ФИО

Напольская Анна Кимовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель физики

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение "Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка" КОГОАУ ВГГ 610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru

Представлен опыт использования системы занятий и заданий междисциплинарного содержания. Доказывается, что целенаправленное моделирование педагогом алгоритма своей работы на основе концентрической системы поэтапной педподдержки познавательного интереса ученика через организацию его проектной и исследовательской деятельности приводит к необходимости интеграции различных предметных областей и форм организации образовательного процесса и создает условия для активного формирования функциональной грамотности ученика.

Ф.И.О. Напольская Анна Кимовна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»

КОГОАУ ВГГ

610000, г. Киров, ул. Свободы, 76, (8332) 64-82-31, vhg@vhg.ru

 

 

Должность Учитель физики
Стаж работы 37
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Роль интеграции в процессе реализации требований ФГОС по повышению функциональной грамотности ученика при обучении физике»
Ключевые слова Функциональная грамотность, интеграция предметных областей и форм организации образовательного процесса, концентрическая система педподдержки познавательного интереса
Аннотация (не больше 500 знаков) Представлен опыт использования системы занятий и заданий междисциплинарного содержания. Доказывается, что целенаправленное моделирование педагогом алгоритма своей работы на основе концентрической системы поэтапной педподдержки познавательного интереса ученика через организацию его проектной и исследовательской деятельности приводит к необходимости интеграции различных предметных областей и форм организации образовательного процесса и создает условия для активного формирования функциональной грамотности ученика.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект На первом году обучения физики у большинства учеников зарождается познавательный интерес к данной науке, к объяснению природных явлений окружающего мира, однако по мере знакомства с физическими закономерностями в дальнейшем опять-таки у большинства детей интерес угасает под натиском сложной теории, не находящей применения в непосредственном жизненном опыте. Причем лишь у единиц формируется целостная картина миропонимания, вырабатываются навыки выявления взаимосвязи закономерностей естественнонаучных дисциплин, умения переноса знаний в другие предметные области, умения наблюдать и видеть проявление изученных закономерностей в окружающем мире, анализировать и моделировать свое отношение к происходящему. Именно дефицит в формировании метапредметных ученических умений снижает интерес к процессу познания окружающего мира. Это и является одной из ключевых компетенций функциональной грамотности учащихся.
Актуальность Реализация заявленных ФГОС ООО целей образования способствует решению проблемы развития познавательного интереса в ходе обучения физике. Формирование функциональной грамотности учащихся может успешно осуществляться через специально организованную педагогом систему проектно-исследовательской деятельности учащихся интегративного характера во всех формах образовательного процесса.
Новизна Интеграция не только предметных областей, но и форм организации образовательного процесса, причем носящая системный и личностно-ориентированный характер.
Описание инновационного опыта Концепция педагогической деятельности автора – концентрическая система поэтапной педподдержки познавательного интереса гимназиста через интеграцию различных предметных областей и форм организации образовательного процесса.

Параллельно прослеживаются следующие сопряженные друг с другом линии организации учебного процесса:

•          Организация деятельности учащихся интегрированного содержания в ходе образовательного процесса на уроках.

•          Организация проектной, исследовательской и творческой деятельности гимназиста, способствующей формированию универсальных учебных действий, при решении проблемных задач межпредметного содержания в процессе внеурочных занятий.

•          Руководство научно-исследовательской деятельностью гимназистов сопровождается интеграцией физического обоснования объекта исследования в другие области знаний.

Основная цель – создание условий для формирования универсальных учебных действий и развития функциональной грамотности

Ведущие технологии — учебный проект, исследовательская деятельность в рамках развивающего и проблемного обучения

Предлагается модель алгоритма деятельности педагога:

Реализация основной образовательный программы (ООП) — дополнительный образовательный программы (ПДО) – программы внеурочной деятельности (ВД), в ходе которых специально организуется системная проектная, исследовательская деятельность на основе интеграции знаний или способов познания отдельных дисциплин – презентация результатов — интегрирующее событие (ИС)- выявление нового объекта интереса –развитие полифункциональных умений- переход на концентрическую систему педподдержки познавательного интереса ( расширение модели предмета интереса) – ООП – ПДО – ВД– интегрирующее событие(ИС) -…

Разработана система специально смоделированных занятий межпредметного содержания в урочной и внеурочной деятельности с применением технологий учебного проекта и исследования с целью выявления, поддержки и развития познавательной и творческой активности гимназистов. Приведены темы этих занятий и конкретные примеры некоторых из них.

Продукт опыта / проекта Модель физического образования на основе реализации концентрической системы педподдержки познавательного интереса учащихся через интеграцию предметных областей и форм организации образовательного процесса.
Затруднения в реализации, риски Реализация данной системы работы достаточно трудоемкий процесс, особенно на начальном этапе, затруднения возникают при выявлении и детализации предмета познавательного интереса, его объемное рассмотрение в многопредметной области. Трудности возникают также при организации взаимодействия учителей – предметников смежных дисциплин и в постоянном наращивании собственных знаний. Но при отработке описанного алгоритма организованное сотрудничество педагога и учеников становится продуктивным и достаточно интересным процессом для обеих сторон. И при условии целенаправленной системной организации совместной деятельности этот опыт может быть успешно применен другими педагогами.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Результаты многолетнего мониторинга личностных достижений учашихся и выпускников:

— Стабильный рост познавательного интереса учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла.

— Устойчивый интерес к познанию окружающего мира в ходе образовательного процесса и вне школы

— Стабильно высокий процент учащихся, занимающихся внеурочной деятельностью по физике

— Повышение качества обученности

— Успешное участие учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня

— Результаты сдачи ЕГЭ и ОГЭ стабильно выше среднего областного показателя

— Большая часть выпускников, поступающих на технические специальности ведущих вузов страны и, что не менее важно, успешное их окончивающих

— Абсолютное большинство выпускников делают выбор направления обучения, дающий возможность реализовать собственный потенциал

Публикации

по теме опыта

Интернет-ресурсы:

Напольская АК » Совместный поиск решения научной проблемы как способ развития универсальных умений ученика.» https://infourok.ru/statya-sovmestniy-poisk-resheniya-nauchnoy-problemi-kak-sposob-razvitiya-universalnih-umeniy-uchenika-2169453.html

Напольская А.К. Практика формирования УУД через организацию проектной и исследовательской деятельности при обучении физике, https://infourok.ru/praktika-formirovaniya-uud-cherez-organizaciyu-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-pri-obuchenii-fizike-2325973.html

Напольская А.К. Подходы к астрономическому образованию в основной школе https://infourok.ru/podhodi-k-astronomicheskomu-obrazovaniyu-v-osnovnoy-shkole-2325592.html

 

Статья из сборника:

Напольская А.К. Физическое исследование в летнем эвристическом лагере// Сборник Летний эвристический лагерь: учеба отдыху не помеха, Киров, 2022

Электронные ресурсы:

Напольская А.К., Колпакова А.В., Шимова Е.В., Арутюнян В.А., Шулева П.В. Виртуаль-ный музей «Истории физической лаборантской» как сред-ство формирования предмет-ных УУД [Электронный ре-сурс] // Педагогическое про-ектирование : идеи и реше-ния: сборник статей. Выпуск 3, издательство МЦИТО, 2020

Напольская А.К., Костина Е.А., Нилов А.Ю., Литвинчук А.Е. Комплект дидактических материалов для организации дистанционного обучения по физике по избранным темам механики [Электронный ресурс]//Педагогическое проек-тирование: идеи и решения: сборник статей.Выпуск 4 ,Издательство МЦИТО, 2021

Экспертное заключение Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, к.п.н., ст. методист центра управления и инноваций
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

 

Роль интеграции в процессе реализации требований ФГОС по повышению функциональной грамотности ученика при обучении физике
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл