ФИО

Ахметгалиев Радик Нургалиевич

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель физической культуры

СТАЖ РАБОТЫ

13 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д.17, факс/телефон (83334) 6-29-29, e-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: гимназия-вп.рф

Достижение личностных результатов освоения образовательной программы — основа сформированности предметных и метапредметных результатов, приоритетная задача учителя. Но не секрет, что интерес к урокам физической культуры ослабевает, их относят к числу «периферийных». Представленный опыт показывает, что инновационный режим деятельности педагога, актуализация ценностного потенциала и жизненной значимости предмета средствами тимбилдинга – путь повышения эффективности преподавания.

Ф.И.О. Ахметгалиев Радик Нургалиевич
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия

г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д.17, факс/телефон (83334) 6-29-29, e-mail: vpschool3@mail.ru, сайт: гимназия-вп.рф

Должность Учитель физической культуры
Стаж работы 13 лет
Тема инновационного педагогического опыта Достижение предметных результатов обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

 

Ключевые слова Национальный воспитательный идеал, личностные результаты, межличностное взаимодействие, физическое совершенствование, тимбилдинг
Аннотация

(не больше 500 знаков)

Достижение личностных результатов освоения образовательной программы — основа сформированности предметных и метапредметных результатов, приоритетная задача учителя. Но не секрет, что интерес к урокам физической культуры ослабевает, их относят к числу «периферийных». Представленный опыт показывает, что инновационный режим деятельности педагога, актуализация ценностного потенциала и жизненной значимости предмета средствами тимбилдинга – путь повышения эффективности преподавания.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Необходимо выделить ряд актуальных проблем, которые стоят перед учителем физической культуры. Одна из них ¾ исключение систематических физических нагрузок в семье (трудовых и двигательно-активных в качестве отдыха), как следствие ¾ неготовность школьников к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом. Причины данного явления: инфантилизм, социальная незрелость, гиподинамия и апатия, отсутствие привычки к активному отдыху, физическому и интеллектуальному труду и систематическим физическим занятиям многих учеников и их друзей, родных и близких. Еще одна проблема — неумение детей договариваться, работать в команде, действовать по правилам. В этом случае причиной является победа эгоцентризма над командным духом, нравственная глухота (неприятие слабого, игнорирование деятельности и мнения других и т.п).

Акцент на достижение личностных результатов обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности направлен на решение проблем: психофизического характера (частые болезни, физическая незрелость и слабость детей, неразвитость волевой сферы); мотивационного характера (низкий уровень учебной мотивации и «двигательной» культуры, несоответствие содержания предмета интересам учеников, несовершенство механизмов, которые формируют навыки самостоятельной учебной деятельности подростков с учетом их уровня физического развития и особенностей здоровья, неэффективность сетевой формы реализации программ общего образования и дополнительного образования); проблем содержания образования (достижение преемственности и взаимосвязи уровней образования, интеграции образовательных линий, равных возможностей для различной категории обучающихся в использовании форм и средств обучения, недостаточные вариативность и разноуровневый подход в обучении) и др.

Актуальность Современная жизненная ситуация — время высокого риска для физического, психического и нравственного здоровья человека. Объясняется это многими обстоятельствами жизни: экологическими (загрязнение среды), экономическими (финансовая и материальная полярность общества, нестабильность), общественно-политическими (травмирующие факторы СМИ, военные конфликты, социальная разобщенность), социально-психологическими (подверженность стрессам, инертность и гиподинамия, психическая и эмоционально-психологическая неустойчивость, отсутствие волевых качеств), но прежде всего, духовно-нравственными (приоритет материальных и псевдо ценностей над нравственными).

Очевидно, что активные командные занятия физической культурой и спортом выполняют поддерживающую функцию, повышают общую сопротивляемость организма к негативным последствиям окружающей среды, стрессам, развивают важнейшие личностные качества: силу воли, терпение, дисциплину, ответственность, солидарность. Реализация на практике идей и методических приемов тимбилдинга помогает обеспечить формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой, навыков здорового образа жизни как основы физического воспитания, получить эмоциональное удовлетворение от двигательной активности и реального результата от личного и коллективного вклада в условиях командной игровой деятельности.

Новизна Тимбилдинг (от англ. team building — командообразование) на учебном занятии ¾ особая технология игрового характера, мотивационно-деятельностный процесс, направленный на повышение сплоченности коллектива и образовательных результатов на основе общих ценностей и представлений. Термин применяют к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Представленный опыт идеи и приемы тимбилдинга переносит из менеджмента в педагогическую среду, включает в моделирование уроков физической культуры как фактор достижения предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных образовательных результатов.

Создание эффективной работы команды ¾ одна из педагогических технологий и своеобразный механизм психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях обновления ФГОС.

Описание инновационного опыта Двигательная активность – необходимое условие физического, интеллектуального, нравственно-психологического благополучия человека. Спортивные игры основываются на элементах состязания. Для ребенка победа ¾ важный мотивационный момент в самоутверждении, а соответствующей базовой физической подготовки в дошкольный период он зачастую не получает, предмет воспринимает как неосновной, «ненужный», проигрывать не умеет и поражение воспринимает как «унижение». Но есть способ, как «запустить» в детях механизм двигательной активности, потребность в спортивных занятиях, сплотить детей.

Актуальность использования приемов тимбилдинга в том, что упражнения и игры, построенные на командообразовании, способствуют развитию мотивации, эмоционально-волевой сферы подростков, их личностных качеств, способностей к взаимодействию, решению стандартных и нестандартных задач.

Объединяющие игры показывают ученику, что есть в жизни что-то, чего он не сможет сделать в одиночку, а в команде это будет по силам.

Цель педагогической деятельности: повышение эффективности учебных занятий в достижении планируемых результатов обучения средствами тимбилдинга.

С помощью тимбилдинга можно решить такие задачи:

¾    объединить усилия разных специалистов, мультидисциплинарный подход в обучении

¾    повысить креативность и нестандартность принимаемых решений

¾    способствовать повышению интереса детей к занятиям физической культурой

¾    перевести мышление учеников из состояния конкуренции к сотрудничеству

¾    адаптировать образовательную программу по предмету к возможностям и способностям обучающихся, требующих особого внимания и поддержки, индивидуального и специального подхода

¾    создать условия для адаптации детей к «особенностям» друг друга, повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе

¾    повысить уровень личной ответственности обучающихся за результат

Методический подход к моделированию учебного занятия с включением приемов тимбилдинга.

1 шагиндукция (наведение), мотивационный вход учебное занятие,

Цель: включить обучающихся в урок, настроиться на дальнейшие этап урока.

Общая характеристика: этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к активной деятельности на занятии. Включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету. Здесь используется индуктор – всё то, что побуждает подростка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, знак, жест, предмет, схема, форма – всѐ то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, требующее «открытия», разгадки.

Приемы:

«Дэнс тимбилдинг» (см. приложение 3)

2 шаг – целеполагание и диагностика готовности к основному этапу урока, планирование деятельности

Цель: обеспечить личностное осознание проблемы и готовность к ее решению через выдвижение своих путей достижения результатов урока.

Общая характеристика: постановка цели учебного занятия, исходя из осознанной проблемы, перед которой оказался класс, определение способов достижения результата. Индивидуальное решение проблемы, выдвижение гипотезы, собственное решение, которое приводит к пониманию, что проблема может быть решена только через командопостроение. На данном этапе могут быть представлены способы отработки двигательного навыка, упражнений и т.п. Каждая команда выбирает свой путь решения.

Рефлексия (предполагаемые вопросы)

Согласны ли с принятым решением?

Насколько выполним план занятия?

Что вас затрудняет, с чем не согласны? …

3 шаг – физическая разминка

Цель: организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся; сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока

Общая характеристика: идёт работа по выполнению заданий, готовящих к содержанию деятельности на основном этапе учебного занятия: разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена детьми или поддается быстрому усвоению; различные построения и перестроения; варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок; хорошо знакомые игры, не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников; проводится своевременная коррекция работы (измерение пульса, наблюдение за самочувствием детей и т.п.)

Приемы:

«Пульсометрия» (см. приложение 2)

Рефлексия (предполагаемые вопросы)

Как вы себя чувствуете?

Если пульс выше нормы … (рекомендации)

4 шаг – социоконструкция и самоинструкция

Цель: создать команды для отработки навыков, необходимых для дальнейшего взаимодействия в командной игре (волейбол, баскетбол, прыжки в длину как командное достижение (сумма общего достижения для командного результата) …)

Общая характеристика: создание общего проекта выхода из проблемы, работа в группе или парах. Учитель регулирует состав группы, консультирует, наблюдает, корректирует деятельность, следит за самочувствием обучающихся.

Приемы:

«Перенеси предмет» (см. приложение 3)

Рефлексия (предполагаемые вопросы)

Какие виды заданий, упражнений, движений вызывают затруднение? …

5 шаг ¾ социализация ¾ командное взаимодействие

Цель: обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся

Общая характеристика:

1)  идёт работа в командах — игра, сплочение через выполнение заданий на отработку умений и навыков; соотнесение микрогруппами своей деятельности с деятельностью других микрогрупп и заданным «эталоном» выполнения, представление всем промежуточных и окончательных результатов, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.

2)  задание даётся на весь класс, но команды формируются с учетом индивидуальных особенностей детей (дифференциация и индивидуализация предполагает объем заданий, частоту выполнения движений и др.);

3)  этап решает серию задач: общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма; вооружение учащихся общими и специальными знаниями; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; развитие основных и специальных двигательных (физических) качеств; воспитание проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств.

Приемы:

«Веревочка», «Атомы и молекулы» (см. приложение 3)

6 шаг – итоги учебного занятия

Цель: приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность

Общая характеристика: осознание учеником себя в собственной и командной деятельности, анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, ощущений, возникших в команде во время игры, отражение достижений в овладении двигательным навыком, командным взаимодействием и т.п.

Рефлексия (предполагаемые вопросы)

¾     Как вы себя чувствовали на учебном занятии? (комфортно / некомфортно)

¾     Что помогало/мешало достижению цели?

¾     Что происходило во время обсуждения в команде? Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?

¾     Что значило быть командой сегодня?

¾     Что вас удивило сегодня?

¾     Что бы вы хотели бы сейчас сказать друг другу?

¾     Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь?

Продукт опыта / проекта Методическая мастерская (см. приложение 1), конспект урока (см. приложение 2), мастер класс и презентация к нему (см. приложение 3).
Затруднения в реализации, риски При реализации идей тимбилдинга возникают трудности при подборе заданий с учетом возрастных особенностей обучающихся. Такие задания считаю нецелесообразным использовать на каждом уроке. Необходимо учитывать особенности программного материала. Могут возникнуть психологический дискомфорт для тех школьников, которые не могут работать в команде. Для его преодоления необходимы подготовительные упражнения для данных обучающихся.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Результаты, достигаемые с помощью качественно проведенного тимбилдинга.

¾     нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, разрешение

¾     конфликтных ситуаций;

¾     повышение уровня эмоционального благополучия учеников;

¾     получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

¾     верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;

¾     повышение уровня инициативности обучающихся;

¾     повышение уровня доверия в коллективе.

Для поддержки мотивации к занятиям физической культурой, интереса к предмету, для дальнейшего развития и совершенствования умений и навыков приобретенных в учебной деятельности, использую возможности учебных занятий по дополнительному образованию детей. Совокупность урочной и внеурочной деятельности дает свои результаты:

1)      повысился интерес к урокам физической культуры на 15 %

2)      повысился интерес к спортивным играм на 20 %

3)      за последние 3 года учебы учащиеся стали:

— победителями городских соревнований по волейболу и баскетболу;

— победителями зональных соревнований по баскетболу;

— победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Публикации

по теме опыта

 
Экспертное заключение Представленный на экспертизу педагогический опыт Ахметгалиева Р.Н учителя физической культуры МКОУ гимназии г. Вятские Поляны «Достижение предметных результатов обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности» раскрывает повышение уровня сформированности УУД на уроках физической культуры по разделу волейбол. Актуальность опыта заключается в использовании приемов тимбилдинга. в упражнениях и играх, построенные на командообразовании, способствуют развитию мотивации, эмоционально-волевой сферы обучающихся, их личностных качеств, способностей к взаимодействию, решению стандартных и нестандартных задач. Опыт Ахметгалиева Р.Н. логичен и структурирован. Данный опыт работы имеет методическую ценность и может использоваться в практической деятельности  учителями физической культуры общеобразовательных организаций на уроках и во внеурочной деятельности.
Ф.И.О. эксперта Рякина Татьяна Павловна, методист кафедры предметных областей ИРО Кировской области.
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Приложение 1_Методическая мастерская
Скачать файл
Приложение 2_Модель урока
Скачать файл
Приложение 3_мастер-класс
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл