ФИО
Изотова Людмила Валентиновна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
30 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Кирова, Кольцова, 9, телефон: 29-82-32, e-mail: izotovamila2712@gmail.com
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
инновационный подход, эмоциональная сфера, Духовно-нравственное воспитание, базовые национальные ценности: гражданственность, социализация, Патриотизм
Опыт посвящен вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, формированию и развитию их эмоциональной сферы на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Приводятся образцы инновационной деятельности, основанные на осмыслении собственного педагогического опыта, позволяющие добиваться более высоких результатов обучения и успешной социализации школьников
Ф.И.О. | Изотова Людмила Валентиновна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Кирова, Кольцова, 9, телефон: 29-82-32, e-mail: izotovamila2712@gmail.com |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Стаж работы | 30 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством уроков истории |
Ключевые слова | Духовно-нравственное воспитание, эмоциональная сфера, инновационный подход, базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, социализация |
Аннотация | Опыт посвящен вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, формированию и развитию их эмоциональной сферы на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Приводятся образцы инновационной деятельности, основанные на осмыслении собственного педагогического опыта, позволяющие добиваться более высоких результатов обучения и успешной социализации школьников |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что важнейшими задачами школьного образования являются формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе.
Проблема социализации личности школьников, а также снижение интереса к истории, как к учебному предмету, низкая учебная мотивация — явились причиной для рассмотрения различных приемов и методов работы по формированию и развитию эмоциональной сферы школьников на уроках истории. |
Актуальность | Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи, а также проявление признаков социально-эмоционального неблагополучия. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации. Именно поэтому так остро встает вопрос о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Учебный предмет «История» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников, формированию и развитию их эмоциональной сферы.
Главная цель моей педагогической деятельности — воспитание высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений, формирование сознательного гражданина и воспитание патриота, человека, способного к успешной социализации. Полагаю, что использование различных приемов и методов работы на уроках истории по формированию и развитию эмоциональной сферы школьников: — вносят оживление в деятельность обучающихся на учебных занятиях; — позволяют вовлекать в учебный процесс всех обучающихся; — способствуют активизации познавательной деятельности школьников; — создают прямые и обратные связи между субъектами образовательного процесса; — способствуют оптимизации и интенсификации образовательного процесса; — вызывают у учеников интерес к предмету изучения; — пробуждают их эмоциональную сферу, способность к сопереживанию, формируют нравственную культуру, учат делать осознанный гражданский выбор. |
Новизна | Создание системы приемов и методов формирования и развития эмоциональной сферы школьников, превращение процесса духовно- нравственного образования в «образование для сердца». Осуществление его во взаимосвязи с жизнью школьников во всей ее полноте и противоречивости, семьей, обществом, культурой, человечеством в целом. Формирование духовной жизни через сердце, как центр эмоциональной сферы.
Благодаря различным приемам и методам работы на уроках истории, обучающиеся постоянно оказываются в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию, мысленно «переносятся» назад и предлагают свое развитие событий, и, конечно, как можно полнее объясняют свою точку зрения, решают вечный вопрос бытия о смысле жизни, приобретают реальную возможность примерять на себе исторические роли, сопереживают героям разных культурно-исторических эпох, отождествляют их судьбу со своей судьбой, свои идеалы и ценности с общечеловеческими. Все это уничтожает условности и направлено прямо в «душу и сердце» ребенка, создает особую атмосферу эпохи, приобщает к глубинным смыслам происходящего. |
Описание инновационного опыта | Учебный предмет «История» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников, для формирования и развития их эмоциональной сферы.
Чтобы пробудить у обучающихся лучшие духовные начала, предполагается как можно чаще на уроках обращаться к краеведческому материалу и на нем дать возможность ощутить причастность своих земляков к развитию страны, узнать об их вкладе в процветание Отечества, а также, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. В работе на уроках с текстами исторических документов создается ценностно-проблемная ситуация: предлагается ребятам мысленно «перенестись» назад и предложить свое развитие событий, примерив на себя ту или иную историческую роль, дать им оценку. У ребенка активизируется познавательная деятельность, устанавливается невидимый контакт с сознанием людей прошлых эпох, приходит осознание того, что оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время, заставляет отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Обращение на разных этапах урока к высказываниям выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных, народной педагогике (пословицам и поговоркам) создает положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. Организация на уроке творческой деятельности по созданию психологического образа, погружение в ситуацию эмоционального переживания через привлечение музыкального произведения, детализацию образов, использование световых и цветовых символов — все это открывает удивительные возможности детского сознания, его движение к чистым нравственным началам. Приложение: статья «Формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством уроков истории». |
Продукт опыта / проекта | Педагогическая статья, где представлены различные приемы и методы работы на уроках истории, способствующие духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников, формированию их эмоциональной сферы:
• подготовка и презентация проектов о героях Великой Отечественной войны с привлечением краеведческого материала (Г.Булатов, И.С.Конев…) — демонстрируют, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках; • «путешествие в прошлое» (позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события – эпоху Ивана IV, Петра I, поставив себя на место исторических героев); • создание психологического портрета («Не желаю оставаться безвольным зрителем…») — способствует формированию уважения и гордости за лучших сынов Отечества – П.А.Столыпина; • урок-размышление о России, русском обществе начала XX века «А иначе, зачем на земле этой вечной живу?» (побуждает искать ответ на извечный вопрос, обозначенный в теме); • урок настроения «Судьба декабристов – наша судьба» (в теме «Эпоха Александра I. Декабристы» — вызывает максимальную остроту переживаний за героев Отечества, побуждает соизмерять их судьбу со своей). |
Затруднения в реализации, риски | Поиск и подбор материалов по теме (проблеме), дефицит времени на уроке, эмоциональный настрой класса (готовность приобщиться к глубинным смыслам происходящего). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Эффективность уроков истории в плане духовно-нравственного воспитания возрастает, если они проводятся с применением различных приемов и методов формирования и развития эмоциональной сферы школьников (эмоционально окрашенные события лучше запоминаются и оказывают более сильное воздействие на формирование личности), что находит подтверждение многолетним опытом работы.
Часто думают, что ребенок не способен услышать, понять, почувствовать глубинные смыслы бытия. И тем приятнее было мне разубеждаться в этом: видеть, как зажигаются на уроках искорки детского внимания, интереса, сопереживания героям разных культурно-исторических эпох. Отношения ребят в классах стали более доверительными. Многие из них стали участниками движения «Юнармеец», волонтерского движения. К ним постепенно приходит понимание, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный гражданский выбор. И это может стать началом пути духовно-нравственного совершенствования их личности, успешной социализации |
Публикации
по теме опыта |
Интернет-публикация работы «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников посредством нестандартных уроков истории» на Всероссийском образовательном портале «Продленка» www.prodlenka.оrq в рамках международного педагогического конкурса методических разработок «Нетрадиционные формы уроков в современной школе»). Дата публикации 26 июня 2022г. (Свидетельство о публикации № 678907-500625). https://www.prodlenka.org/profile/678907 |
Экспертное заключение | Опыт педагога по формированию и развитию эмоциональной сферы ребенка может быть использован учителями истории, обществознания для достижения личностных результатов обучения, что соответствует требованиям ФГОС |
Ф.И.О. эксперта | Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Общественно-научные предметы |