ФИО

Бабина Лариса Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель биологии

СТАЖ РАБОТЫ

23 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова г. Киров, Октябрьский проспект, д. 129 +7(8332) 54 86 54 Электронная почта: sch37@kirovedu.ru Личная: larisa25.11@list.ru

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и приводит обучающихся к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. В работе представлены межпредметные задания, которые позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия ( далее – УУД) на уроках биологии.

Ф.И.О. Бабина Лариса Михайловна
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова

МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова

г. Киров, Октябрьский проспект, д. 129

+7(8332) 54 86 54 Электронная почта: sch37@kirovedu.ru

Личная: larisa25.11@list.ru

Должность Учитель биологии
Стаж работы 23 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Использование межпредметных связей на уроках биологии для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся
Ключевые слова Познавательные универсальные учебные действия, межпредметные связи, творческий подход.
Аннотация (не более 500 знаков) Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и приводит обучающихся к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. В работе представлены межпредметные задания, которые позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия ( далее – УУД) на уроках биологии.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект УУД были определены Федеральным государственным образовательным стандартом и прочно вошли в учебную деятельность. Без использования межпредметных связей на уроках биологии невозможно формирование познавательных УУД.
Актуальность Каждый учитель считает свой предмет самым интересным, важным, нужным для изучения. Я считаю, что биология – один из важнейших учебных предметов, а биологические знания всегда нужны в жизни. Знания биологии формируют мировоззрение, позволяют понять свое место и роль в мире. Биологические знания универсальны, их можно использовать любому учителю на уроке, не зависимо от преподаваемого предмета. И на уроках биологи можно использовать для формирования УУД знания других учебных предметов.
Новизна Новизна опыта в том, что на уроках биологии для формирования УУД используются знания и информация других школьных предметов: математики, русского языка, литературы, технологии. Такое использование межпредметных связей возможно не только для проведения уроков, а может применяться для проведения мастер-классов, классных часов, занятий внеурочной деятельности.
Описание инновационного опыта

 

Универсальные учебные действия по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки. Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке. Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Межпредметные связи – это взаимосвязи между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы; это учебный материал, пересекающийся в чем-либо с материалом другого учебного предмета.

Для формирования познавательных УУД я использую межпредметные связи естественнонаучных, гуманитарных предметов как на уроках изучения нового материала, так и на итоговых обобщающих уроках.

Например, связь с литературой более актуальна при изучении нового раздела или новой темы. Учащимся предлагается прослушать или прочитать отрывок произведения, в котором нужно выявить проблему, сформулировать цель своей дальнейшей работы.Так, перед началом изучения сложной темы «Воздушное питания растений» в 6 классе я использую слова русского учёного К.А. Тимирязева, изучавшего секреты питания зелёных растений и их роль на Земле: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, — он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений». После анализа отрывка произведения учащиеся формулируют цель урока – изучить процесс, который происходит в зеленых листьях растений. Таким способом осуществляется формирование познавательных УУД — работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, формулировать познавательные цели.

Так, легенду о рождении бабочек можно использовать при изучении вопроса о происхождении чешуекрылых. «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки».

Связь с русским языком – это грамотное написание биологических терминов, правильное их использование. На многих итоговых занятиях я использую задание «Биологический диктант».

Пример биологического диктанта по теме «Органы растений» в 6 классе: плод, генеративные органы, корнеплод, почка, семя.

Пример биологического диктанта по теме «Тип Членистоногие» в 7 классе: чешуекрылые, метаморфоз, фасеточные глаза, лепидоптерология, мимикрия, бабочка адмирал.

Учащимся нужно не просто знать биологическое значение термина, но и обязательно правильно его написать с точки зрения русского языка. Такое требование формирует культуру речи, уважение к русскому языку.

Биология и математика далеки друг от друга. Но на любом уроке биологии можно использовать цифровые данные.

Тема «Многообразие растений»: 400 тысяч видов растений на планете.

Тема «Многообразие животных»: 1,5 миллиона видов животных на планете.

Тема «Кровеносная система человека»: вес сердца взрослого человека составляет 220 — 260 г.; общая длина кровеносных сосудов в организме человека примерно 100 тысяч километров.

Тема «Неорганические вещества клетки»: содержание воды в клетках эмбриона 90%, в мышцах сердца 79%, в эмали зубов 2-3%.

Мой опыт работы показывает, что использование межпредметных связей на уроках биологии способствует формированию познавательных УУД обучающихся.

Продукт опыта / проекта Методическая разработка «Использование межпредметных связей на уроках биологии для формирования познавательных УУД обучающихся»
Затруднения в реализации, риски  Учителю при подготовке к уроку требуется много времени, чтобы отобрать нужный материал  связанный с изучаемой темой, ложнее из-за сложности тем,риа по другим предметам. сти.ереснопредметов: м по другим предметам.
Публикации

по теме опыта

ИНФОурок – ведущий образовательный портал России https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-biologii-ispolzovanie-mezhpredmetnyh-svyazej-na-urokah-biologii-dlya-formirovaniya-poznavatelnyh-uu-6940235.html

Экспертное заключение Опыт работы является актуальным, так как межпредметные задания можно использовать на разных учебных предметах с целью достижения образовательных результатов ФГОС.
Ф.И.О. эксперта  Носова Н.В., заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Естественнонаучные предметы

4 Методическая разработка
Скачать файл
7 ПРИложение 1 БАБОЧКИ
Скачать файл
8 ПРИложение 2 КАРТОЧКА
Скачать файл
9 ПРИложение 3 КНИЖКА Бабочки
Скачать файл
Заключение
Скачать файл