ФИО
Кротова Екатерина Ивановна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
27 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 1 г. Советска Советского района Кировской области (МОУ СОШ с УИОП №1 г.Советска) 613340, Кировская область, г.Советск, ул.К.Либкнехта, 24
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Традиционные духовные ценности, Современная литература для детей и подростков
Сегодня – дети, завтра – взрослые. Именно эта мысль определяет отбор произведений для изучения в школе на уроках литературы. Книги современной русской литературы продолжают лучшие традиции в формировании вечных духовных ценностей. Книга Инны Манаховой «Монолог» поможет подросткам найти ответы на важные жизненные вопросы: жизнь может измениться в любой момент, как к худшему, так и к лучшему; даже если наступает непростые времена, всегда помните: чудеса случаются, если в них верить, если не отчаиваться.
Краткий пересказ
• Цель урока: осознание и осмысление идеи повести Инны Манаховой «Монолог».
• Задачи урока: формирование представлений о современной детско-юношеской литературе, знакомство с произведением Манаховой, определение нравственных ценностей.
• Форма урока: беседа, дискуссия, демонстрация презентации, обсуждение произведения.
• Место в системе уроков: открытый урок для родителей или внеклассное чтение в рамках Недели современной книги.
• Комплект материалов: текст повести, мультимедийная презентация, рабочие листы, маркеры, воздушные шарики, индивидуальные задания, придумать название каждому дню.
• Структура занятия: мотивационная, основная, заключительная части.
• Обсуждение повести: мотивы поступков героев, нравственный портрет героев, творческая деятельность в рабочих листах.
• Заключение: осмысление произведения, личный вывод о том, что любые горести и беды стоят того, чтобы их вынести.
Ф.И.О. | КРОТОВА Екатерина Ивановна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 1 г. Советска Советского района Кировской области (МОУ СОШ с УИОП №1 г.Советска)
613340, Кировская область, г.Советск, ул.К.Либкнехта, 24 |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 27 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести Инны Манаховой «Монолог» |
Ключевые слова | Традиционные духовные ценности, современная литература для детей и подростков. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Сегодня – дети, завтра – взрослые. Именно эта мысль определяет отбор произведений для изучения в школе на уроках литературы. Книги современной русской литературы продолжают лучшие традиции в формировании вечных духовных ценностей. Книга Инны Манаховой «Монолог» поможет подросткам найти ответы на важные жизненные вопросы: жизнь может измениться в любой момент, как к худшему, так и к лучшему;
даже если наступает непростые времена, всегда помните: чудеса случаются, если в них верить, если не отчаиваться. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | «Что определяет жизнь человека? Только ли обстоятельства, в которые он попал? Как строить отношения с миром, если ты стал инвалидом?» — ответы на эти вопросы поможет найти повесть Инны Манаховой «Монолог». |
Актуальность | Формирование традиционных духовных ценностей – приоритетная задача современного воспитания и образования. Взаимопонимание и доверие между членами семьи, настоящая дружба, сострадание, ценность жизни, счастье. Эти понятия рассматриваются в контексте анализа произведения. |
Новизна | Данный урок представляет собой опыт работы по формированию вечных духовных ценностей на материале произведения современной писательницы по книге современной литературы для подростков.
Новизна заключается в накоплении и применении практического материала по формированию духовно-нравственных ценностей современных подростков (взаимопонимание и доверие между членами семьи, настоящая дружба, сострадание, ценность жизни, счастье); по формированию целеустремлённой личности, умеющей преодолевать трудности, находящей своё место в жизни; по воспитанию интереса к современной литературе и потребности в чтении. |
Описание инновационного опыта | Главная цель: формировать у подростков представления о современной детско-юношеской литературе, о современном писателе через знакомство обучающихся с произведением И. Манаховой, что позволяет определять нравственные жизненные ценности.
Основные смыслы урока: — жизнь может измениться в любой момент, как к худшему, так и к лучшему; — истинная любовь — большая редкость, и узнать её можно по простому признаку: человек терпит долгую печаль с вами; — те, кто рядом с вами в плохие времена, возьмите с собой во времена хорошие; — даже если наступает непростые времена, всегда помните: чудеса случаются, если в них верить, если не отчаиваться; — если что-то случилось в жизни, не спрашивай «за что?», а думай «для чего?» Структура занятия: Часть 1. Мотивационная. Знакомство обучающихся с писателем Инной Манаховой, краткий обзор ее жизни и творчества. Часть 2. Основная. В ходе обсуждения произведения анализируются мотивы поступков героев повести, рисуется нравственный портрет героев повести. Данная работа сопровождается творческой деятельностью в рабочих листах Часть 3. Заключение. В конце урока обучающиеся приходят к идее осмысления произведения и личному восприятию, а также к нравственному выводу, который они должны дописать: фраза на доске «Если что-то случилось в жизни, не спрашивай «за что?», а думай … «для чего?» |
Продукт опыта / проекта | Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе по повести Инны Манаховой «Монолог», мультимедийная презентация к уроку |
Затруднения в реализации, риски | Недостаточное количество книг на бумажном носителе по творчеству И. Манаховой, временные затраты на прочтение произведения, технические возможности кабинета литературы |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Данный урок внеклассного чтения «Любые горести и беды стоят того, чтобы их вынести» по повести Инны Манаховой «Монолог» проведен:
— в апреле 2025 года для учителей литературы в рамках школьного методического объединения МОУ СОШ с УИОП №1 города Советска; в рамках открытых мероприятий для родителей и в рамках Недели современной книги в форме урока-беседы, урока-дискуссии для обучающихся 9 «Г» класса МОУ СОШ с УИОП №1 города Советска с целью привлечения внимания к современной литературе и обогащения их духовного опыта; — урок внеклассного чтения рассмотрен и одобрен на заседании методического совета педагогов Советского района (22.05.2025). Систематическое использование отражённых в опыте учителя приёмов даёт определённый положительный результат, который отражается в проявлении интереса учеников и коллег к изучению данного произведения, в повышении интереса детей к чтению, в создании атмосферы доверительного и творческого сотрудничества на уроке и во внеурочной деятельности, увеличении количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах по литературе и других интеллектуальных конкурсах и мероприятиях. |
Публикации
по теме опыта |
нет |
Экспертное заключение | Опыт работы является актуальным, т.к. формирование вечных духовных ценностей важно всегда и является требованием современного образования. На основных нравственных принципах, заложенных в материалах произведений писателей, закладывается умение обучающихся думать, размышлять. Важно не только приоткрыть детям дверь в мир великих людей и их мыслей, но и научить анализировать прочитанный текст с позиции высоких нравственных идеалов.
Данный опыт может быть использован в практике работы учителей русского языка и литературы, классных руководителей других образовательных организаций района и округа. |
Ф.И.О. эксперта | Туева Анна Михайловна, заведующая информационно-методическим сектором МКУ «Ресурсный центр образования Советского района Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Курсы внеурочной деятельности |