ФИО
Попыванова Ольга Геннадьевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
40 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Нолинска», Кировская область, г. Нолинск, ул. Фрунзе 51; nolshk1@mail.ru 2-50-10
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
коммуникативные навыки, исследовательская деятельность, познавательный интерес
Работа посвящена изучению проектной деятельности как эффективного инструмента формирования метапредметных компетенций у школьников. Подчёркивается важность самостоятельного приобретения знаний, развития критического мышления и навыков командной работы. Приводится ряд примеров практического применения метода проектов на разных уровнях обучения, демонстрирующих разнообразие подходов — от творческих заданий младших классов до серьёзных исследовательских работ старших. Метод проектов рассматривается как способ интеграции различных видов искусств и форм активности, позволяющий детям проявить индивидуальные таланты и раскрыть потенциал. Благодаря такой деятельности школьники овладевают умениями целеполагания, планирования, аналитического мышления, рефлексии и публичного представления результатов. Всё это делает метод проектов актуальным и востребованным средством повышения качества образовательного процесса.
Краткий пересказ
• Школа сегодня стремительно меняется, и хорошо организованная исследовательская работа имеет большое значение для развития способностей учащихся.
• Новые требования к результатам обучения требуют изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности.
• Проектно-исследовательская деятельность является одним из способов формирования предметных, метапредметных и личностных умений и навыков.
• Метод проектов стал популярным и эффективным в образовании, так как позволяет достичь метапредметных результатов.
• Существуют различные виды учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский.
• Проектный метод может использоваться на уроках литературы для достижения метапредметных результатов.
• Проектная деятельность может обогатить классно-урочную систему и вызвать интерес у учащихся.
Ф.И.О. | Попыванова Ольга Геннадьевна | |||||||||||||||
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Нолинска»,
Кировская область, г. Нолинск, ул. Фрунзе 51; nolshk1@mail.ru 2-50-10 |
|||||||||||||||
Должность | Учитель русского языка и литературы | |||||||||||||||
Стаж работы | 40 лет | |||||||||||||||
Тема педагогического опыта | Проектная деятельность на уроках литературы как средство формирования метапредметных умений и навыков. | |||||||||||||||
Ключевые слова | Исследовательская деятельность, познавательный интерес, коммуникативные навыки. | |||||||||||||||
Проблема, на решение которой направлен опыт | Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.
Огромное значение для развития способностей имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. |
|||||||||||||||
Актуальность | В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы.
Вот почему метод проектов стал одним из популярных и эффективных в образовании. В этом актуальность проектной деятельности.
|
|||||||||||||||
Новизна | Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Используя метод проектов, учитель:
· активизирует познавательный интерес учащихся; · развивает творческие способности детей; · вовлекает всех учащихся в коллективную мыследеятельность; · развивает коммуникативные навыки учащихся. |
|||||||||||||||
Описание педагогического опыта | Цель – совершенствование методических технологий развивающего обучения учителей литературы.
Задачи: · Познакомить учителей литературы с методом учебных проектов · Познакомить с различными видами исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. · Использовать метод проектов на уроках литературы. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, оформленной в виде конечного продукта. Учебный проект, с точки зрения обучающихся, — это возможность сделать самому что-то интересное, это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы и показать достигнутые результаты. Учебный проект, с точки зрения учителя, — это средство развития, обучения и воспитания школьников. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания. Формы организации проектной деятельности: · Индивидуальные проекты: в этой форме ученик самостоятельно выбирает тему проекта, разрабатывает план работы и представляет результаты своей работы. · Групповые проекты: в этой форме ученики формируют команды для совместной работы над проектом. Ученики работают в группах, чтобы создать общий проект. · Классные проекты: в этой форме весь класс работает над одним проектом, разделяя ответственность и совместно достигая поставленные цели. Методы организации проектной деятельности: · Исследовательский; · Творческий; · Кооперативный метод (работа в группе); · Игровой; · Презентации (помогают развить навыки публичного выступления).
1. Краткое описание использования метода проекта на уроках литературы. Пятиклассники – народ увлекающийся, творческий, они с удовольствием сочиняют, рисуют, рассказывают, поэтому использовать метод проектов можно в каждом разделе литературы. Так, например, в процессе изучения русских народных сказок даётся задание – сочинить сказку в народном стиле. Свои сказки ребята защищают в классе, а затем мы вместе выпускаем сборник «Волшебный клубок», дополняя его иллюстрациями ребят. Такая работа вызывает у детей живой интерес, проявляет способности детей, заставляет внимательно относиться к народному слову.
