ФИО

Будько Татьяна Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель-логопед

СТАЖ РАБОТЫ

22 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 9 «Аленка» города Вятские Поляны Кировской области. 612960, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Урицкого, дом 37а, т. 8(83334) 6-02-72, 6-05-12 E-mail: alenka-8025@mail.ru

YandexGPTКраткий пересказ

• Речь играет важную роль в жизни человека и развитии ребенка.
• Задержка речевого развития влияет на устную и письменную речь ребенка.
• Нейропсихологи рекомендуют начинать работу с развития речи с учетом онтогенетического принципа.
• Кинезиологические упражнения развивают речь, моторику и психические процессы у детей.
• Кинезиология — перспективное научное направление, использующее движение для развития мозга.
• Артикуляционная и речевая гимнастика в сочетании с кинезиологическими упражнениями улучшает речь и моторику ребенка.
• Правильное дыхание и артикуляционная гимнастика важны для коррекции звукопроизношения.
• Кинезиологические упражнения и дыхательные упражнения могут использоваться для автоматизации звуков и развития речи.
• Использование кинезиологических упражнений и игр помогает закрепить и дифференцировать звуки в речи ребенка.

Ф.И.О. Будько Татьяна Викторовна
Организация Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 9 «Аленка» города Вятские Поляны Кировской области.

612960, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Урицкого, дом 37а, т. 8(83334) 6-02-72, 6-05-12 E-mail: alenka-8025@mail.ru

Должность Учитель-логопед
Стаж работы 22 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда по развитию речи детей дошкольного возраста»

 

Ключевые слова Кинезиологические упражнения, коррекция кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи, развитие речи.
Аннотация (не больше 500 знаков) Коррекция нарушений звукопроизношения, через использование кинезиологических упражнений, которые развивают кинестетические и кинетические ощущения: точность, быстроту, переключаемость и координированность движений; повышают двигательную память, самоконтроль и позволяют упростить и ускорить процесс автоматизации звуков и развитие речи в целом.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Опыт моей работы, направленной на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и являющегося базой для дальнейшей профилактики и коррекции недоразвития вербальной деятельности у детей, показал эффективность упражнений, развивающих общие речевые навыки (правильное дыхание, плавность речи и т.д.), общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Поэтому, я решила включить в работу по коррекции нарушений звукопроизношения, упражнения, которые развивают кинестетические и кинетические ощущения: точность, быстроту, переключаемость и координированность движений; повышают двигательную память, самоконтроль и позволяют упростить и ускорить процесс автоматизации звуков и развитие речи в целом.

Актуальность Нарушение речевой деятельности, несформированная артикуляционная моторика (ограничение активных движений мышц, нарушение точности, быстроты, переключаемости и координированности движений, снижение двигательной памяти и самоконтроля; нарушение четкости кинестетических ощущений), недоразвитие фонематических процессов, которые приводят к глубокому изменению семантической структуры языка, трудности в слоговой структуре слова, в овладении лексико-грамматическими формами, связном высказывании накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы, а также оказывает влияние на развитие психической активности ребенка.
Новизна Для успешной профилактики и коррекции фонетико-фонематических нарушений необходимо учитывать «онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития».
Описание инновационного опыта Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей.  К сожалению, в последнее время, большая часть детей имеет задержку речевого развития, вредоносно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Для таких детей характерны: нарушение речевой деятельности, не сформированная артикуляционная моторика, недоразвитие фонематических процессов, трудности в слоговой структуре слова, в овладении лексико-грамматическими формами, связном высказывании накладывают отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной сферы, а также оказывают влияние на развитие психической активности ребенка.

Нейропсихологи советуют начинать работу с развития основы, фундамента речи. По мнению Семенович А.В., Ланиной Т.Н. для успешной профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо учитывать «онтогенетический принцип развития высших психических функций, предполагающий опору на довербальные стадии развития».

Опыт работы по программе Т.Н. Ланиной «Дельфины», направленной на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и являющегося базой для дальнейшей профилактики и коррекции недоразвития вербальной деятельности у детей, показал эффективность упражнений, развивающих общие речевые навыки (правильное дыхание, плавность речи и т.д.), общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Поэтому, я решила включить в работу по коррекции нарушений звукопроизношения, упражнения, которые развивают кинестетические и кинетические ощущения: точность, быстроту, переключаемость и координированность движений; повышают двигательную память, самоконтроль и позволяют упростить и ускорить процесс автоматизации звуков и развитие речи в целом.

Кинезиологические упражнения, улучшают работу головного мозга, тем самым развивают психические процессы, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.

Использование кинезиологических упражнений в артикуляционной гимнастике  усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, координацию движений и мелкую моторику рук, способствуют развитию произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Занятия по автоматизации и дифференциации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными с помощью кинезиологических упражнений.

В ходе работы по развитию фонематического восприятия учимся выделять звуки, сопровождая этот процесс движениями различных частей тела, переключать их внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений.

Использование кинезиологических упражнений и приёмов является эффективным средством развития детей дошкольного возраста, так как у воспитанников формируется интерес к процессу обучения, повышается мотивация, уровень самоконтроля за собственной речью, стремлению ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость, развивается речь и все психические процессы.

Продукт опыта / проекта Кинезиологические игры и упражнения
Затруднения в реализации, риски Педагог должен сам хорошо освоить все упражнения;

Учет индивидуальных особенностей ребенка (функционирование нервной системы, общее физическое состояние);

Регулярность выполнения упражнений.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Введение в коррекционную работу кинезиологических упражнений и синтез с речевыми упражнениями по автоматизации поставленных звуков способствовало системной продуктивной и качественной работе по преодолению дефектов звукопроизношения, актуализации интеллектуальных способностей дошкольников, к которым относятся логические операции, наглядное моделирование, оперативная память. Удалось повысить уровень самоконтроля, развить слухоречевую память,  пространственное восприятие. Повысилась двигательная активность на занятии, моторная память.
Публикации

по теме опыта

Статья в интернете

Будько Татьяна Викторовна, Игровые технологии в работе учителя-логопеда

https://bukva.com.ru/journal/76263

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта
Ф.И.О. эксперта Смирнова С.А. ст. преподаватель кафедры инклюзивного образования
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Дошкольное образование

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Будько ТВ Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда ++
Скачать файл
Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл