ФИО

Ушакова Юлия Андреевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

13 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Альберта Лиханова» города Кирова. МБОУ СОШ № 16 им. А. Лиханова г. Кирова. 610002, г. Киров, ул. Воровского, 16а, 8 (8332) 67-09-66, sch16@kirovedu.ru.

Инновационный педагогический опыт посвящён вопросу развития устной монологической речи у учащихся начальных классов. Предлагается формировать у школьников умения в области построения ответа в виде монологического высказывания на минутках чистописания посредством использования составленных автором иллюстративно-речевых упражнений. Выполнение подобных упражнений позволяет формировать навык связного изложения мыслей, строить аргументированные, обоснованные ответы. Задания к упражнениям составлены таким образом, что помимо уровня владения устной монологической речью у учащихся повышается качество овладения учебным материалом по различным разделам русского языка: морфемике, фонетике, орфографии.

Ф.И.О. Ушакова Юлия Андреевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Альберта Лиханова» города Кирова. МБОУ СОШ № 16 им. А. Лиханова г. Кирова.

610002, г. Киров, ул. Воровского, 16а, 8 (8332) 67-09-66, sch16@kirovedu.ru.

Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 13 лет.
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Использование иллюстративно-речевых упражнений для развития устной монологической речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Ключевые слова монологическая речь, иллюстративно-речевые упражнения, минутка чистописания
Аннотация (не больше 500 знаков) Инновационный педагогический опыт посвящён вопросу развития устной монологической речи у учащихся начальных классов. Предлагается формировать у школьников умения в области построения ответа в виде монологического высказывания на минутках чистописания посредством использования составленных автором иллюстративно-речевых упражнений. Выполнение подобных упражнений позволяет формировать навык связного изложения мыслей, строить аргументированные, обоснованные ответы. Задания к упражнениям составлены таким образом, что помимо уровня владения устной монологической речью у учащихся повышается качество овладения учебным материалом по различным разделам русского языка: морфемике, фонетике, орфографии.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Требования к результатам освоения основной образовательной программы, установленные Федеральным государственным стандартом, включают формирование универсальных учебных действий. Одно из общеучебных универсальных действий – осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Однако наблюдение за речевой деятельностью учащихся начальных классов показывает, что большинство школьников не способно грамотно излагать свои мысли. В устных высказываниях детей преобладает сжатая, реактивная (диалогическая) речь. Школьники не в состоянии дать полный, развёрнутый ответ на поставленный учителем вопрос, говорить правильно с точки зрения норм современного литературного языка, держать в голове план ответа и следовать ему.

Уроки русского языка обладают большими возможностями в области развития речи учащихся. Целенаправленная, систематическая работа по обучению школьников составлению устных речевых высказываний ведет к формированию коммуникативных умений, повышению культуры речевого общения, развитию монологической речи. Значит, одним из ведущих требований к современному уроку русского языка является правильно организованная речевая направленность урока, а одной из основных задач – формирование у учащихся умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения.

Для решения данной задачи необходимо, чтобы в том или ином объеме работа по развитию речи имела место на каждом структурном этапе урока русского языка, в том числе на минутке чистописания. Для реализации этой задачи был составлен цикл упражнений для минуток чистописания, направленных на развитие устной монологической речи младших школьников. Упражнения получили название «иллюстративно-речевые»

 

Актуальность Использование иллюстративно-речевых упражнений позволяет привлекать учащихся к планированию, организации и проведению уроков русского языка, обеспечить возможности для формулирования школьниками полного, развёрнутого, аргументированного ответа в виде монологического текста, состоящего из четырёх-пяти предложений.
Новизна Разработан новый вид упражнений, именуемых иллюстративно-речевыми и направленных на развитие устной монологической речи младших школьников, определено их содержание и методические условия выполнения на уроках русского языка в начальной школе.
Описание инновационного опыта Для развития устной монологической речи учащихся начальной школы мною были составлены и используются на уроках русского языка иллюстративно-речевые упражнения.

