ФИО
Кощеева Елена Борисовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
13 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ №73 г. Кирова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 73" города Кирова 610051 г. Киров (обл), мкр. Лянгасово, ул. Ленина, 16. (8332) 60-64-53 sch73@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Духовно-нравственное воспитание учащихся – составляющая часть уроков литературы и внеурочной деятельности. В процессе уроков, основанных на произведениях современной отечественной литературы, направленных на воспитание нравственных ценностей, подростки учатся видеть то, что происходит вокруг, слышать друг друга и окружающих людей, делать правильный нравственный выбор на примерах, близких школьникам.
Краткий пересказ
• Цель урока: помочь ученикам понять идейное содержание рассказа «Иван Иванович из Африки» и определить, кого можно назвать Человеком.
• Задачи урока: познакомить с произведением современной русской литературы, развитие мировоззренческих убеждений, развитие способности анализировать поведение подростков и взрослых, формирование нравственных ценностей, воспитание чувства ответственности за свои поступки.
• Вид урока: комбинированный, на основе приемов учебной технологии развития критического мышления.
• Проблемный вопрос: какие нравственные ценности позволяют человеку оставаться человеком в отношениях к окружающим?
• Формирующиеся ценности: умение сострадать и проявлять милосердие, готовность совершить нравственный выбор, уважение окружающих, нести ответственность перед окружающими людьми, умение прощать.
• Основные смыслы урока: даже в самой «жестокой» действительности человек должен оставаться Человеком; «только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
Ф.И.О. | Кощеева Елена Борисовна |
Организация | МБОУ СОШ №73 г. Кирова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 73» города Кирова
610051 г. Киров (обл), мкр. Лянгасово, ул. Ленина, 16. (8332) 60-64-53 sch73@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 13 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование духовно-нравственных ориентиров подростков на уроках внеклассного чтения по современной литературе.
Развитие умения анализа художественного произведения, формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог, воспитание нравственных качеств, применение технологии исследовательского обучения |
Ключевые слова | Чтение, анализ, взаимоуважение, выбор |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Духовно-нравственное воспитание учащихся – составляющая часть уроков литературы и внеурочной деятельности. В процессе уроков, основанных на произведениях современной отечественной литературы, направленных на воспитание нравственных ценностей, подростки учатся видеть то, что происходит вокруг, слышать друг друга и окружающих людей, делать правильный нравственный выбор на примерах, близких школьникам. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема взаимоотношений современных детей друг с другом и с окружающими их взрослыми людьми, в том числе с учителями. Попытка разобраться, какие нравственные ценности позволяют человеку оставаться человеком в отношениях к окружающим? А также возможность определить, кого можно назвать Человеком, исходя из нравственных отношений к другому человеку, осмысление понятия «взаимоуважение» как главных условий существования в человеческом обществе. |
Актуальность | Актуальность работы заключается в повышении интереса к изучению современной отечественной литературы у учащихся, что позволит им глубже понять себя и окружающий мир, развить критическое мышление и креативность, а также приобрести ценные навыки анализа и интерпретации текстов. В работе содержатся методы обучения, которые сделают уроки литературы более интересными и эффективными для учащихся, а также помогут педагогам реализовать современные образовательные подходы к изучению современной литературы. |
Новизна | Новизна заключается в отборе средств, форм и приемов организации образовательной деятельности, а также в комбинации известных элементов известных методик и технологий. |
Описание инновационного опыта | Чтение – это способ пробуждения творческих сил учащихся, собирания впечатлений и наблюдений, развитие творческого воображения. Познания себя в этом мире.
Чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению, современной литературе, вырастить грамотного читателя, на уроках и во внеурочной деятельности использую различные технологии и их элементы: ИКТ, технологию групповой работы, личностно-ориентированного обучения, смыслового чтения и другие. Так как современные дети читают мало и с нежеланием, на уроке по рассказу Н. Ключарёвой «Иван Иванович из Африки» я использовала в качестве одного из приемов «Сюжетная таблица»: ситуация, герои, цитаты. Такая таблица помогает воссоздавать сюжет, а учащиеся овладевают сюжетным мышлением. Знание сюжета повышает интерес к дальнейшей работе с текстом. Перед началом работы рассказ читается на уроки и проводится небольшая беседа, чтобы выяснить, как учащиеся поняли основную тему произведения. Еще один из приемов, который помогает ребятам понять проблематику произведения, — это попытка «предугадать» события, о которых пойдёт речь: притча в начале урока, «угадывание» по названию рассказа, чему будет посвящено произведение… Творческая работа в заключение анализа рассказа помогла учащимся пробудить их творческие силы, воображение. |
Продукт опыта / проекта | «Человек человеку…». Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Ключарёвой «Иван Иванович из Африки». |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения могут быть связаны с непониманием логики переходов от темы к теме , а риски — с нехваткой времени для воплощения всех идей. Степень готовности учащихся к творчеству и восприятию некоторых видов работ тоже может стать помехой. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Погружение в текст рассказа Н. Ключарёвой «Иван Иванович из Африки» помогло учащимся по-другому увидеть своё отношение к одноклассникам, к окружающим их взрослым людям, в первую очередь к учителям, а также пересмотреть свой взгляд на отношение к подростам взрослых, в частности преподавателей.
После прочтения рассказа ребята пришли к выводу о том, что даже в самой «жестокой» действительности человек должен оставаться Человеком. Это проявляется в умении сострадать и проявлять милосердие, в готовности совершить нравственный выбор, оказавшись один на один с «жестокой » действительностью, уважать окружающих, нести ответственность перед окружающими людьми, в умении прощать. |
Публикации по теме опыта | нет |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Окунева С.А. доцент кафедры предметных областей, к.п.н. |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Русский язык и литература |