ФИО
Ульянова Марина Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель русского языка и литературы.
СТАЖ РАБОТЫ
Учитель русского языка и литературы- 22 года Заместитель директора – 18 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ № 54 города Кирова Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 города Сормовская, 38 (8332)71-30-54 sch54@kirovedu.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Маргарита Чебышева, Альберт Лиханов, Литература Вятского края
Программа по литературе составлена на основе ФГОС, реализация программы предполагает освоение литературного материала, овладение основными литературными терминами, овладение навыками написания сочинения, изложения.
Это только одна часть многогранника, в виде которого мы представляем в целом учебный материал, освоение которого предполагает результат- успешный, мобильный, креативный, обладающий набором учебных и профессиональных компетенций- выпускник. Может быть использована в реализации внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление), программа кружка, детского объединения.
Ф.И.О. | Ульянова Марина Алексеевна |
Организация | МБОУ СОШ № 54 города Кирова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 54 города Сормовская, 38 (8332)71-30-54 sch54@kirovedu.ru. |
Должность | Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учитель русского языка и литературы. |
Стаж работы | Учитель русского языка и литературы- 22 года
Заместитель директора – 18 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Тема инновационного педагогического опыта: Изучение творчества вятских писателей с целью повышения интереса к самобытной культуре Вятского края
Программа по литературе составлена на основе ФГОС, реализация программы предполагает освоение литературного материала, овладение основными литературными терминами, овладение навыками написания сочинения, изложения. Это только одна часть многогранника, в виде которого мы представляем в целом учебный материал, освоение которого предполагает результат- успешный, мобильный, креативный, обладающий набором учебных и профессиональных компетенций- выпускник. Может быть использована в реализации внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление), программа кружка, детского объединения. |
Ключевые слова | Литература Вятского края, Альберт Лиханов, Маргарита Чебышева. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Дополнительно может быть представлена видеовизитка представленного опыта (продолжительность видеоролика не более 2 минут) |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема привлечения детей к чтению, изучению литературы Вятского края.
Реализация программы кружка, детского объединения, реализация духовно- нравственного направления в рамка внеурочной деятельности. |
Актуальность | Привлечение детей к литературе, культуре Вятского края путем прочтения и анализа произведений Вятских писателей. |
Новизна | В программе указаны произведения Альберта Лиханова и Маргариты Чебышевой разграничены по возрастным особенностям обучающихся, с учетом психологического становления личности ребенка, учтены особенности восприятия таких категорий нравственности как «долг», «честь», «ответственность», милосердие». |
Описание инновационного опыта | Карта информационная:
Программа разработана с учетом психологических особенностей развития подростков, направлена на привлечение интереса к изучению культуры Вятского края путем прочтения и анализа произведений писателей Вятского края, возможно посещение мест, исторически достоверных. Значение творчества писателей Вятского края в развитие русской литературы имеет важное значение по нескольким пунктам: 1. творчество писателей связано с самобытностью Вятского края; 2. писатели являются современниками учащихся, что позволяет говорить о актуальности проблем творчества, понятных современному читателю; 3. герои произведений Альберта Лиханова являются сверстниками подростов, что играет немаловажную роль в восприятии сюжетной линии и основной мысли произведения. 4. Творчество Маргариты Чебышевой- лирическая песня о Вятском крае. Результатом изучения творчества вятских писателей является проект, работа над которым включает следующие этапы: 1. Определение целей и задач. 2. Определение актуальности проблемы. 3. Знакомство с биографией писателя. 4. Знакомство с творчеством писателя. 5. Осмысление проблем сюжетного плана и системы образов. Этапы предусматривают подготовку к осмыслению и восприятию информации, прочтение произведения в соответствии с программой (по классам). Цель: определить- какой вклад в развитие русской литературы внес Альберт Анатольевич Лиханов (Маргарита Чебышева). Реализация проекта может иметь несколько форм: защита презентации |
Продукт опыта / проекта | Программа «Чтение, которое обогащает духовно».
(Творчество Вятских писателей Альберта Лиханова и Маргариты Чебышевой).
|
Затруднения в реализации, риски | Творчество Альберта Лиханова и творчество Маргариты Чебышевой не входит в программу по литературе. Изучение творчества писателей Вятского края благотворно влияет на становление личности ребенка, на привитие любви к художественному чтению, повышении мотивации на изучение предмета «Литература» в целом, основная трудность заключается в том, что дети не хотят читать произведения, не входящие в программу по литературе. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Чтение и анализ произведений писателей Вятского края актуальны тематикой, достоверностью информации, реальностью деталей, описанных в произведениях.
Осмысление «вечных тем»: взаимоотношения между детьми и взрослыми, осмысление темы послевоенного детства, тема предательства взрослыми детей- благотворно влияет на формирование правильного отношения к понятиям категорий нравственности» «доброта», «ответственность», «милосердие», «чуткость» и.т.д. |
Публикации
по теме опыта |
нет |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Изучение творчества вятских писателей с целью повышения интереса к самобытной культуре Вятского края» является актуальной, так как направлена на поиск эффективных методов и приемов преподавания курса литературы с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
Автор представляет программу «Чтение, которое обогащает духовно», составленную в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в определении эффективных способов привлечения подростков к чтению литературы писателей Вятского края. Достоинством инновационного педагогического опыта является обращение педагога к таким нравственным категориям, как «долг, «честь». «ответственность», «милосердие»; проблемам социального сиротства, взаимоотношений взрослых и подростков, становления личности ребенка. Приложения содержат интересный методический материал: примерное тематическое планирование и биографические сведения об А. Лиханове и М. Чебышевой. Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Изучение творчества вятских писателей с целью повышения интереса к самобытной культуре Вятского края» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке
|
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература Родной язык и родная литература Основы духовно-нравственной культуры народов России Курсы внеурочной деятельности |