ФИО
Холманских Ольга Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8" города Кирова МОАУ СОШ №8 г.Кирова 610021 г.Киров, ул.Солнечная, д.21. р.т. 62-28-38 E-mail: pers021@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
кейс-технологии, читательская грамотность, Функциональная грамотность
Основная задача современной школы — формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, способного откликаться на вызовы времени и успешно решать возникающие перед ним проблемы. ФГОС 3 поколения обращает особое внимание на формирование у обучающихся метапредметных и личностных навыков. Одним из важнейших показателей сформированности метапредметных навыков является умение обучающегося работать с информацией: находить нужное, отбирать, анализировать, структурировать, выделять главное и второстепенное, «присваивать» полученную информацию и создавать собственные тексты (устные и письменные). Использование кейс — технологий способствует эффективному развитию у обучающихся метапредметных навыков.
Ф.И.О. | Холманских Ольга Владимировна |
Организация | муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» города Кирова
МОАУ СОШ №8 г.Кирова 610021 г.Киров, ул.Солнечная, д.21. р.т. 62-28-38 E-mail: pers021@mail.ru |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Кейс-технологии как средство формирования функциональной грамотности. |
Ключевые слова | Функциональная грамотность, читательская грамотность, кейс-технологии. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Основная задача современной школы — формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, способного откликаться на вызовы времени и успешно решать возникающие перед ним проблемы. ФГОС 3 поколения обращает особое внимание на формирование у обучающихся метапредметных и личностных навыков. Одним из важнейших показателей сформированности метапредметных навыков является умение обучающегося работать с информацией: находить нужное, отбирать, анализировать, структурировать, выделять главное и второстепенное, «присваивать» полученную информацию и создавать собственные тексты (устные и письменные). Использование кейс — технологий способствует эффективному развитию у обучающихся метапредметных навыков. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В современном информационном обществе обучающимся сложно отобрать нужную информацию, выбрать главное, применить для решения возникшей проблемы не только предметные, но и метапредметные навыки. |
Актуальность | Повышение практической направленности обучения, формирование навыков ориентации в потоке информации, развитие умения эффективно использовать полученную информацию для решения возникающих проблем. |
Новизна | Новизна опыта заключается в использовании на уроках русского языка и русского родного языка способов организации учебной деятельности обучающихся при работе с текстом с использованием кейс – технологии. |
Описание инновационного опыта | Метод кейсов – это такой метод решения какой — либо проблемы, который предполагает применение всех знаний, всего творческого потенциала школьника, т.е. способствует формированию читательской грамотности, креативного мышления и других видов функциональной грамотности, в зависимости от специфики выбранных текстов.
Существует несколько видов кейсов: 1. обучающие; 2. исследовательские; 3. практические. На уроках русского языка чаще всего используются обучающие кейсы. В кейс включаю 3 — 4 текста, один из которых помогает сконструировать проблемную ситуацию, т.к. спецификой кейс-технологий является конструирование проблемных ситуаций, фундамент которых составляют факты из реальной жизни, два следующих текста помогают построить план решения поставленной проблемы, найти пути выхода из сложной ситуации, сопоставить опыт авторов текста и опыт обучающихся. Четвертый текст в кейс стараюсь подобрать таким образом, чтобы он давал возможность обучающимся посмотреть на данную проблему с другой стороны или предлагал необычный путь решения данной проблемы. Например, в 9 классе, при работе над темой «Публицистический стиль», на одном из уроков я предлагаю ребятам кейс, посвященный слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Все материалы этого кейса связаны с Кировской областью. В кейс вошли 4 текста: первый из них — отрывок из Википедии, посвященный Кировской области, второй — статья о национальном составе Кировской области, третий — статья из газеты о марафоне добрых территорий «Добрая Вятка», четвертый — публицистическая статья «Что такое толерантность?» Работа на уроке была организована по группам. После выполнения всех заданий, связанных с работой с текстами из кейса, ребятам было предложено написать сочинение «Что такое толерантность?» (модель сочинения 9.3), взяв два аргумента из предложенных в кейсе текстов. Работа с кейсом на уроке может быть организована по-разному: это может быть индивидуальная, парная, групповая работа, но при систематическом использовании она обязательно приносит свои результаты: способствует формированию функциональной грамотности обучающихся, помогает при подготовке к метапредметному экзамену по русскому языку. |
Продукт опыта / проекта | Технологическая карта урока родного (русского) языка в 8 классе на тему » Публичная речь. Особенности публичной речи» |
Затруднения в реализации, риски | 1. Сложность в подборе текстов для кейса на определенную тему.
2. Сложность создания таких учебных ситуаций, при которых решение определенной проблемы было бы актуально для каждого обучающегося. |
Публикации
по теме опыта |
Холманских О.В. Курс родного (русского) языка как средство формирования ценностных ориентиров обучающихся [Текст] / О.В.Холманских // Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе преподавания русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей. 23 октября 2021 года// Автор — составитель Т.В.Кошурникова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»- Киров; ИРО Кировской области, 2021. — с.16 — 20. — УДК 372.88 ББК 74.368.I рус + 74.268.3 (2 Рос — 4 Ки) |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Кейс-технологии как средство формирования функциональной грамотности» является актуальной и востребованной в практике преподавания русского языка и русского родного языка, так как обусловлена нацеленностью образовательного процесса на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО автор описывает методы и приемы работы педагога, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся. Применяемые педагогом кейс-технологии соответствуют принципам преподавания русского языка и русского родного языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Новизна инновационного опыта заключается в использовании на уроках русского языка и русского родного языка способов организации учебной деятельности обучающихся при работе с текстом с использованием кейс – технологий. Несомненным достоинством опыта является представленная педагогом технологическая карта урока русского родного языка по теме «Публичная речь. Особенности публичной речи», в которой подробно представлены цели и планируемые результаты урока, его содержание и характеристика деятельности учителя и обучающихся на различных этапах занятия. Представленное в опыте содержание имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении по формированию читательской грамотности обучающихся. Методические приемы прошли апробацию в МОАУ СОШ №8 г. Кирова, представлены в публикации автора по теме «Курс родного (русского) языка как средство формирования ценностных ориентиров обучающихся» в сборнике статей «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе преподавания русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей». Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместили в региональном банке инновационного педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |