ФИО

Засыпкина Екатерина Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, 612950 пгт Красная Поляна, ул. Дружбы, д. 17, тел. 8-(83334)- 5-67-78, e-mail: kpschool@mail.ru

Данный опыт посвящается особенностям современного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые зависят преимущественно от микроклимата в семье и педагогических позиций, применяемых родителями, а также учитывается государственная политика и отношение общества к исследуемой проблеме

Ф.И.О. Засыпкина Екатерина Анатольевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области, 612950 пгт Красная Поляна, ул. Дружбы, д. 17, тел. 8-(83334)- 5-67-78, e-mail: kpschool@mail.ru
Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 27 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ в рамках внедрения инклюзивного образования в урочной и внеурочной деятельности начального общего образования

 

Ключевые слова Инклюзивное образование, обучение и воспитание, специальная среда, личностные результаты обучающихся с ОВЗ
Аннотация (не более 500 знаков) Данный опыт посвящается особенностям современного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые зависят преимущественно от микроклимата в семье и педагогических позиций, применяемых родителями, а также учитывается государственная политика и отношение общества к исследуемой проблеме
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Термин «включающий» происходит от французского слова inclusif «добавить» или латинского includo «включить». Внедрение инклюзивного образования является недостаточно разработанным вопросом в современном обществе. Рынок образовательных услуг для детей с ОВЗ чрезвычайно узок. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются коррекционные школы. Еще один фактор, влияющий на обучение и воспитание детей – это дефицит квалифицированных кадров (психолог, логопед, дефектолог, учитель-тьютор и т.д.). Поэтому образовательные потребности ребенка можно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Актуальность Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможностями для получения образования. Образование является основным правом человека, и оно создаёт основу для более справедливого общества.
Новизна Дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Разработка АООП НОО. Индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося — ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций. Специальные технические средства обучения. Портфолио учащегося — ребенка с ОВЗ. Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов (например, заданий разного уровня сложности, рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или презентаций, зрительно иллюстрирующих тему). Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно- двигательной системы, поведения. Подготовленность педагогических кадров.
Описание инновационного опыта Одной из основных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». Формирование УУД осуществляется в процессе обучения и воспитания. Моя роль, как учителя начальных классов, изменилась в части понимания смысла процесса обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ. Теперь мне необходимо

выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других

ценностей. Как формировать УУД? Привлекаю детей к открытию новых знаний. Обучаю детей приемам работы в группах. Уделяю большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Создаю на уроках проблемную ситуацию. Многократное повторение материала. Излагаю материал малыми дозами. Использую проектные формы работы в урочной и внеурочной деятельности. Учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Учу детей планировать свою работу и свой досуг. Использую игровые технологии. Создаю условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение (каждый ребёнок имеет возможность высказать свое мнение, зная, что его мнение примут). Положительным фактором в моей работе является в работе с обучающимися – участие в мероприятиях различного уровня (муниципального, областного, всероссийского) наравне со сверстниками. В приложении можно увидеть видеоролик, где все обучающиеся класса, в т. ч. с ОВЗ, включены в общественную жизнь класса (поздравление к дню Матери). Поэтому моей главной задачей является включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Продукт опыта / проекта Вся система АООП НОО направлена на формирование «Модели выпускника» в соответствии с ФГОС, создание условий для достижения обучающимися с ОВЗ личностных результатов 4 уровня.
Затруднения в реализации, риски Трудности:

1)в развитии общих умений и способов учебной деятельности, пространственно-временных представлений, мыслительных операций;

2) быстрая утомляемость (дозирование эмоциональных, учебных, двигательных нагрузок)

3) низкий уровень учебной мотивации;

4) низкий темп работы;

Публикации

по теме опыта

1) Публикация в образовательные СМИ «Педагогический альманах» по теме «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в рамках ФГОС». (см. Приложение)

2)Являюсь участником Всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д. Ушинского. Тема экспериментального исследования «Инновационные технологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» № 5363 КВ (см. Приложение)

3) Сертификат участника вебинара «Психолого-педагогические приемы организации работы в классе в рамках инклюзивного образования»

Экспертное заключение  
Ф.И.О. эксперта  
Рубрика (выбрать одну) Начальное общее образование

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Инклюз. образование
Скачать файл
Обобщение опыта
Скачать файл
Приложение 4,5. Публикация.
Скачать файл
Сертиф. участника вебинара
Скачать файл