ФИО
Крестинина Ирина Алексеевна
ДОЛЖНОСТЬ
Заведующий кафедрой инклюзивного образования
СТАЖ РАБОТЫ
Общий 37 лет, в должности заведующей кафедрой – 20 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», г. Киров, ул. Р .Ердякова 24/2, Тел./факс (8332)25-54-42, Е-mail: kirovipk@kirovipk.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
содержание обучения дошкольника с ОВЗ, циклограмма деятельности, тематическое планирование, диагностическая карта, Документация учителя-дефектолога
Раскрываются особенности организации и содержания работы учителя-дефектолога (профиль: ранний и дошкольный возраст) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». С позиции актуальных законодательных и нормативно-правовых актов, научных представлений в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обобщён многолетний опыт работы учителей-дефектологов Кировской области, представлены авторские документы, используемые при оказании дефектологической помощи в дошкольной образовательной организации.
Краткий пересказ
-
Методические рекомендации по организации и содержанию работы учителя-дефектолога в дошкольных образовательных организациях.
-
Рекомендации основаны на профессиональном стандарте «Педагог-дефектолог» и ФГОС ДО.
-
Цель рекомендаций — систематизация документации учителя-дефектолога при оказании помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
-
В рекомендациях представлены нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя-дефектолога.
-
В приложении к методическим рекомендациям размещены материалы для разработки и систематизации документации по оказанию дефектологической помощи в дошкольных образовательных организациях.
Ф.И.О. | Крестинина Ирина Алексеевна |
Организация | Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», г. Киров, ул. Р .Ердякова 24/2, Тел./факс (8332)25-54-42, Е-mail: kirovipk@kirovipk.ru |
Должность | Заведующий кафедрой инклюзивного образования |
Стаж работы | Общий 37 лет, в должности заведующей кафедрой – 20 лет. |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Организация и содержание работы учителя-дефектолога в дошкольных образовательных организациях |
Ключевые слова | Документация учителя-дефектолога, диагностическая карта, циклограмма деятельности, тематическое планирование, содержание обучения дошкольника с ОВЗ. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Раскрываются особенности организации и содержания работы учителя-дефектолога (профиль: ранний и дошкольный возраст) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-дефектолог».
С позиции актуальных законодательных и нормативно-правовых актов, научных представлений в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обобщён многолетний опыт работы учителей-дефектологов Кировской области, представлены авторские документы, используемые при оказании дефектологической помощи в дошкольной образовательной организации. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы дошкольного образования. |
Актуальность | Образовательная ситуация в системе дошкольного образования предъявляет специфические требования к педагогическим работникам ДОУ, ставит сложные задачи по изменению организационных условий, технологий работы, реализации заключений ПМПК и рекомендаций. В этом контексте работа учителя-дефектолога детского сада представляет особую значимость, так как основным фактором, обуславливающим развитие психики ребенка с ОВЗ, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное коррекционное воздействие. Это воздействие должно быть организовано и осуществлено в соответствии с нормативно-правовыми документами, а именно: ФГОС ДО, ФАОП ДО, Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог». |
Новизна | Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога ДОУ происходит в едином образовательном пространстве, в котором документация является важным компонентом профессиональной деятельности учителя-дефектолога и сопровождает каждое направление его работы. Применение данных рекомендаций способствует систематизации и структурированию работы учителя — дефектолога, формированию единого подхода к организации работы учителя — дефектолога в дошкольных образовательных организациях. |
Описание инновационного опыта | Методические рекомендации по организации работы дефектолога в дошкольной образовательной организации систематизируют документацию специалиста при оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Они помогают учителю-дефектологу решать различные задачи, в том числе: планировать и осуществлять непрерывный коррекционно-образовательный процесс; определять методы и средства оценки достижений детей с учётом индивидуальных образовательных потребностей; отбирать и применять формы, методы, приёмы и средства организации деятельности детей с ОВЗ; использовать специальные коррекционно-развивающие технологии и дидактические средства; проектировать социальную ситуацию и условия сопровождения развития детей, в том числе при применении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; обеспечивать охранительный педагогический режим, учитывающий особенности здоровья детей с ОВЗ; анализировать и интерпретировать результаты оценки развития детей; разрабатывать на основе результатов диагностики рекомендации по образованию и сопровождению детей с ОВЗ. Таким образом, методические рекомендации помогают организовать эффективную работу с детьми, имеющими трудности освоения адаптированной программы дошкольного образования, и обеспечить их социальную адаптацию и реабилитацию.
|
Продукт опыта / проекта | Методические рекомендации «Организация и содержание работы учителя-дефектолога в дошкольных образовательных организациях» |
Затруднения в реализации, риски | Постоянное обновление нормативно-правовой базы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Разное представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Разный уровень сформированности когнитивных, проектировочных, конструктивных, организаторских, рефлексивных и прогностических компетенций дошкольных дефектологов. |
Публикации
по теме опыта |
|
Экспертное заключение | Методическое пособие «Организация и содержание работы учителя-дефектолога в дошкольных образовательных организациях» является весьма актуальным и своевременным, что обусловлено следующими детерминантами: неуклонно возрастает число детей, имеющих нарушения познавательного и речевого развития; расширяется инклюзивная практика образования детей с особыми образовательными потребностями; разработаны и утверждены новый нормативные документы (профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог», ФАОП ДО); педагоги-дефектологи нуждаются в методических рекомендациях по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса в соответствии с вышеназванными документами. |
Ф.И.О. эксперта | Н.Ю. Борякова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры «Специальное (дефектологическое) образование» факультета «Клиническая и специальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета». |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование
|