В 6 классе в теме «Поэзия Великой Отечественной войны» работаем над коллективным информационно — творческим проектом «Песня в солдатской шинели». Заранее ребята получают задание – собрать информацию по военной песне (список песен даётся учителем). Кроме этого, ребятам предложено нарисовать полюбившуюся песню, сочинить стихотворение или написать сочинение на тему «Нет – войне!». Продуктом такой работы является альманах, в котором собраны истории военных песен и представлены работы детей. Работая над проектом, ребята учатся выдвигать гипотезу, ставить цель, выдвигать задачи, учатся искать информацию. На основе этого проекта была составлена художественно — музыкальная композиция, с которой ребята выступили в 5-6 классах.
В 7 классе проект связан не с конкретным произведением, а с именем писателя. В процессе изучения «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина ребята узнают, что писатель был сослан в Вятку. Ребят это интригует. Им кажется, что писатели, творчество которых мы изучаем, от нас очень далеки. Так рождается коллективный проект – раскладушка «Салтыков-Щедрин на Вятской земле». Класс делится на три группы. Каждая группа ребят получает задание: · 1) Прочитать «Губернские очерки», сделать выписки о городе Крутогорске. · 2) Подобрать иллюстративный материал к проекту. · 3) Найти интересные факты пребывания Салтыкова-Щедрина в Вятке. В дальнейшем раскладушка может быть использована на уроках литературы в качестве дополнительного информационно-наглядного материала. В 8 классе при изучении устного народного творчества даётся задание – найти информацию по теме «Фольклор Вятского края». Восьмиклассники с интересом готовят информационные проекты — брошюры. Ребята самостоятельно находят и подбирают материал, самостоятельно оформляют свои книжечки. На уроке литературы защищают свои мини-проекты. Такая работа ценна ещё тем, что заставляет чувствовать гордость за свой родной край, за меткое вятское слово.
В 9 классе ребята в течение года работают над индивидуальным проектом. С помощью учителя выбирается тема проекта, определяется его тип. Многие ребята выбирают игровой. Для примера приведу проект «Литературный квест. В мире книг», который был защищён в 6 — классах. В интересной, игровой форме были представлены разнообразные задания, как-то: «Памятник герою», «Литературный винегрет», «Вы нам писали» «Литературная разминка», «Музыкальная пауза» и так далее. В ходе работы над такими проектами учащиеся приобретают опыт индивидуальной, самостоятельной, творческой деятельности.
В 10-11-х классах ребята работают над исследовательскими проектами. Старшеклассники выдвигают гипотезы, разрабатывают пути решения проблем, обсуждают полученные результаты, делают выводы и защищают свою точку зрения. Темы выбирают сами ребята. Для примера: 1) «Очеловечить человека» (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 2) «Утратила ли классика свою актуальность? 3) «Два поэтических мира: В.Маяковский и С.Есенин» 4) «Образ птицы в русской литературе» 5) «Мир снов в произведениях Ф.М.Достоевского. 6) «ЕГЭ. Типовой экзаменационный вариант по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина.» 7) 8) Проекты по творчеству поэтов «Серебряного века» в 11 классе уже традиционные. Ставим цель: познакомить учащихся с поэтами серебряного века, дать представление о различных направлениях, пробудить интерес к этому периоду литературы и искусства. Итоговый продукт: мультимедийные презентации
Предлагаем план выступления: 1.Краткий биографический очерк. 2. Обзор творчества (тематика, художественные особенности) 3.Чтение стихотворений (2-3) 4.Анализ одного из стихотворений. В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы.
На уроках литературы в 11 классах лучше всего использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса. С помощью проектов знания учащихся о крупных явлениях отечественной литературы складываются в систему, что помогает учащимся сформировать целостное представление об истории русской литературы в её движении и развитии.
|
|||||||||||||||
Продукт опыта | · Выступление на окружном ОМО Юго-восточного округа.
· Презентация по данной теме с обобщением опыта. |
|||||||||||||||
Затруднение в реализации опыта, риски. | Исследовательская работа над проектом – объёмная, кропотливая, очень серьёзная: загруженность учителя и учащихся не всегда позволяет сделать работу так, как следует. Кроме того, не всегда получается всех детей в классе увлечь проектной деятельностью. | |||||||||||||||
Результат использования опыта в практике работы. | 1. Учащиеся легче ориентируются в потоке информации, расширяется их кругозор.
2. Увереннее чувствуют себя на уроке, грамотно ставят вопросы, умеют работать с художественным текстом. 3. Успешно выступают на олимпиадах по предмету. 4. Учатся работать в группах. 5. Не боятся выступать перед аудиторией. |
|||||||||||||||
Публикации по теме опыта или описание продукта опыта. | · В личном кабинете учителя на сайте «Инфоурок».
· На страницах электронного образовательного СМИ «Педагогический альманах». |
|||||||||||||||
Экспертное заключение. | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО | |||||||||||||||
Эксперт | Окунева Светлана Александровна, к.п.н., кафедра предметных областей ИРО |