ФИО
Родыгина Татьяна Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель
СТАЖ РАБОТЫ
28 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска Кировской области МБОУ СОШ № 2 г. Омутнинска Адрес ОУ: 612741 Кировская обл., г. Омутнинск, ул. Кооперации, дом 91 Телефон ОУ: (83352) 2-24-32 E-mail ОУ: sch2-omut@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
практические проверочные работы, теория графов, Вероятность и статистика, теория множеств, контроль знаний
Одним из основных принципов системно-деятельностного подхода является принцип деятельности. Ученики — активные участники образовательного процесса, которые сами ищут новые знания и учатся применять полученные знания на практике.
Учитель должен так разрабатывать дидактические учебные материалы, чтобы ученик смог не только открывать новое, но и уметь оценивать свои знания. Разработанный комплекс практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества» содействует эффективной работе при отработке базовых понятий теории множеств и теории графов.
Краткий пересказ
• Системно-деятельностный подход требует активного участия учеников в образовательном процессе.
• Предмет «Вероятность и статистика» новый, и в учебниках недостаточно заданий для отработки базовых понятий по темам «Графы» и «Множества».
• Актуальность опыта работы: теория графов и теория множеств используются в различных отраслях при решении управленческих задач и способствуют формированию умений обучающихся видеть структуру явлений и применять альтернативные способы решения задач.
• Цель опыта работы: совершенствование методических компетенций учителей математики и информатики при изучении тем «Графы» и «Множества».
• Разработан комплекс практических проверочных работ для проверки знаний по темам «Графы» и «Множества» на протяжении нескольких уроков.
• Проверочные работы предназначены для проверки базовых понятий и практических навыков построения графов и кругов Эйлера-Венна.
• Разработанные комплексы проверочных работ были представлены педагогическому сообществу и опубликованы на сайте https://ped-kopilka.ru/.
• Для успешного использования проверочных работ педагогу необходимо сравнить порядок изучения учебного материала с предложенным порядком проведения работ, сопоставить уровень сложности заданий с уровнем подготовки обучающихся и определить возможность использования работ в полном объеме или частично.
• Структура проверочных работ включает два варианта, удобное расположение заданий на листе формата А4, 4 или 5 заданий и цикл работ для проверки знаний на протяжении нескольких уроков.
• Методы работы при проведении проверочных работ включают контрольно-оценочные, репродуктивные, закрепления знаний и контроль, индивидуальную работу, самостоятельную работу учащихся и практические и наглядные приемы.
• Эффективность использования проверочных работ оценивается по достижению учебных целей уроков, эффективному использованию времени на уроке и применимости работ в педагогической практике.
• Результаты использования проверочных работ показали свободное ориентирование обучающихся в базовых понятиях теории графов и теории множеств и стабильность результатов по данным темам на уроках математики и информатики.
Ф.И.О. | Родыгина Татьяна Михайловна |
Организация | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Омутнинска Кировской области
МБОУ СОШ № 2 г. Омутнинска Адрес ОУ: 612741 Кировская обл., г. Омутнинск, ул. Кооперации, дом 91 Телефон ОУ: (83352) 2-24-32 E-mail ОУ: sch2-omut@yandex.ru |
Должность | Учитель |
Стаж работы | 28 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Методические рекомендации по отработке базовых понятий теории графов и множеств на уроках математики и информатики |
Ключевые слова | Вероятность и статистика, теория графов, теория множеств, контроль знаний, практические проверочные работы |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Одним из основных принципов системно-деятельностного подхода является принцип деятельности. Ученики — активные участники образовательного процесса, которые сами ищут новые знания и учатся применять полученные знания на практике.
Учитель должен так разрабатывать дидактические учебные материалы, чтобы ученик смог не только открывать новое, но и уметь оценивать свои знания. Разработанный комплекс практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества» содействует эффективной работе при отработке базовых понятий теории множеств и теории графов. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Предмет «Вероятность и статистика» новый. До его изучения отдельные главы рассматривались в курсе алгебры. В учебниках по предмету заданий на отработку базовых понятий по темам «Графы» и «Множества» недостаточно. Возникает проблема, как быстро проверить понимание основных понятий по данным темам на практических заданиях, затрачивая минимум времени на уроках. |
Актуальность | Практическая составляющая – теория графов и теория множеств используется в различных отраслях при решении управленческих задач.
Учебная составляющая – изучение в школе предмета «Вероятность и статистика», возможность использования при решении задач в различных предметных областях теории графов и теории множеств, способствующих формированию умений обучающихся видеть структуру явлений, видеть целое за частным, применять альтернативные способы решения известных задач, развивая инженерное мышление. Дидактическая составляющая – по предмету «Вероятность и статистика» в школе недостаточно дидактических материалов для отработки базовых понятий, т.к. предмет новый. |
Новизна | Разработан комплекс практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества». Цикл работ предназначен для проверки знаний на протяжении нескольких подряд идущих уроков при изучении данных тем |
Описание инновационного опыта | Цель опыта:
совершенствование методических компетенций учителей математики и информатики при изучении тем «Графы» и «Множества». Задачи: — разработка комплекса практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества»; — содействие эффективной работе учителей при отработке базовых понятий теории множеств и теории графов, возможность использования разработанных дидактических материалов в их педагогической практике.
Для успешного использования комплекса практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества» педагогу необходимо: — сравнить порядок изучения учебного материала в своей практике с предложенным порядком проведения практических проверочных работ; — сопоставить уровень сложности заданий в проверочных работах с уровнем подготовки своих обучающихся; — определить возможность использования проверочных работ в полном объёме или частично. Структура практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества»: — работа составлена на два варианта; — удобное расположение двух вариантов при печати на листе формата А4; — в работах количество заданий – 4 или 5; — цикл работ предназначен для проверки знаний на протяжении нескольких подряд идущих уроков при изучении данных тем. Методы работы при проведении практических проверочных работ: — по компонентам деятельности – контрольно-оценочные (методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности); — по характеру познавательной деятельности – репродуктивные (решение задач); — по дидактическим целям – закрепления знаний и контроль; — по формам организации учебной деятельности – индивидуальная работа; — по уровням самостоятельной активности учащихся – самостоятельная работа обучающихся; — по источникам передачи знаний – практические (упражнения, практикум), наглядные (схема, график). В практических проверочных работах используются приемы умственной деятельности — анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и конкретизация. Эффективность использования практических проверочных работ по темам «Графы» и «Множества» оценивается по следующим показателям: — достижение учебных целей уроков по заданным темам на основе качественного анализа знаний и умений обучающихся; — эффективное использование времени на уроке (контроль знаний в течение 5-7 минут); — применимость работ в педагогической практике учителей математики и информатики, способствующая формированию умения обучающихся ориентироваться при получении одних и тех же фундаментальных знаний на разных предметах. По итогам использования в своей педагогической практике предложенных проверочных работ учителя могут: — получать оценку достижения планируемых результатов каждого обучающего при минимальных затратах времени; — эффективно планировать урок математики, корректируя работу на уроках с учетом выявленных проблем в понимании базовых понятий по заявленным темам. |
Продукт опыта / проекта | Комплекс практических проверочных работ при изучении тем «Графы» и «Множества» |
Затруднения в реализации, риски | При использовании практических проверочных работ необходима их печать для каждого обучающегося, т.к. задания выполняются прямо в карточке с работой. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
При использовании комплекса практических проверочных работ па уроках по предмету «Вероятность и статистика» при изучении темы «Графы» в 7 классе и темы «Множества» в 8 классе обучающиеся оперативно получали результаты контроля своей учебной деятельности, положительно оценили практическую направленность работ.
Результаты работ позволили выявлять места и причины затруднения, корректировать работу при получении новых знаний. Наблюдения за деятельностью обучающихся при появлении данных тем на уроках информатики показали свободное ориентирование в базовых понятиях теории графов и теории множеств. стабильность результатов по данным темам на уроках математики и информатики |
Публикации
по теме опыта |
Публикация на сайте https://ped-kopilka.ru/ (СМИ Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет»)
|
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Ярославцев В.Л. методист кафедры предметных областей ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Математика и информатика |