ФИО
Зырянова Елена Юрьевна / Мокрушина Оксана Геннадьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-дефектолог / Педагог-психолог
СТАЖ РАБОТЫ
3 года / 33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
МКДОУ детский сад комбинированного вида №7, г. Белая Холуница, улица Глазырина 4б, телефон 88336441305, E- mail detsad7BH@mail.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
успешная социализация, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, проект «Мир профессий», Ранняя профориентация, система работы
В педагогическом опыте раскрыта система работы по ранней профориентации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации проекта «Мир профессий». Представлена диагностика детей и их родителей по данному направлению, тематический план работы, описаны формы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Проект универсален, его можно реализовать с различными категориями детей, в том числе с возрастной нормой. Опыт может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам — психологам, учителям — дефектологам.
Краткий пересказ
• Ранняя профориентация дошкольников с ОВЗ является актуальной проблемой.
• Проект «Мир профессий» разработан для решения этой проблемы.
• Цель проекта — формирование системы работы по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ.
• Задачи проекта: познакомить с многообразием профессий, их содержанием и значимостью, сформировать интерес к труду и овладению трудовыми действиями, воспитывать уважение к труду взрослых.
• Проект включает три этапа: подготовительный, практический и обобщающий.
• Подготовительный этап включает изучение методической литературы, планирование деятельности, подбор основного наполнения и материала для оснащения предметно-развивающей среды, разработку диагностических материалов и проведение диагностики детей и их родителей.
• Практический этап включает проведение работы с детьми по формированию представлений о мире профессий в условиях инклюзивного образования, привлечение родителей, воспитателей и социальных партнеров к работе по формированию представлений о мире профессий.
• Обобщающий этап включает определение эффективности проведенной работы, проведение анализа полученных результатов.
• Проект способствует обогащению знаний детей о труде людей, формированию представлений о ряде профессий, обогащению словарного запаса, развитию интереса к труду, приобретению трудовых навыков, осознанию сложности и значимости профессиональных обязанностей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
• Родители воспитанников получают положительные эмоции и становятся более активно участвовать в жизни детского сада.
• Проект может быть использован с различными категориями детей, включая возрастную норму.
Ф.И.О. | Зырянова Елена Юрьевна
Мокрушина Оксана Геннадьевна |
Организация | МКДОУ детский сад комбинированного вида №7, г. Белая Холуница, улица Глазырина 4б, телефон 88336441305, E- mail detsad7BH@mail.ru. |
Должность | Зырянова Елена Юрьевна: учитель- дефектолог
Мокрушина Оксана Геннадьевна: педагог- психолог |
Стаж работы | Зырянова Елена Юрьевна- 3 года
Мокрушина Оксана Геннадьевна- 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Система работы по ранней профориентации старших дошкольников с ОВЗ через реализацию проекта «Мир профессий» |
Ключевые слова | Ранняя профориентация, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, система работы, проект «Мир профессий», успешная социализация. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В педагогическом опыте раскрыта система работы по ранней профориентации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации проекта «Мир профессий». Представлена диагностика детей и их родителей по данному направлению, тематический план работы, описаны формы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Проект универсален, его можно реализовать с различными категориями детей, в том числе с возрастной нормой. Опыт может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам — психологам, учителям — дефектологам. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Основой появления и развития нашего опыта послужило стремление к поиску новых подходов к решению вопроса ранней профориентации дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. При изучении вопроса ранней профориентации столкнулись с недостаточной методической базой, которая оказалась ориентирована на нормотипичных детей, а в условия инклюзивного образования необходимо учитывать образовательные особенности детей с ОВЗ. |
Актуальность | Разработанный нами проект позволяет более эффективно организовать профориентационную работу с дошкольниками в группах комбинированного вида. Система работы, представленная в проекте, включает в себя адаптированные формы и методы работы, позволяющие воспитанникам с ОВЗ более эффективно усваивать информацию по данному направлению, что содействует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Новизна | В опыте описана система работы по ранней профориентации старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации проекта «Мир профессий» в условиях инклюзивного образования. |
Описание инновационного опыта | В настоящее время особую значимость приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Частью этой области воспитательной работы является трудовое воспитание. Один из его разделов – знакомство с трудом взрослых, с миром профессий. Проектная деятельность является одной из самых успешных технологий в условиях инклюзии. Проект «Мир профессий» реализовали в соответствии с перспективным планированием, разработанным на основе годового тематического плана работы ДОУ. Специально подобранные и адаптированные для детей с ОВЗ формы и методы организации образовательной деятельности позволили воспитанникам легче усваивать необходимую информацию. В реализации проекта задействованы все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители, социальные партнёры. Разработанная система работы дополнила и разнообразила процесс познавательного и социально — коммуникативного развития воспитанников по данному направлению, что подтверждает проведённая диагностика. |
Продукт опыта / проекта | Проект «Мир профессий»
· Перспективное планирование реализации проекта «Мир профессий» с воспитанниками группы коррекционной направленности · Диагностические материалы проекта «Мир профессий» |
Затруднения в реализации, риски | Ограничения ресурсов
Трудоемкость Недостаток мотивации взрослой категории участников проекта
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
· В процессе реализации проекта у воспитанников с ОВЗ обогатились знания о труде людей, сформировались представления о ряде профессий их содержании и значимости.
· Дети смогли приобрести некоторые трудовые навыки (работа с инструментами на участке и в группе, сервировка стола, участие в приготовлении пищи и др.), которые успешно стали применять в повседневной жизни. · Дети стали более уважительно относиться к труду окружающих их людей, стремиться помогать им. В совместной деятельности они стали чаще проявлять такие качества как дружелюбие, сочувствие, доброту и терпение. Улучшился психологический климат в детском коллективе. · Родители воспитанников, участвовавшие в проекте, стали более охотно откликаться на предложения педагогов, активнее участвовать в жизни детского сада, проявлять инициативу. Проект помог педагогам дошкольного учреждения систематизировать работу по ранней профориентации дошкольников. |
Публикации
по теме опыта |
· Мокрушина О.Г., Зырянова Е.Ю. Социализация старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе ранней профориентационной работы / Мокрушина О.Г., Зырянова Е.Ю.// Дети-Родители-Педагог. Создание единого воспитательного пространства: Сборник материалов областного форума/ под общей редакцией О.В. Григорьевых, И.Б. Мышкина; Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».- Киров: Полиграфовна, 2024.-44 с.
· Толстикова Т.С., Зырянова Е.Ю. Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда. «Труд на радость»/ Т.С. Толстикова, Е.Ю. Зырянова // Образование в Кировской области. — 2024. — № 4. — С. 147-149. — ISSN 2500-056Х |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Григорьевых О.В., преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование
|