ФИО
Суслопарова Людмила Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
34 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»; КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»; г. Уржум, ул. Гоголя, 57; 8(83363)2-18-74 (директор); urzhum_gimns@mail.ru 34 года
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
онлайн-конструкторы, Цифровые сервисы, Дистанционное обучение, интерактивные задания, электронные образовательные ресурсы
В современной школе наблюдается тенденция снижения качества образования школьников и падение интереса к чтению программной литературы. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся были активно вовлечены в учебную деятельность. В данной методической разработке предлагаются пути решения этих проблемных вопросов за счёт использования в урочной и внеклассной деятельности новых инструментов — авторских интерактивных заданий разного типа, созданных на сайте-конструкторе https://onlinetestpad.com
Краткий пересказ
• Создание и использование интерактивных учебных заданий по русскому языку и литературе для повышения мотивации и качества образования.
• Интерактивный тест по теме «Символизм как литературное направление Серебряного века русской поэзии» для 11 класса.
• Цель теста: создание условий для осмысления, применения и контроля знаний по теме.
• Задачи теста: формирование целостного представления о творческом наследии поэтов-символистов, расширение литературного и культуроведческого кругозора, развитие познавательной деятельности, воспитание интереса и уважения к литературному наследию.
• Тест состоит из 20 заданий, включая единичный выбор ответов, множественный выбор ответов, краткий ответ — слово, восстановление фразы из слов, установление последовательности букв в слове, установление соответствия, аудиоконтент и видеоконтент.
• Время выполнения теста составляет 40 минут, результаты оцениваются по проценту правильных ответов.
• Тест создан на бесплатном сервисе https://onlinetestpad.com/ и доступен для прохождения без регистрации.
Ф.И.О. | Суслопарова Людмила Юрьевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»; КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»; г. Уржум, ул. Гоголя, 57; 8(83363)2-18-74 (директор); urzhum_gimns@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 34 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Создание и использование интерактивных учебных заданий по русскому языку и литературе как средство повышения мотивации и качества образования обучающихся» |
Ключевые слова | Цифровые сервисы, онлайн-конструкторы, интерактивные задания, электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение. |
Аннотация (не более 500 знаков) | В современной школе наблюдается тенденция снижения качества образования школьников и падение интереса к чтению программной литературы. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся были активно вовлечены в учебную деятельность. В данной методической разработке предлагаются пути решения этих проблемных вопросов за счёт использования в урочной и внеклассной деятельности новых инструментов — авторских интерактивных заданий разного типа, созданных на сайте-конструкторе https://onlinetestpad.com |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В настоящее время учебно-воспитательный процесс невозможно представить без современных информационно-коммуникационных средств обучения. Традиционная методика построения урока, деятельности участников образовательного пространства, подачи материала, контроля знаний не должна исчезнуть, она должна быть оптимально дополнена современным содержанием, чтобы оставаться интересной и эффективной для обучающихся и для учителя. Использование интерактивных заданий в практике школьного преподавания помогает решить эти вопросы. Кроме того, новый формат заданий тренировочного и контролирующего характера уместен при организации самостоятельной работы обучающихся, в том числе при дистанционном обучении. Идея изменений состоит в развитии у обучающихся навыков работы с онлайн-сервисами для формирования предметных и метапредметных УУД по литературе, улучшения качества и культуры чтения, успешной дальнейшей социализации обучающихся, что является особо актуальным в условиях обновлённых ФГОС. |
Актуальность | В наши дни эффективность образовательного процесса измеряется в том числе и развитостью его цифровой среды. Использование цифровых ресурсов в учебной деятельности имеет практико-ориентированное значение и является вызовом времени. Овладение универсальными учебными познавательными действиями при работе с информацией разного типа обозначена в обновлённых ФГОС как одна из значимых учебных задач современной школы. |
Новизна | Идея создания на цифровых платформах собственного банка электронных образовательных ресурсов тренировочного и контролирующего характера для преподавания гуманитарных предметов появилась в результате сотрудничества с педагогическим интернет-сообществом «Урок.рф», после участия в работе серии вебинаров по компьютерной грамотности под авторством Г. О. Аствацатурова — автора образовательного сайта «Дидактор. Педагогическая практика». Интерактивные задания, созданные на сайтах-конструкторах, относятся к типу продуктивных заданий на применение знаний, интеграцию, перенос знаний, формирование УУД, читательской грамотности, рекомендованных обновлённым ФГОС в качестве дидактических инструментов нового формата. В настоящее время банк авторских электронных образовательных ресурсов на сайте https://onlinetestpad.com включает в себя 23 интерактивных текста и 12 интерактивных кроссвордов по русскому языку и литературе. В публикации представлен один из тестов, который демонстрирует возможности онлайн-платформы для использования в практике школьного преподавания. |
Описание инновационного опыта | «Создание и использование интерактивных учебных заданий по русскому языку и литературе как средство повышения мотивации и качества образования обучающихся»
Идея применения в образовательной деятельности продуктивных заданий нового типа – интерактивных — появилась довольно давно, 5 лет назад. Первоначально целью этой работы было создание условий для определения уровня усвоения обучающимися изученного материала, контроль знаний, умений, приобретённых в результате работы над темой. Впоследствии же оказалось, что использование электронных образовательных ресурсов не только позволяет активизировать учебный процесс, повышает мотивацию обучающихся и их качество знаний, но и развивает виды деятельности обучающихся по самостоятельному поиску, анализу информации, её преобразованию и применению в разных учебных и жизненных ситуациях – то есть формирует универсальные учебные действия. Для создания цифровых заданий к изучаемым темам по образовательным программам я использовала несколько платформ. Но более удобной, универсальной и оптимальной в решении поставленных задач, на мой взгляд, явилась платформа-конструктор интерактивных упражнений https://onlinetestpad.com. Конструктор тестов Online Test Pad позволит создать тест любой сложности. Его преимущество в том, что он бесплатен, довольно прост в освоении и требует лишь регистрации на сайте. Педагогу нужно разобраться в работе сервиса, подобрать нужный учебный материал, затратить время на его создание и апробацию. На этом онлайн-конструкторе можно создать задания разного типа для текущего или итогового контроля. Среди его возможностей – создание тестов с выбором одного или нескольких вариантов ответов, на установление соответствия и последовательности, с вводом числа, вводом текста, ответом в свободной форме, интерактивный диктант, создание дистанционных уроков. Помимо этого, можно создать кроссворды разных видов, что обычно детям очень нравится, а также добавить в свои задания аудио- и видеоконтент. Учащимся предлагается ссылка на интерактивное задание, которое можно выполнить самостоятельно дома или в классе на ПК или на сенсорной доске. При этом время выполнения упражнений может быть регламентировано учителем – создателем упражнений. Обучающиеся выполняют предложенные задания без привлечения сторонних источников информации или с ними (например, с этимологическими словарями, в зависимости от поставленной задачи) и после выполнения сразу могут видеть свои результаты: процент выполнения, правильные ответы и оценку. Учитель же в личном кабинете в разделе статистики на соответствующем онлайн-сервисе может отследить результат работы своих учеников пофамильно и увидеть задания, вызвавшие наибольшую трудность. К плюсам Online Test Pad относится и возможность скачивания тестов в формате PDF, а также сохранения автономной версии упражнений (она будет работать без подключения к интернету). Кроме этого, автор-создатель интерактивных заданий получает сертификат о создании авторского теста на данном сайте. В настоящее время мой банк авторских электронных образовательных ресурсов на сайте https://onlinetestpad.com включает в себя 23 интерактивных текста и 12 интерактивных кроссвордов по русскому языку и литературе. В публикации представлен один из тестов, который демонстрирует возможности онлайн-платформы для использования в процессе школьного преподавания. Практика показала, что использование электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе даёт множество преимуществ. Оно позволяет — экономить время на подготовку уроков и проверку заданий и результатов обучающихся; — делать занятия увлекательными и современными; — усиливать визуальную составляющую при освоении новых тем; — знакомить обучающихся с современными формами самообразования; — формировать умение самостоятельно искать и интерпретировать информацию; — развивать общую культуру школьников; — привлекать детей к исследовательской деятельности; — обеспечивать интеллектуальную составляющую обучения; — повышать мотивацию школьников к обучению; — формировать информационную культуру обучающихся; — развивать мыслительные способности детей; — повышать показатели учебной успеваемости; создавать КИМы разной степени сложности с учётом потребностей и возможностей детей; — создавать гибкий процесс обучения. Обновлённый федеральный государственный образовательный стандарт к универсальным учебным познавательным действиям обучающихся относит и работу с информацией разного типа: умение целенаправленно искать, использовать и создавать самим информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий. Использование интерактивных заданий в образовательной деятельности в том числе решает и эти задачи.
|
Продукт опыта / проекта | «Интерактивный тест по литературе “Символизм как литературное направление Серебряного века русской поэзии”»: https://onlinetestpad.com/7gf4u6ujzrr42 |
Затруднения в реализации, риски | Освоение ресурсов нового формата требует от учителя высокого уровня информационно-коммуникационной подготовки, мобильности, времени и предполагает большую работу педагога по саморазвитию, а также необходимую техническую оснащённость учебного кабинета. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Системная организация работы с интерактивными тренажёрами позволяет не только повысить качество усвоения материала, мотивацию обучающихся, развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей, формировать УУД, но и разнообразить процесс обучения, выработать системный подход в работе с разными источниками информации. |
Публикации
по теме опыта |
Публикации по теме опыта:
1.Использование медиаресурсов в практике современного педагога. Режим доступа: https://урок.рф/library/statya_ispolzovanie_mediaresursov_v_praktike_sov_213159.html 2. Использование медиаресурсов в практике современного педагога. Режим доступа: 3. Цифровые инструменты и сервисы в работе учителя русского языка и литературы. Режим доступа: 4. Использование медиаресурсов в практике современного педагога// Ц18 Цифровизация образования: применение перспективных технологий в практике современного учителя [Текст]: Всероссийская научно-практическая конференция (Киров, 20 октября 2020 года): Сборник материалов / Сост. М.С. Давыдова; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2020. — 237 с. — (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»). 5.https://урок.рф/library/interaktivnij_test_po_teme_simvolizm_kak_literatu_110541.html |
Экспертное заключение | Опыт представлен на конференциях всероссийского и регионального уровня. Является актуальным в связи с цифровой трансформацией общества в целом и в том числе образования. Может применяться как при очном, так и при дистанционном обучении. Позволяет быстро поработать над отдельными темами как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Автоматическая проверка заданий позволяет учителю быстро проводить анализ проблем, возникающих у учащихся, а учащимся предоставляется возможность отработки материала в собственном темпе. |
Ф.И.О. эксперта | Окунева С.А. к.п.н., доцент кафедры предметных областй |
Рубрика | Обучение. Русский язык и литература |