ФИО

Савиных Елена Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ СОШ №18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова 610010 г.Киров ул.Свердлова,21 Телефон (8332) 23-36-01 school-k18@mail.ru

Духовно-нравственное воспитание учащихся – составляющая часть уроков литературы и внеурочной деятельности. В процессе уроков, направленных на воспитание нравственных ценностей, учащиеся учатся видеть то, что происходит вокруг, слышать друг друга и близких людей, делать правильный нравственный выбор. А произведения краеведческого направления еще и помогают воспитывать любовь к своему родному краю, побуждают учеников заниматься проектной и творческой деятельностью.

YandexGPTКраткий пересказ

• Урок посвящен книге А.В. