ФИО
Жукова Марина Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск» (КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск), Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, улица Советская, дом 169, (83349)2-17-89, mounag@inbox.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
стремление сделать жизнь совершеннее, взаимоуважение, Жизнь, ответственность, взаимопомощь, доброта
Урок по книге Екатерины Аксеновой – один из уроков по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которое в настоящее время имеет чрезвычайную значимость.
(Из Указа Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:
Традиционные ценности- «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, передаваемые от поколения к поколению, нашедшие свои уникальные проявления в развитии многонационального народа России») Цель урока: формирование у обучающихся осознанного отношения к заботе об окружающих, ценностных установок о внимательном отношении к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, развитие у обучающихся навыков понимания (физического, эмоционального, психологического) состояния окружающих
Краткий пересказ
• Цель урока: формирование осознанного отношения к заботе об окружающих и ценностных установок о внимательном отношении к чувствам других людей.
• Формирующиеся ценности: жизнь, ответственность, доброта, взаимопомощь, взаимоуважение, стремление сделать жизнь совершеннее, крепкая семья.
• Основные смыслы: способность поддерживать друзей, делиться добротой и вниманием делает нас крепче и счастливее; эмоциональное состояние влияет на самочувствие и здоровье человека; нужно быть внимательными друг к другу и стремиться понимать чувства других.
• Крепкая семья — это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки; семья — это ответственность за благополучие своих близких; особая роль родителей — формирование у детей чувства безопасности, уверенности в себе и завтрашнем дне.
• Продолжительность занятия: 2 урока.
• Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах, работа с цитатами, письменная работа.
• Комплект материалов: презентация, рабочие листы, распечатанные цитаты из произведения.
• Домашнее задание: прочитать произведение, выписать цитату, которая не оставила равнодушным.
Ф.И.О. | Жукова Марина Юрьевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск» (КОГОБУ СШ с УИОП пгт Нагорск),
Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, улица Советская, дом 169, (83349)2-17-89, mounag@inbox.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Урок по повести Екатерины Аксеновой «Пешком по небу» в 8 классе
«Если кто и может позвать весну, то это мы…» в системе работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
|
Ключевые слова | Жизнь, ответственность, доброта, взаимопомощь, взаимоуважение, стремление сделать жизнь совершеннее |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Урок по книге Екатерины Аксеновой – один из уроков по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которое в настоящее время имеет чрезвычайную значимость.
(Из Указа Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: Традиционные ценности- «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение, передаваемые от поколения к поколению, нашедшие свои уникальные проявления в развитии многонационального народа России») Цель урока: формирование у обучающихся осознанного отношения к заботе об окружающих, ценностных установок о внимательном отношении к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, развитие у обучающихся навыков понимания (физического, эмоционального, психологического) состояния окружающих |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема – воспитание в обучающихся высоких нравственных качеств в современных условиях.
|
Актуальность | Беседа в ходе урока способствует формированию желания поддерживать друзей, делиться добротой и вниманием, осознанию того, что такое поведение делает нас крепче и счастливее. Дети убеждаются, что эмоциональное состояние является важной частью поведения любого, влияет на самочувствие и здоровье человека, поэтому нужно быть внимательными друг к другу, стремиться понимать чувства других и действовать в духе взаимопомощи и уважения.
Еще один очень важный вывод, к которому приходят обучающиеся: крепкая семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки, семья – это ответственность за благополучие своих близких, особая роль родителей – формирование у детей чувства безопасности, уверенности в себе и завтрашнем дне. |
Новизна | Изучение современной детской литературы. |
Описание инновационного опыта | Урок проведен по книге современного автора, в 2022 году Екатерине Аксеновой за книгу «Пешком по небу» вручена медаль в номинации «Выбор литературного совета»
Уроку предшествовала подготовительная работа: чтение книги и выбор цитаты, которая не оставила равнодушным. Анализ произведения (какие нравственные качества героев анализируются автором, как им оцениваются, на какой отклик в душах читателей он рассчитывает) происходит в ходе беседы, групповой работы с отрывками из текста для оценки поведения героев, осознания, как поступать не следует, чтобы не причинить боль окружающим, проецирования происходящих событий на себя (формирование умения поставить себя на место другого человека) В конце урока обучающиеся приходят к выводу, что изменить мир к лучшему можем только мы сами своими добрыми поступками, заботой о близких и других людях, тактичностью. Письменные работы (первичное восприятие – отзыв о произведении после обсуждения. Домашнее задание (сочинение-размышление, объясняющее смысл высказывания, в качестве доказательства своих мыслей обучающиеся должны привести примеры из книги) подготавливает к написанию сочинения рассуждения в формате ОГЭ и ЕГЭ. |
Продукт опыта / проекта | Урок по повести Екатерины Аксеновой «Пешком по небу» в 8 классе
«Если кто и может позвать весну, то это мы…» Презентация к уроку |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость, отсутствие книг в библиотеках |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Письменные работы обучающихся после изучения повести Е Аксеновой «Пешком по небу» отразили их стремление к высоким нравственным качествам: сопереживанию, неравнодушию, отзывчивости, — показали, что дети осознают важность умения не только разговаривать, слушать друг друга, но и слышать, реагировать на эмоциональное состояние друзей, замечать тревожность и вовремя реагировать на нее. В процессе написания работ обучающиеся получают первый опыт написания серьезного сочинения размышления в экзаменационном формате |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Жукова М.Ю. «Не быть равнодушным… Урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Елены Мамонтовой «Белая сова», стр. 62 «Современная детско-юношеская литература как фактор формирования национальной культурной идентичности» Модели уроков литературы 4 – 11 класс Учебно-методическое пособие Министерство образования Кировской области Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области» Киров, 2024 УДК 37.02 ББК 74.268.3 В77 Публикации на сайте Продленка https://www.prodlenka.org/profile/126316/userpubs https://www.prodlenka.org/profile/126316
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна, доцент кафедры предметных областей ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Русский язык и литература ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование |