ФИО
Лопаткина Любовь Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
40 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кулыги Вятскополянского района Кировской области (МКОУ СОШ с. Кулыги) 612971, Кировская область, Вятскополянский р-н, с. Кулыги, ул. Школьная, д.2 Тел. 8(83334)47-4-41 E-mail kulygischool@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы его обучающиеся владели читательской грамотностью. А чтобы ребёнок хорошо читал, надо сформировать у него навык чтения, необходимо работать над его техникой чтения. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения, доведенного до автоматизма
Ф.И.О. | Лопаткина Любовь Леонидовна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кулыги Вятскополянского района Кировской области (МКОУ СОШ с. Кулыги)
612971, Кировская область, Вятскополянский р-н, с. Кулыги, ул. Школьная, д.2
Тел. 8(83334)47-4-41 E-mail kulygischool@mail.ru
|
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 40 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Воспитание читателя средствами технологии смыслового чтения
|
Ключевые слова | Текст, приём, работа с текстом, смысловое чтение. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы его обучающиеся владели читательской грамотностью. А чтобы ребёнок хорошо читал, надо сформировать у него навык чтения, необходимо работать над его техникой чтения. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения, доведенного до автоматизма. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В своей педагогической деятельности мы с коллегами всё чаще сталкиваемся с проблемой в формировании грамотности чтения, понимаемой как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. |
Актуальность | Одним из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности, является книга. Чтение является базовым компонентом образования. Грамотное, качественное чтение нужно для того, чтобы учащиеся могли эффективно изучать все школьные предметы.
В последние же годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации. При переходе в среднюю школу у учащихся недостаточно сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что является причиной хронической «неуспешности» и эмоционального нездоровья школьников. Изменить ситуацию возможно только через подъём читательской культуры, воспитание грамотного читателя. Не случайно среди задач модернизации системы российского образования чтению отводится особая роль: именно чтение во многом обеспечивает развитие умений, лежащих в основе информационной, коммуникативной и других ключевых компетенций, поскольку основной объем учебной информации школьники получают посредством этого вида деятельности. Но «для того чтобы научить школьников работе с текстом, учитель должен знать, каким конкретным приёмам работы нужно обучать и как это делать». Я выбрала технологию смыслового чтения. |
Новизна | Новизна моего опыта — это организация работы с текстом через различные комбинации приемов, методов с целью восприятия информации обучающимися, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. |
Описание инновационного опыта | Мой педагогический опыт основывается на следующих идеях:
Современный подход к воспитанию читателя у меня сложился на основе дидактической и методической традиции К. Д. Ушинского, основоположника методики классного чтения, который видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. Он выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли произведение, и второе, чтобы они его почувствовали». Изучив научную литературу, проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что нужно изменить подходы к урокам русской литературы. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Поэтому я создаю для учащихся условия для внимательного вчитывания и проникновения в смысл с помощью анализа текста, потому что когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т. е. осуществлять познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения. Я активно использую проблемно-поисковый способ и обсуждение. В своей практике использую приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока. Сама я часто читаю вслух (выразительно и с явным удовольствием) свои любимые эпизоды, стихи. Известный педагог П. П. Блонский взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть, час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. В школьном курсе литературы на первое место я обязательно ставлю освоение духовного богатства, заключенного в любом произведении. |
Продукт опыта / проекта | Технологическая карта и презентация к занятию «Край навек любимый» в рассказе Е.И. Носова «Забытая страничка» (по учебному курсу «Родное слово» в 5 классе) |
Затруднения в реализации, риски | 1) Низкий интерес обучающихся к чтению.
2) Отсутствие у большинства культуры чтения и читательского вкуса. |
Публикации
по теме опыта |
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом в условиях реализации ФГОС. /автор-составитель Т.В. Кошурникова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2019. – 150 с.
Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций /Авт.-сост. О.Н. Бершанская, Т.Ю. Ерёмина, Г.А. Кобелева, Н.В. Носова,С.А. Окунева, А.В. Ряттель. – Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. – 135 с.
Сметанникова Н.Н. Обучение· стратеrиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. -М.:. Баласс, 2013. — 128 с. |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература
|