ФИО

Русских Инна Евгеньевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии

СТАЖ РАБОТЫ

31 год

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Кирово-Чепецка Кировской области. 613050, Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Сосновая, д.24, корпус 2. Тел. 8(83361)3-11-20 E-mail: k-ch-school6@mail.ru

В работе представлена система разноуровневых заданий для организации текущего и промежуточного контроля по программе биологии 6 класса. Разноуровневые задания – это задания разной сложности или с разным способом выполнения, они включают вопросы на проверку знаний базовых понятий, а также более сложные задания на установление причинно-следственных связей, применения в знакомой и незнакомой ситуации, заданий с иллюстрациями. Применение таких заданий позволит учителю оценить предметные и метапредметные результаты, которые являются базой для развития функциональной грамотности у учащихся.

Ф.И.О. Русских Инна Евгеньевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 города Кирово-Чепецка Кировской области.

613050, Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Сосновая, д.24, корпус 2.

Тел. 8(83361)3-11-20

E-mail: k-ch-school6@mail.ru

Должность Учитель биологии
Стаж работы 31 год
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Разноуровневый контроль как форма оценки достижений планируемых результатов по биологии за курс 6 класса
Ключевые слова Предметные результаты, метапредметные результаты, функциональная грамотность, контроль, разноуровневые задания
Аннотация (не больше 500 знаков) В работе представлена система разноуровневых заданий для организации текущего и промежуточного контроля по программе биологии 6 класса. Разноуровневые задания – это задания разной сложности или с разным способом выполнения, они включают вопросы на проверку знаний базовых понятий, а также более сложные задания на установление причинно-следственных связей, применения в знакомой и незнакомой ситуации, заданий с иллюстрациями. Применение таких заданий позволит учителю оценить предметные и метапредметные результаты, которые являются базой для развития функциональной грамотности у учащихся.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов меняется система оценивания достижений учащихся. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не только освоение содержания изучаемого материала (предметные результаты), но овладение системой учебных действий: регулятивных, познавательных и коммуникативных На изучение биологии в 5-7 классах отводится 1 час в неделю. Учителю необходимо за 40-45 минут урока провести проверку уровня усвоения материала, уровня развития умений и организовать изучение нового материала. Как скоординировать работу, чтобы в рамках уроков биологии можно объективно оценить достижения планируемых результатов?
Актуальность Контроль учебных достижений обучающихся, включающий их проверку и оценку, является важнейшей составляющей организации образовательно-воспитательного процесса. Оценивание рассматривается как процедура определения соответствия индивидуальных достижений обучающихся планируемым результатам. Итогом оценивания служит оценка – суждение об уровне выявленного результата, которое находит количественное выражение в отметке.

Оценивание как компонент контроля выполняет ряд важных функций: информационную, образовательную, воспитательную, мотивационно-стимулирующую и др. Объективность оценки помогает педагогу выявить успешность движения намеченных целей и служат основанием для корректировки деятельности.

Новизна Система разноуровневых заданий (карточек) для организации текущего и промежуточного контроля по биологии 6 класса, позволяющая проверить и проанализировать уровень достижения планируемых результатов.
Описание инновационного опыта Система оценивания планируемых результатов освоения школьной программы предполагает включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), использование критериальной системы оценивания, разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.

Достижение образовательных результатов по биологии, в том числе предметных, невозможно без эффективной системы контроля, диагностики и оценки результатов обучающихся. Текущий контроль знаний, умений, способов действий позволяет учителю своевременно и регулярно получать обратную связь о результатах, достижениях, или, наоборот, о проблемах усвоения тех или иных разделов и тем курса биологии. Это дает возможность учителю оценивать динамику достижения предметных результатов и при необходимости корректировать виды и формы педагогической деятельности с целью отбора наиболее эффективных и результативных методик и технологий, позволяющих успешно достигать результатов обучения.

В практике работы используются задания различной типологии и уровня сложности для оценки усвоения отдельных элементов содержания конкретной темы. В работу (карточку), как правило, включаются задания трех уровней: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации. Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование обучающимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Для поиска ответа на вопрос учащиеся применяют полученные знания и навыки. Для выполнения заданий требуется умение анализировать информацию и принимать решения, что способствует развитию критическое мышления, которое является важным аспектом функциональной грамотности.

Следует отметить, что разноуровневые задания способствую формированию и основных видов функциональной грамотности. Так, умения прочитать задание, условие задачи, проанализировать его, понять суть вопроса, извлечь важную и второстепенную информацию – есть ничто иное, как читательская грамотность.

Для развития естественнонаучной грамотности важно правильно интерпретировать научные данные, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Письменные ответы на открытые вопросы требуют от ученика правильной конструкции предложений, выстраивания логики рассуждения, доказательности, всё это способствует формированию коммуникативных умений.

Для разработки карточек и итоговой контрольной работы использовался формат заданий ВПР и ОГЭ по биологии, тестовые задания закрытого типа (позволяют экономить время на выполнение) и открытого типа (позволяют проверить логику рассуждения).

Текущий контроль (карточки с разноуровневыми заданиями) используется после изучения и отработки теоретического материала, изучаемого на протяжении 2-3 уроков. На уроках, предыдущих контролю, на этапе актуализации или объяснения нового материала учитель предлагает учащимся выполнить аналогичные задания, разбирает алгоритм выполнения задания, учит выделять ключевые слова, анализировать рисунок, правильно формулировать ответ. Затем на следующем уроке, используя карточки, проводит небольшую проверочную работу по изученному материалу, рассчитанную на 10-15 минут. После проверки работ обязательно проводит анализ типичных ошибок (можно организовать разбор ошибок индивидуально на перемене, или фронтально – в начале следующего урока).

Итоговая контрольная работа направлена па проведение промежуточного контроля по программе курса биологии 6 класса. Рассчитана на 45 минут. Главными объектами оценивания являются те элементы предметных знаний и предметных умений, которые являются обязательными для освоения всеми обучающимися по итогам обучения.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на анализе и оценке образовательных достижений обучающихся по комплексу взаимосвязанных показателей. Каждое проявленное умение или усвоенное положение добавляет баллы к уже полученному результату. Сумма баллов по каждой критериальной позиции переводится в привычные пятибалльные отметки. Для того чтобы оценивание было более дифференцированным и точным, выделяются возможные уровни достижения данного параметра, которые также соотносятся с традиционным нормативным оцениванием. Уровни относятся как к знаниевой (воспринимает, распознает, представляет в преобразованном виде и др.), так и к деятельностной (применяет по образцу, применяет в измененной ситуации, понимает способ действий, преобразует способ действий) составляющим планируемого результата освоения образовательной программы.

Предложенная система разноуровневых заданий для текущего контроля поможет учителю и учащимся в рамках урока проверить не только предметные знания, а также владение метапредметными навыками, умение применять полученные знания для решения проблемной или практической ситуации. Выполнение заданий в системе и анализ ошибок позволяет учителю своевременно скорректировать свою работу, направленную на достижение планируемых результатов.

Постоянное отслеживание уровня сформированности планируемых результатов имеет важное значение для установления соответствия учебных достижений обучающихся требованиям ФГОС ООО к результатам освоения федеральной рабочей программы по биологии.

Продукт опыта / проекта Система разноуровневых заданий (карточек) для организации текущего контроля и итоговая контрольная работа для проведения промежуточного контроля по программе биологии 6 класса (все работы представлены на два варианта)

Приложение 1. Система карточек с разноуровневыми заданиями по основным темам курса биологии 6 класса на два варианта с критериями оценки.

Приложение 2. Проверочная работа за курс биологии 6 класса для проведения промежуточной аттестации на два варианта с критериями оценки.

Затруднения в реализации, риски Трудоемкость в анализе учителем выполненных работ, умение отделить предметное содержание (знаниевый компонент) от метапредметных умений.

Снижение эффективности развития метапредметных умений у учащихся в связи с тем, что биология в 6 классе изучается 1 раз в неделю, а также с недостаточным уровнем учебной мотивации у учащихся, их желаем проанализировать причины своих ошибок.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

1.     Процент выполнения заданий №9 и №10 ВПР по биологии, направленных на проверку метапредметных умений, составил 78% и 98% соответственно.

2.     100% выполнение учащимися 6-х классов работы для промежуточной аттестации. Количество учащихся, выполнивших работу на «5» и «4» составило 37%.

3.     Повышение учебной мотивации у учащихся.

4.     Развитие критического мышления.

5.     Объективность оценки.

Публикации

по теме опыта

Публикации стайте в «Методической мастерской» издательства «Просвещение» https://uchitel.club/workshops/metodiceskaya-masterskaya-russkix-inny-evgenevny

 

Система контроля как один из приёмов формирования функциональной грамотности.

 

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс биологии 6 класса (ботаника).

Экспертное заключение Представленный опыт работы Русских И.Е. по теме «Разноуровневый контроль как форма оценки достижений планируемых результатов по биологии за курс 6 класса» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных

областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат

педагогических наук

Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

Приложение
Скачать файл
Разноуровневый контроль
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл