ФИО

Загарских Светлана Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 города Кирова МБОУ СОШ № 18 г. Кирова Г. Киров, ул. Свердлова, 21 +7 (8332) 23-36-01 https://school-18kirov.gosuslugi.ru/

Бесспорно, для школьников главными людьми, которые дадут правильные литературные ориентиры, привьют любовь и вкус к литературе, являются учителя литературы. От того, насколько учитель влюблен в свой предмет, как умеет вести диалог по прочитанным произведениям, как показывает взаимосвязь литературы и жизни, зависит, будет ли вчерашний школьник читать книги, нуждаться в них как в добрых советчиках или будет воспринимать литературу как лишний компонент его компьютерно-медийной жизни. Поэтому я понимаю уроки литературы как уроки духовно- нравственной ориентации учеников, на которых и учитель, и ученик вместе ищут ответы на вопросы жизни.

Ф.И.О. Загарских Светлана Анатольевна
Организация Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 18 города Кирова

МБОУ СОШ № 18 г. Кирова

Г. Киров, ул. Свердлова, 21

+7 (8332) 23-36-01

https://school-18kirov.gosuslugi.ru/

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Развитие творческой речевой и мыслительной активности на основе системно-деятельностного подхода, формирование нравственных качеств учащихся, воспитание самостоятельно мыслящего человека.

 

Ключевые слова Нравственный выбор, совесть, долг, сострадание
Аннотация (не более 500 знаков) Бесспорно, для школьников главными людьми, которые дадут правильные литературные ориентиры, привьют любовь и вкус к литературе, являются учителя литературы. От того, насколько учитель влюблен в свой предмет, как умеет вести диалог по прочитанным произведениям, как показывает взаимосвязь литературы и жизни, зависит, будет ли вчерашний школьник читать книги, нуждаться в них как в добрых советчиках или будет воспринимать литературу как лишний компонент его компьютерно-медийной жизни. Поэтому я понимаю уроки литературы как уроки духовно- нравственной ориентации учеников, на которых и учитель, и ученик вместе ищут ответы на вопросы жизни.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Современные школьники не всегда умеют видеть и оценивать явления взаимосвязанно, размышлять самостоятельно, проецировать действия литературных героев на сегодняшнюю жизнь и на свои поступки.
Актуальность Программа по литературе в X и XI классах чрезвычайно насыщенна. Однако необходимо расширять литературный кругозор обучающихся, включая в круг чтения «непрограммные» произведения, среди которых произведения В. Астафьева, В. Распутина, В. Быкова и др. Их произведения определяют человеческую личность как высшую ценность, делают нас лучше.
Новизна Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно — ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, прием аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.

 

 

Описание инновационного опыта Литература-особый предмет школьной программы, максимально приближенный к чувствам, к сердцу, к душе ребенка. Ученик должен на себя примерить жизненную ситуацию героя, а не воспринимать его отстраненно, как предмет изучения на уроке. Личностно-ориентированный подход, сотрудничество и творчество-основа всех уроков литературы.

На данном уроке своей целью считаю организовать деятельность обучающихся по уяснению нравственно-философских проблем в повести В. Г. Распутина «Живи и помни», а также обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации – ее исследование – решение – анализ – обобщение. Для этого ставлю задачи: уметь сравнивать и сопоставлять явления (героев, их поступки, мотивы), определять понятия, выявлять связи, делать самостоятельные выводы. Начинаю со стихотворения Ю. Левитанского, которое определяет проблематику урока. Параллели между произведением Распутина, повестью В. Закруткина «Матерь человеческая» и драмой А.Н. Островского «Гроза», а также элементы инсценирования (монологи героев), комментированное чтение дают учащимся возможность «увидеть», «почувствовать» героев. Не случайно вопросы учителя в аналитической беседе содержат слова: почему, как вы думаете, как оцениваете? Работа с мультимедийной презентацией помогает акцентировать внимание на самых проблемных и важных точках литературного материала.

Прием составления синквейна, основанного на методике творческого и критического мышления, полные, развернутые, аргументированные ответы на вопросы помогают развивать мыслительную и речевую активность обучающихся. Все это позволяет формировать нравственные качества, а также воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека. Результат работы над произведением – домашнее сочинение-размышление (на выбор) -«Живи-как? Помни- о чем?» или «Каждый выбирает по себе».

Продукт опыта / проекта Мультимедийная презентация, рабочие листы, синквейн, фрагменты сочинений
Затруднения в реализации, риски Необходимо, чтобы ВСЕ ученики прочитали повесть, умели анализировать поступки героев, давать им оценку. Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания, подбора цитатного материала, сопоставления произведений разных авторов и эпох.

Как результат возрос интерес учащихся к произведения внешкольной программы. Данный литературный материал прекрасно вписывается в проблематику сочинений ЕГЭ по русскому языку

Результат использования опыта/проекта в практике работы Как результат возрос интерес учащихся к произведения внешкольной программы. Данный литературный материал прекрасно вписывается в проблематику сочинений ЕГЭ по русскому языку.
Публикации

по теме опыта

 
Экспертное заключение   Тема инновационного педагогического опыта «Развитие творческой речевой и мыслительной активности на основе системно-деятельностного подхода, формирование нравственных качеств учащихся, воспитание самостоятельно мыслящего человека» является актуальной, так как направлена на поиск эффективных методов и приемов преподавания курса литературы с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Автор представляет урок литературы в 11 классе «Проблема нравственного выбора в повести В.Г. Распутина «Живи и помни», структурированный в соответствии с требованиями ФГОС СОО, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в определении эффективных способов привлечения внимания старшеклассников к нравственной проблематике литературы XX века.

Достоинством инновационного педагогического опыта является обращение педагога к таким нравственным категориям, как «долг, «честь». «ответственность», «милосердие».

Приложение – презентация к уроку содержит интересный методический материал.

Инновационный опыт, опубликованный на сайте Infourok, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Развитие творческой речевой и мыслительной активности на основе системно-деятельностного подхода, формирование нравственных качеств учащихся, воспитание самостоятельно мыслящего человека» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

 

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

Проблема нравственного выбора
Скачать файл
РАСПУТИН В.Г.
Скачать файл
Экспертное заключение ЦПКРО Загарских С.А.
Скачать файл