ФИО

Левкина Людмила Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

32 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Заря Опаринского муниципального округа Кировской области 613835, Кировская область, Опаринский район, п. Заря, ул. Ленина, 23, тел. (83353) 7-70-48, E-mail: zarja_school@mail.ru

Сетевые интернет — технологии предоставляют большие возможности для организации   и активизации совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой и игровой деятельности обучающихся, имеющей общую проблему, цель, согласованные способы деятельности, направленной на достижение практически-значимого результата. Через применение облачных технологий в курсе изучения региональной   истории   путем  создания  групповых сетевых проектов привлекается  внимание подрастающего поколения к решению социально-экономических проблем родного края и малой родины. Работа над сетевыми проектами способствует формированию активной гражданской позиции молодого человека, участвующего в развитии территории своего проживания. Данная технология создает педагогические условия для формирования УУД обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Ф.И.О. Левкина Людмила Анатольевна
Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Заря Опаринского муниципального округа  Кировской области

613835, Кировская область, Опаринский район, п. Заря, ул. Ленина, 23, тел. (83353) 7-70-48, E-mail: zarja_school@mail.ru

Должность Учитель истории и обществознания
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Облачные интернет — сервисы  в  проектной деятельности по истории и краеведению   как средство формирования  УУД и гражданской идентичности личности
Ключевые слова Интернет, проектная деятельность, сетевые сервисы, УУД, гражданская идентичность личности
Аннотация Сетевые интернет — технологии предоставляют большие возможности для организации   и активизации совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой и игровой деятельности обучающихся, имеющей общую проблему, цель, согласованные способы деятельности, направленной на достижение практически-значимого результата.

Через применение облачных технологий в курсе изучения региональной   истории   путем  создания  групповых сетевых проектов привлекается  внимание подрастающего поколения к решению социально-экономических проблем родного края и малой родины. Работа над сетевыми проектами способствует формированию активной гражданской позиции молодого человека, участвующего в развитии территории своего проживания. Данная технология создает педагогические условия для формирования УУД обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект   1. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний обучающимися на уроках, важно научить самостоятельно добывать знания. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности.  Многие не умеют работать с различными источниками информации, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Включение сетевой проектной деятельности в образовательный процесс позволяет выстроить его как деятельность с высокой степенью самостоятельности обучающихся, создающей условия для достижения образовательных результатов – в личностном, предметном и метапредметном направлениях.

2. Часто   Интернет   используются обучающимися только с целью скачивания и показа  готовых  презентаций  или  информации по различным темам  для ее репродуктивного использования. Сетевая проектная деятельность позволяет решать проблему необдуманного поглощения непроверенной информации, предоставляемой современными СМИ, пассивного поведения молодежи. Она помогает развивать у обучающихся навыки  сознательной, целенаправленной  поисковой деятельности,   логику, мышление, творчество,  превратить их  в активных  участников, соавторов совместной деятельности.

3. Концептуальные основы Историко-культурного стандарта и ФГОС делают акцент на  преподавании региональной истории в контексте истории России как составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира,    воспитания и педагогической поддержки  становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного  гражданина России. Сетевая проектная деятельность по истории с привлечением краеведческого материала будет способствовать решению этой актуальной проблемы современного образования.

Актуальность 1.Идея интеграции ИКТ и передовых педагогических технологий (метода проектов, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества) актуальна в условиях современного   образования и соответствует требованиям федеральных государственных  образовательных стандартов. Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению  познавательной инициативы обучающихся, делает процесс обучения более  эффективным, творческим.

2. Применение облачных технологий  в курсе истории и краеведения делает работу с различной информацией  интересной и увлекательной, расширяет кругозор обучающихся, позволяет разнообразить занятия и привлечь внимание к новым темам, учит  ориентироваться в современном цифровом мире. Использование облачных технологий  расширяет возможности групповой работы, выходящей за рамки школьных учебников, способствует овладению  приемами сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Обучающиеся   приобретают позитивный социальный опыт, учатся решать  социальные проблемы общества.

3. Сетевая проектная деятельность формирует умения и навыки, необходимые для   современного молодого человека: навыки работы в команде, умение критично относиться к полученной информации, умение принимать самостоятельные решения и брать на себя  ответственность и инициативу,  умение управлять собой,  навыки  успешной  коммуникации,   организации и  планирования,  самоконтроля и  взаимоконтроля,   оценки своих действий и деятельности в целом. Такая работа создаѐт условия для повышения эффективности образования в условиях реализации ФГОС.

Новизна 1.Технология сетевой проектной деятельности в образовательном процессе    способствует организации инклюзивного образования, так как данная деятельность доступна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. В урочной и внеурочной деятельности облачные технологии – это один из способов  дистанционного взаимодействия ученика и учителя, позволяющий  привлечь к совместной деятельности  тех, кто  по каким-либо  причинам  лишен возможности непосредственного  участия в работе, например, в условиях карантина. То есть, данная технология позволяет  сделать образовательный процесс непрерывным и доступным из любой точки, где есть  доступ в сеть Интернет.

3.Быстрый доступ к разнообразной информации, использование различных мультимедиа   возможностей позволяют реализовать интересные, творческие и неожиданные идеи.  Участники проектной деятельности, овладевшие основными средствами работы с облачными интернет — сервисами, становятся авторами уникальных интернет- проектов.

Описание инновационного опыта Практическими результатами сетевой проектной деятельности с применением облачных интернет-сервисов являются групповые мини-проекты, презентации, веб-квесты по истории России и родного края, опубликованные в сети Интернет.

Для реализации сетевых проектов   используются бесплатные облачные Google – сервисы, открывающие широкие возможности для групповой   проектной деятельности, позволяющие  создавать и  хранить   документы,  презентации, сайты, доступные для совместного пользования и редактирования. Работа по созданию сетевых проектов осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности по истории и краеведению. Созданные  информационные продукты  публикуются   в открытом доступе в сети Интернет.

Организация и последовательность работы над сетевыми проектами по истории и краеведению предусматривает несколько этапов:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический), предусматривающий  методическую подготовку учителя к разработке сетевых проектов, определение целей проекта, этапов, сроков разработки  проекта, заданий для каждого этапа, формирование проектных групп;

2 этап – мотивационный, на котором педагог продумывает «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение обучающихся в проектную деятельность,  обсуждение практической и социальной  значимости проекта, проведение опросов;

3 этап — содержательно – деятельностный, включающий пошаговое планирование и выполнение запланированных задач и действий по реализации проекта;

4 этап —  презентационный, предусматривающий  презентацию, защиту проекта и  проведение рефлексии;

5 этап – диагностико-результативный включает оценку, анализ достигнутых целей и результатов проекта, определение перспективных направлений в ходе дальнейшей реализации проекта, обсуждение и проведение мероприятий по продвижению и рекламе  продуктов проектной деятельности.

На каждом этапе по разработке и реализации сетевых проектов продумывается педагогические методы, формы и приемы для достижения поставленных целей, задач и  планируемых результатов по формированию УУД обучающихся.

Подробное описание опыта:

Приложение № 1: Описание опыта. Организация и последовательность работы над сетевыми   проектами по истории и краеведению.

Приложение № 2: Критерии оценивания  результатов  сетевой  групповой проектной деятельности учителем.

Приложение № 3: Критерии  самооценки  сетевой проектной деятельности.  Самооценка навыков сотрудничества в проекте.

Приложение № 4: Рефлексия  участия в сетевом проекте.

Приложение № 5: Презентация  опыта «Облачные интернет – сервисы  в  проектной деятельности по истории и краеведению   как средство формирования  УУД и гражданской идентичности личности».

Продукт опыта / проекта         Продукты  сетевой  проектной деятельности:

1. Групповой  долгосрочный проект-сайт «Путеводитель по Опаринскому району»

https://sites.google.com/view/oparino-raiyon-zaria/

(сайт  опубликован в сети интернет в 2019 году, но  пока находится в стадии разработки, работа по созданию сайта продолжается)

2. Групповой образовательный  веб-квест «Край наш Вятский».

Ссылка на  структуру веб-квеста  «Край наш Вятский»  и план работы:

https://sites.google.com/site/putevoditelpovatskomukrau/home

Ссылка на   продукт проектной деятельности-

сайт «Край наш Вятский»: https://sites.google.com/view/kray-nasch-vatsky/

(сайт опубликован в сети интернет в 2021 году, но пока находится в стадии разработки, работа по созданию сайта продолжается)

Список созданных групповых  проектов-сайтов и  презентаций по истории и краеведению с  использованием технологии облачных  интернет –сервисов:  Приложение № 6

Затруднения в реализации, риски Условия реализации изменений: применение информационных технологий и сетевая проектная деятельность делает необходимым наличие современного компьютерного  и мультимедийного оборудования, подключения к сети Интернет, как в школе, так и дома,  постоянное повышение знаний и мастерства педагога в области информационных технологий, поисково-исследовательской и проектной  деятельности.

Трудоемкость изменений: включение в педагогическую деятельность электронных ресурсов, разработка уроков, проектов, мероприятий с применением облачных интернет- сервисов требует большого количества времени   на анализ информационных источников  сети  Интернет на предмет их достоверности и надежности, на планирование, выстраивание  и сопровождение   исследовательской  и поисковой деятельности  обучающихся.

Ограничения, недостатки: для получения доступа к услугам облачных сервисов необходимо постоянное  стабильное соединение с сетью Интернет. При наличии  сотовой связи 3G и 4G эта проблема успешно решается.

Риски: в настоящее время нет интернет-технологий, которые  бы гарантировали 100% конфиденциальность хранимых данных. Google-сервисы – иностранная платформа, в случае прекращения работы в России, необходимо будет искать альтернативные отечественные аналоги, которых пока нет.

 

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало работы по разработке и реализации сетевых проектов с использованием облачных интернет -сервисов  — 2017 год.

Количественные результаты:

В результате реализации  технологии сетевой проектной деятельности  созданы:

1.  Сводный   электронный краеведческий ресурс  по  истории Опаринского района Кировской области, сайт «Путеводитель по Опаринскому району»,  аналогов которому в сети Интернет не было. Материалы сайта могут быть использованы   в проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории родного края, написании индивидуальных исследовательских проектов, формирования виртуальных экскурсионных маршрутов по Опаринскому району.

Проект получил благодарность Главы Опаринского муниципального округа Макарова А.Д.: https://oparino-oms.ru/index.php/3891-spasibo-za-putevoditel-po-oparinskomu-rajonu

Баннер проекта размещен на сайте администрации Опаринского муниципального округа: https://oparino-oms.ru

Проект «Путеводитель по Опаринскому району» стал победителем  районного конкурса «Люби и знай свой край родной», посвященного  95-летию Опаринского района и 120-летию п. Опарино в 2019 году. Диплом Победителя:

https://drive.google.com/file/d/1Hytd2mhT1OjRGGIdhGt0uEvRiaMstZzn/view?usp=sharing)

Презентация проекта была представлена на  VI Яхлаковских  краеведческих  чтениях «От истоков к дням сегодняшним» к 120-летию со дня рождения Н.Я. Яхлакова в 2019 году.(Благодарственное письмо Опаринской центральной районной библиотеки: https://drive.google.com/file/d/1Hytd2mhT1OjRGGIdhGt0uEvRiaMstZzn/view?usp=sharing)

2. В результате применения технологии сетевой проектной деятельности созданы полезные электронные   краеведческие ресурсы (веб-сайты и веб-презентации) по истории России и  Вятского края, материалы которых можно использовать при изучении  истории и исторического краеведения.

3.Благополучателями результатов проектной деятельности являются жители  Опаринского района  и Кировской области,  интернет — пользователи, интересующиеся историей родного края.

4. Помощь и информационное сопровождение   в ходе реализации проектов   оказывают  местные краеведы ,  работники  районного  и школьного краеведческих музеев, работники школьной, поселковой и районной библиотек, что позволяет реализовать возможности  сотрудничества  школы с различными публичными  и  общественными организациями.

5. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе и   продуктивной ,  творческой деятельности. И как результат – победы и призовые места в олимпиадах,   конкурсах исследовательских и творческих работ  по  истории и краеведению:

— В 2017 году обучающаяся 7 класса Колчанова Юлия стала победителем конкурсного  отбора на право участия во всероссийском слете юных историков «Вперед в прошлое»/ Детском форуме Российского военно-исторического общества «Артек-музейное пространство» в МДЦ «Артек». Отборочный тур предполагал конкурс сочинений на тему «История моей семьи в истории страны» (выписка из протокола конкурсной комиссии  Российского военно -исторического общества №5 от 21 апреля 2017 г.

https://drive.google.com/file/d/1QeRhR3H4C7dYTqnGdbvNg_OsEA9PuW0m/view?usp=sharing)

— Участие с результатами групповой проектной деятельности  в  областной  миротворческой   социально-образовательной акции  «Запиши воспоминания детей войны», проводимой  Кировской областной научной библиотекой  им. А.И. Герцена.

(Дипломы участников миротворческой социально-образовательной акции: https://drive.google.com/file/d/1G9zpdXQP2ABH6f3S5Z172ICWTZp-se0g/view?usp=sharing)

-Участие педагога в  III Всероссийском  конкурсе  краеведов, работающих с молодежью в 2021 г, проводимом  РИО, Фондом «История Отечества» —

Диплом полуфиналиста:

https://drive.google.com/file/d/1GFdWa4X1a4iUq4g7X6m0uze908R3eC3P/view?usp=sharing).

-Участие педагога  во II Всероссийском конкурсе  «ИКТ компетентность педагога в современном образовании»  — Диплом лауреата:

https://drive.google.com/file/d/1H2iekmUaYaXvSrH77vr2_GKcPnjyCzbB/view?usp=sharing)

Качественные результаты:

1. Повысился познавательный интерес и учебная мотивация обучающихся к изучению истории и краеведения.

2. В результате применения  средств  сетевых проектных технологий  обучающиеся отмечают личностные приобретения – умение  планировать свою работу, умение создавать сайты,  презентации, умение контролировать свою деятельность и деятельность товарищей по команде, умение осуществлять оценку своей работы и оценивать  работу группы.

3.Участники групповой сетевой проектной деятельности отмечают, что стали более толерантны и   расположены к сотрудничеству, взаимопомощи и общению друг с другом.

4. Применение технологии сетевой проектной деятельности в обучении истории и краеведению   способствуют   повышению уровня и качества овладения информационно-коммуникационными компетентностями обучающихся.

5.Участники сетевой проектной деятельности  по краеведению  начинают идентифицировать себя со своей малой Родиной, приобретая, таким образом, локально-региональную идентичность, на основе которой происходит становление патриотизма и гражданственности личности, что проявляется в участии в волонтерской и социально-значимой деятельности  в школе и на территории поселения.

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника

Левкина Л.А. Роль исторического краеведения в духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской идентичности личности. [Текст] / Л.А. Левкина // Историко-обществоведческое образование в контексте реализации ФГОС и новых предметных Концепций: сборник материалов областной научно-практической конференции учителей истории, обществознания 23 марта 2017 года / науч. ред. и авт.-сост. Першина Ю.В., Ерёмина Т.Ю. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. (УДК 372.83+372.89 ББК 63.3(0)+74.266(2 Рос-4Ки) И90

Статья из журнала

Левкина Л.А. Облачные интернет — сервисы в проектной деятельности по истории и краеведению как средство формирования УУД и гражданской идентичности личности. [Текст] / Л. А. Левкина // Педагогический альманах: сборник публикаций. — Вып. №16-2022. – с. 113–116. — ISSN: 2712-8792. — /16-2022

Режим доступа: https://www.pedalmanac.ru/collection/16-2022, ISSN: 2712-8792

УДК 37(050) ББК 94.39 П24

Публикации на сайтах педагогических сообществ

Левкина Л.А. «Роль исторического краеведения в духовно-нравственном воспитании, формировании гражданской идентичности личности в условиях реализации ФГОС».

(Сертификат о публикации методического материала всероссийского педагогического сообщества «УРОК.РФ», № 22-382260, май 2022.

Режим  доступа: https://урок.рф/library/rol_istoricheskogo_kraevedeniya_v_duhovnonravstv_191126.html)

Левкина Л.А. «Облачные интернет — сервисы в проектной деятельности по истории и краеведению как средство формирования УУД и гражданской идентичности личности»

(Свидетельство  о публикации сайта «Инфоурок» ХЩО5859664 от 20.04.2022

Режим доступа: https://infourok.ru/oblachnye-internet-servisy-v-proektnoj-deyatelnosti-po-istorii-i-kraevedeniyu-kak-sredstvo-formirovaniya-uud-i-grazhdanskoj-iden-6074249.html)

Экспертное заключение Представленный опыт работы по использованию облачных интернет – сервисов в проектной деятельности может быть использован учителями истории, обществознания для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования по предметной области «Общественно-научные предметы», что соответствует требованиям обновленного ФГОС основного общего образования.
Ф.И.О. эксперта Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru
Рубрика Обучение. Дополнительное образование. Воспитание.
Экспертное заключение
Скачать файл
Приложение № 1 Описание опыта
Скачать файл
Приложение № 2 Критерии оценивания результатов сетевой групповой проектной деятельности учителем
Скачать файл
Приложение № 3 Критерии самооценки сетевой проектной деятельности
Скачать файл
Приложение № 4 Рефлексия участия в сетевом проекте
Скачать файл
Приложение № 5 Презентация опыта Облачные интернет-сервисы...
Скачать файл
Приложение № 6 Список созданных групповых проектов
Скачать файл