ФИО

Попыванова Ольга Геннадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

40 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Нолинска», Кировская область, г. Нолинск, ул. Фрунзе 51; nolshk1@mail.ru 2-50-10

Работа посвящена изучению проектной деятельности как эффективного инструмента формирования метапредметных компетенций у школьников. Подчёркивается важность самостоятельного приобретения знаний, развития критического мышления и навыков командной работы. Приводится ряд примеров практического применения метода проектов на разных уровнях обучения, демонстрирующих разнообразие подходов — от творческих заданий младших классов до серьёзных исследовательских работ старших. Метод проектов рассматривается как способ интеграции различных видов искусств и форм активности, позволяющий детям проявить индивидуальные таланты и раскрыть потенциал. Благодаря такой деятельности школьники овладевают умениями целеполагания, планирования, аналитического мышления, рефлексии и публичного представления результатов. Всё это делает метод проектов актуальным и востребованным средством повышения качества образовательного процесса.

YandexGPTКраткий пересказ

• Школа сегодня стремительно меняется, и хорошо организованная исследовательская работа имеет большое значение для развития способностей учащихся.
• Новые требования к результатам обучения требуют изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности.
• Проектно-исследовательская деятельность является одним из способов формирования предметных, метапредметных и личностных умений и навыков.
• Метод проектов стал популярным и эффективным в образовании, так как позволяет достичь метапредметных результатов.
• Существуют различные виды учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский.
• Проектный метод может использоваться на уроках литературы для достижения метапредметных результатов.
• Проектная деятельность может обогатить классно-урочную систему и вызвать интерес у учащихся.

Ф.И.О. Попыванова Ольга Геннадьевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Нолинска»,

Кировская область, г. Нолинск, ул. Фрунзе 51; nolshk1@mail.ru

2-50-10

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 40 лет
Тема педагогического опыта Проектная деятельность на уроках литературы как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Ключевые слова  Исследовательская деятельность, познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Проблема, на решение которой направлен опыт Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Огромное значение для развития способностей  имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Актуальность В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы.

Вот почему метод проектов стал одним из популярных и эффективных в образовании. В этом актуальность  проектной деятельности.

 

Новизна Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Используя метод проектов, учитель:

·      активизирует познавательный интерес  учащихся;

·      развивает творческие способности детей;

·      вовлекает всех учащихся в коллективную мыследеятельность;

·      развивает коммуникативные навыки учащихся.

Описание педагогического опыта Цель – совершенствование методических технологий развивающего обучения учителей литературы.

Задачи:

·      Познакомить учителей литературы с методом учебных проектов

·      Познакомить с различными видами исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.

·      Использовать метод проектов на уроках литературы.

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,  направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы,  оформленной в виде конечного продукта.

Учебный проект, с точки зрения обучающихся, — это возможность сделать самому что-то интересное,  это деятельность, которая позволяет проявить себя,  попробовать свои силы и показать  достигнутые результаты.

Учебный проект, с точки зрения учителя, — это средство развития, обучения и воспитания школьников. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания.

  Формы организации проектной деятельности:

·     Индивидуальные проекты: в этой форме ученик самостоятельно выбирает тему проекта, разрабатывает план работы и представляет результаты своей работы.

·     Групповые проекты: в этой форме ученики формируют команды для совместной работы над проектом. Ученики работают в группах, чтобы создать общий проект.

·    Классные проекты: в этой форме весь класс работает над одним проектом, разделяя ответственность и совместно достигая поставленные цели.

Методы организации проектной деятельности:

·      Исследовательский;

·      Творческий;

·      Кооперативный метод (работа в группе);

·      Игровой;

·      Презентации (помогают развить навыки публичного выступления).

 

 

1.    Краткое описание использования метода проекта на уроках литературы.

 Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают, поэтому использовать метод проектов можно в каждом разделе литературы.

Так, например, в процессе изучения русских народных сказок даётся задание – сочинить  сказку в народном стиле. Свои сказки ребята защищают в классе, а затем  мы вместе выпускаем сборник «Волшебный клубок», дополняя его иллюстрациями ребят. Такая работа вызывает у детей живой интерес, проявляет способности детей, заставляет  внимательно относиться к народному слову.

 

В 6 классе в теме «Поэзия Великой Отечественной войны» работаем над коллективным информационно — творческим проектом «Песня в солдатской шинели».

Заранее ребята получают задание – собрать информацию по военной песне (список песен даётся учителем).  Кроме этого, ребятам предложено нарисовать полюбившуюся песню, сочинить стихотворение или написать сочинение на тему «Нет – войне!». Продуктом такой работы является альманах, в котором собраны истории военных песен и представлены работы детей. Работая над проектом, ребята учатся выдвигать гипотезу, ставить цель, выдвигать задачи, учатся искать информацию. На основе этого проекта была составлена художественно — музыкальная композиция, с которой ребята выступили в 5-6 классах.

