность формирования у учеников навыков полезных для дальнейшей деятельности: умения работать с текстом, находить нужную информацию, выстраивать свои суждения и развивать речь.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В своей профессиональной деятельности мне пришлось столкнуться с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы были выбраны приемы смыслового чтения, которые позволяют активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учат самостоятельности в работе с текстом, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.
Актуальность Работая в школе в качестве учителя русского языка и литературы, я сталкиваюсь со следующими проблемами:

  • дети, которые приходят в 5-й класс после начальной школы, имеют достаточно низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий, не успевают познакомиться с нужным учебным и художественным материалом на уроке;
  • зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном, выделить ключевые слова и по ним определить тему текста и основную мысль;
  • затрудняются кратко пересказать содержание,
  • при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания;
  • редко обращаются к текстам познавательного характера.

 

Использование приемов смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического мышления.

Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Новизна Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

Новизна опыта заключается в системном подходе к проблеме работы с текстом, в отборе «находок» для реализации цели обучения и в создании условий, способствующих самореализации каждого ученика.

Описание инновационного опыта   Задача современной школы заключается в формировании функционально грамотной личности, способной свободно ориентироваться в окружающем мире и действовать в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами. Одним из эффективных способов формирования функциональной грамотности на уроках является смысловое чтение.

Традиционный подход к формированию умения понимать текст не удовлетворяет современным требованиям. Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Чтение – это способность понимать прочитанное и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнать что-то новое, и развиваться, а также участвовать в жизни общества. Поэтому, изучив методическую литературу, связанную с работой с текстом, работы психологов и педагогов, посвященные данному вопросу, я выделила три этапа работы с текстом:

1) До чтения текста. Основная цель этого этапа — формулировка предположения, о чем будет текст, по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение);

2) Во время чтения текста. Это этап вдумчивого, изучающего чтения (на этапе обучения чтению вслух) в режиме диалога с автором;

3) После чтения текста. На этом этапе происходит важная интеллектуальная работа, в ходе которой ученик осмысливает прочитанное, формулирует главную мысль текста, выявляет авторскую позицию, в т.ч. с помощью рефлексивного чтения.

В своей работе я применяю приемы смыслового чтения на разных этапах работы с текстом. Так на уроке по изучению отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»тна стадии вызова через работу со словом «сошлись» вышли на цель урока — сравнить двух героев – полководцев во время Полтавского боя, т. е. учащиеся спрогнозировали, о чем может пойти речь в данном отрывке, и как результат – был создан мотив осмысленного чтения произведения. Этому способствовала историческая информация о Полтавском бое, которая была дана для учащихся дополнительно, и с которой надо было поработать и извлечь главную информацию.

Прием «Ассоциации» применяю при работе с рассказами. «Рождество –праздник – свет – подарки -Христос — ангел – чудо» — это ассоциативный ряд, который выстроили учащиеся перед прочтением рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». От этого понимания мы вышли на название рассказа «Чудесный доктор». Почему доктора назвали чудесным? Задав такой проблемный вопрос, идет дальнейшая работа по тексту, при которой ученики выбирают информацию для дальнейших доказательств своих суждений.

 На втором этапе «осмысление» — организовала работу с текстом по группам. Ученики, работая с текстом, выбирали необходимую по заданиям, сформулированным в виде вопросов, информацию.  Результат: выбор текстового материала для сравнения Петра I и Карла XII. Таким образом осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текстом): поиск и структурирование.

При изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала» ребята создают цитатную таблицу, в которой сопоставляют цвет, звук, настроение на балу и после бала, обязательное условие – сделать выводы после сопоставления.

На третьем этапе «рефлексии» учащиеся используют информацию, полученную на стадии осмысления содержания, в новой ситуации. «Представьте, что вы ведете экскурсию в музее. Вы в зале, где все картины посвящены Полтавской битве. На какие картины вы обратили бы внимание посетителей выставки ( не забывайте о теме урока). Почему?  Кто из героев остается в памяти истории? Объясните свою точку зрения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Прием «Задай вопрос автору» применяю после прочтения и работы с текстом В. П. Астафьева «О чем плачут лошади», А. Платонова «Юшка».Учащиеся задавали «серьезные» вопросы, связанные с поведением людей, их отношением к главному герою, почему автор решился показать человеческую черствость по отношению не только к человеку, но и к животным. Дети выделяли важные нравственные вопросы, которые они почувствовали после прочтения произведений.

Главное преимущество смыслового чтения– активная позиция ученика по отношению к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций, и понимание авторской позиции. Развиваются коммуникативные способности ученика.

Продукт опыта / проекта Технологическая карта урока «Сравнительная характеристика Петра I и  КарлаXII»( Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»)»
Затруднения в реализации, риски 1.      Сложность в работе с информацией;

2.      сложность в структурировании основной и дополнительной информации;

3.      затруднения в переработке текста и в создании своего текста, т. к. мал словарный запас учащихся и узкий кругозор современного школьника.

Публикации

по теме опыта

Суворова Е.Г. Методическая разработка «Урок литературы в 7 классе «Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII» (Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава»)»//сборник «Педагогика; опыт и практика», 2020 – Смоленск. «MEDINAR»
Экспертное заключение   Тема инновационного педагогического опыта «Смысловое чтение как способ формирования функциональной грамотности» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, нацеленных на достижение метапредметных результатов.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор указывает на необходимость формирования у обучающихся читательской грамотности с помощью приемов смыслового чтения, помогающих овладевать аналитическим, интерпретирующим и критическим мышлением.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка и литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в системном подходе к проблеме работы с текстом, в отборе «находок» для реализации цели обучения и в создании условий, способствующих самореализации каждого ученика.

Достоинством инновационного педагогического опыта является описание возможностей использования приемов смыслового чтения на разных этапах работы с текстом: стадиях вызова, осмысления и рефлексии. Например, приемов «Ассоциации», «Цитатная таблица», «Задай вопрос автору» и др.

Приложение содержит интересный методический материал: технологическую карту урока «Сравнительная характеристика Петра I и  КарлаXII» (Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»)».

Инновационный опыт, представленный в публикации в сборнике «Педагогика: опыт и практика», имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Смысловое чтение как способ формирования функциональной грамотности» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО по русскому языку и по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Описание опыта приложение 1
Скачать файл
технологическая карта урока
Скачать файл