Комплекс иллюстративно-речевых упражнений на каждом году обучения включает три этапа (по 10 упражнений в каждом). Упражнения проводятся на уроках письма на этапе записи буквосочетаний и на уроках русского языка в ходе минуток чистописания. Они служат для определения букв и буквосочетаний, над написанием которых учащиеся будут работать на уроке. Упражнения для первого этапа имеют следующий вид. Перед детьми слайд с изображением различных объектов и букв. Например, изображение Солнца и трёх планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля). (Приложение, с. 4)

Учитель сообщает координаты поиска букв, входящих в состав искомого буквосочетания. Координаты определяются местом расположения буквы на слайде (например: буква написана на изображении планеты Земля) или соотносятся с разделом русского языка: орфографией (например: буква обозначает непроверяемый безударный гласный в слове орбита), фонетикой (например: буква обозначает гласный, безударный звук в слове орбита) или морфемикой (например: буква является окончанием в слове орбита). Учитель произносит задание один раз. Учащиеся определяют буквосочетание, которое запишут, составляют коллективный ответ и озвучивают его хором.

Например (задание для изображения, данного в приложении, с. 4):

Учитель. Буквосочетание, которое мы запишем, состоит из двух букв. Первая буква написана на орбите планеты Меркурий. Вторая буква – гласная. Она указывает на мягкость согласного звука в слове орбита. Какое буквосочетание мы запишем? Дайте развёрнутый ответ.

Дети. Мы запишем буквосочетание Ри. Заглавная буква Р написана на орбите планеты Меркурий. Буква и – гласная. Она указывает на мягкость согласного звука [б‘] в слове орбита.

 

Первое время для формулирования ответа школьникам предлагается опорная запись, в которой даны предложения с пропущенными словами. В данном случае она может иметь следующий вид.

Мы запишем … … .

… буква … написана на  … … … .

Буква … — … .

Она … … мягкость [  ] в … … .

На основе опорной записи школьники учатся соблюдать последовательность и логику построения ответа.

 

Всего существует 7 групп упражнений: «Волшебная радуга», «Поезд букв», «Геометрическая мозаика», «Солнечный город», «Хитрый квадрат», «Избушка на курьих ножках», «Солнечная система».

На втором этапе происходит увеличение количества объектов и букв на доске. Например: изображение Солнца, и не трёх, как было ранее, а шести планет. (Приложение, с. 14)

Также повышается речевая самостоятельность детей в создании устных монологических высказываний.

Учащимся раздаются карточки с заданиями для трёх вариантов, все задания предназначены для одного слайда. Задания аналогичны тем, что были на первом этапе, но сейчас сообщаются не учителем, а читаются детьми самостоятельно. Первый вариант определяет, с какими буквами будет вестись работа. Второй и третий вариант определяют буквосочетания, которые будут записаны. Школьникам даётся 1-1,5 минуты на выполнение задания, далее выслушиваются ответы. С какими буквами мы будем работать? Какое буквосочетание мы запишем? Задания на карточках к данному слайду.

 

Вариант 1. Посмотрите на доску. Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Одна из них находится на орбите планеты Меркурий. Другая буква имеется в суффиксе слова спутник. Она обозначает согласный глухой парный, твёрдый парный звук. Третья буква написана на изображении планеты, которая предшествует планете Сатурн. С какими буквами мы будем работать? Дайте полный ответ.

Дети. Мы будем работать с буквами и, к, л. Буква и находится на орбите планеты Меркурий. Буква к имеется в суффиксе -ник- слова спутник. Она обозначает согласный глухой парный, твёрдый парный звук [к]. Буква л написана на изображении планеты Юпитер, которая предшествует планете Сатурн.

 

Вариант 2. Посмотрите на доску. Определите буквосочетание по данному слайду. Первая буква имеется в третьем слоге слова Меркурий. Эта буква – гласная. Вторая буква написана на изображении второй от Солнца планеты. Какое буквосочетание мы запишем? Дайте доказательный ответ.

Дети. Мы запишем буквосочетание ик. Буква и имеется в третьем слоге -рий- слова Меркурий. Эта буква – гласная. Буква к написана на изображении второй от Солнца планеты.

 

Вариант 3.  Посмотрите на доску. Определите буквосочетание по данному слайду. Первая буква обозначает гласный ударный звук в слове орбита. Вторая буква обозначает согласный звонкий непарный, мягкий парный звук в слове телескоп. Какое буквосочетание мы запишем. Дайте развёрнутый ответ.

Дети. Мы запишем буквосочетание ил. Буква и обозначает гласный ударный звук в слове орбита. Буква л обозначает согласный звонкий непарный, мягкий парный звук [л’] в слове телескоп.

 

На третьем этапе количество объектов и букв на слайде возрастает. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать задание и затем выполнить его. Увеличение количества объектов и букв предусмотрено практически в каждом упражнении. Например, в упражнении «Солнечная система» это выглядит так. (Приложение, с. 23)

 

Учитель. Обратите внимание на доску. Определите буквосочетания, которые мы запишем, по данному слайду. Сформулируйте задание для поиска этих буквосочетаний. Примерные ответы детей:

 

Вариант I: Первая буква написана на орбите планеты Меркурий. Вторая буква указывает на мягкость согласного звука в слове планета.

 

Вариант II: Первая буква написана на орбите самой близкой от Солнца планеты. Вторая буква обозначает согласный звонкий непарный, мягкий парный звук в слове кольцо.

 

Вариант III: Первая буква написана на орбите планеты, которая предшествует планете Венера. Вторая буква обозначает согласный звук во втором слоге слова комета.

 

Упражнения использовались мною на протяжении первого и второго классов. Можно сделать некоторые выводы. В ходе выполнения упражнений у учащихся обогащается словарный запас по таким темам, как животные, космическое пространство, геометрические фигуры. Совершенствуются пространственные представления, осознаются значения таких слов, как: справа, слева, над, под, между, верхний, левый, нижний, правый. Дети самостоятельно определяют содержание работы на уроке, т.е. принимают активное участие в планировании учебного процесса. Совершенствуются интеллектуальные качества: внимание, память, мышление. Закрепляются знания по таким разделам русского языка, как орфография, фонетика и морфемика.  Выполнение заданий требует от учащихся развёрнутого, последовательного рассуждения вслух, их речь становится более логичной и аргументированной. Дети стремятся формулировать полные ответы не только на минутке чистописания, но и на других структурных этапах урока русского языка, а также на других предметах.

 

В приложении представлен сборник, включающий 30 упражнений.

Продукт опыта / проекта Сборник иллюстративно-речевых упражнений для минуток чистописания на уроках русского языка.
Затруднения в реализации, риски Традиционно на запись букв и буквосочетаний отводится не более пяти минут на уроке. Первое время работа над упражнением может занимать до шести минут, т.к. учащимся нужно приобрести необходимый навык по осознанию задания и формулированию ответа. Практика показывает, что такой навык формируется достаточно быстро (после двух-трёх выполненных упражнений) и учащиеся с лёгкостью воспроизводят ответ, т.е. монологический текст, состоящий из четырёх-пяти предложений.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

1. Повышение речевой активности, уровня развития монологической речи.

2. Предметные результаты.

Средняя отметка по предмету «Русский язык» свыше 4.

Обучаются на «4» и «5» по предмету 89 % учащихся класса.

3. Метапредметные результаты.

— Сформированы умения формулировать ответ в виде монологического текста на поставленный учителем вопрос (в ходе выполнения упражнений).

— Прослеживается активное участие школьников в планировании учебного процесса на этапе целеполагания, умение организовать свою деятельность.

— Формируются навыки сотрудничества, умения прислушиваться и подстраиваться друг к другу в процессе коллективного формулирования ответа.

4. Личностные результаты

У младших школьников развивается самостоятельность.

Дети научились высказывать свои суждения, приводить доказательства, аргументировано обосновывать своё мнение, проявлять коммуникативную активность.

Публикации

по теме опыта

Примеры оформления публикаций:

Статья из журнала:

Ушакова Ю.А. Развитие устной монологической речи учащихся на минутки чистописания в первом классе // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск №32. – ART 14871- 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14871.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X

Экспертное заключение Основная ценность и адресность представленного опыта (не более 300 знаков).
Ф.И.О. эксперта  
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Приложение_сборник упражнений
Скачать файл