 

В 7 классе проект связан не с конкретным произведением, а с именем писателя. В процессе изучения «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина ребята узнают, что писатель был сослан в Вятку. Ребят это интригует. Им кажется, что писатели, творчество которых мы изучаем, от нас очень далеки. Так рождается коллективный проект – раскладушка «Салтыков-Щедрин на Вятской земле».

Класс делится на три группы. Каждая группа ребят получает задание:

·      1) Прочитать «Губернские очерки», сделать выписки о городе Крутогорске.

·      2) Подобрать иллюстративный материал к проекту.

·      3) Найти интересные факты пребывания Салтыкова-Щедрина в Вятке.

В дальнейшем раскладушка может быть использована на уроках литературы в качестве дополнительного информационно-наглядного материала.

В 8 классе  при изучении  устного народного творчества даётся задание – найти информацию по теме «Фольклор Вятского края». Восьмиклассники с интересом готовят информационные проекты — брошюры.  Ребята самостоятельно находят и подбирают материал, самостоятельно оформляют свои книжечки. На  уроке литературы защищают свои мини-проекты. Такая работа ценна ещё тем, что заставляет чувствовать гордость за свой родной край, за меткое вятское слово.

 

 В 9 классе  ребята в течение года работают над  индивидуальным проектом. С помощью учителя выбирается тема проекта, определяется его тип. Многие ребята выбирают игровой. Для примера приведу проект «Литературный квест. В мире книг», который был защищён  в 6 — классах. В интересной, игровой форме были представлены разнообразные задания, как-то: «Памятник герою», «Литературный винегрет», «Вы нам писали» «Литературная разминка», «Музыкальная пауза» и так далее.

В ходе работы над такими проектами учащиеся приобретают опыт индивидуальной, самостоятельной, творческой деятельности.

 

В 10-11-х классах  ребята работают над исследовательскими проектами. Старшеклассники  выдвигают гипотезы, разрабатывают пути решения проблем, обсуждают полученные результаты, делают выводы и защищают свою точку зрения. Темы выбирают сами ребята.

Для примера:

1)     «Очеловечить человека» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

2)     «Утратила ли классика свою актуальность?

3)     «Два поэтических мира: В.Маяковский и С.Есенин»

4)     «Образ птицы в русской литературе»

5)     «Мир снов в произведениях Ф.М.Достоевского.

6)     «ЕГЭ. Типовой экзаменационный вариант по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.»

7)

8)     Проекты по творчеству поэтов «Серебряного века»  в 11 классе  уже традиционные.

Ставим цель: познакомить учащихся с поэтами серебряного века, дать представление о различных направлениях, пробудить интерес к этому периоду литературы и искусства.

Итоговый продукт: мультимедийные презентации

 

Предлагаем план выступления:

1.Краткий биографический очерк.

2. Обзор творчества (тематика, художественные особенности)

3.Чтение стихотворений (2-3)

4.Анализ одного из стихотворений.

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы.

 

Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
Погружение в проблему Формулирует:

·      Проблему проекта

·      Цель и задачи

Осуществляют:

·      Принятие, уточнение и конкретизацию цели и задач.

Организация деятельности Предлагает:

·      Спланировать деятельность по решению задач проекта

·      Возможные формы представления результата проекта.

Осуществляет:

·      Планирование работы

·      Выбор формы представления результата проекта.

Осуществление деятельности. Консультирует по мере необходимости. Работают самостоятельно по поиску, сбору информации
Презентация и самооценка результата. ·      Обобщает полученные результаты

·      Подводит итоги.

·      Защищает проект.

·      Самооценка результата.

 

 

 

На уроках литературы в 11 классах лучше всего использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С  помощью проектов знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.

 

Продукт опыта ·      Выступление на окружном ОМО Юго-восточного округа.

·      Презентация по данной теме с обобщением опыта.

Затруднение в реализации опыта, риски. Исследовательская работа над проектом – объёмная, кропотливая, очень серьёзная:  загруженность учителя и учащихся не всегда позволяет сделать работу так, как следует. Кроме того, не всегда получается всех детей в классе увлечь проектной деятельностью.
Результат использования опыта в практике работы. 1.    Учащиеся легче ориентируются в потоке информации, расширяется их кругозор.

2.    Увереннее чувствуют себя на уроке, грамотно ставят вопросы, умеют работать с художественным текстом.

3.    Успешно выступают на олимпиадах по предмету.

4.    Учатся работать в группах.

5.    Не боятся выступать перед аудиторией.

Публикации по теме опыта или описание продукта опыта. ·      В личном кабинете учителя на сайте «Инфоурок».

·      На страницах электронного образовательного СМИ «Педагогический альманах».

Экспертное заключение. Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Эксперт Окунева Светлана Александровна, к.п.н., кафедра предметных областей ИРО
Проектная деятельность на уроках литературы как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Скачать файл
Приложения
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл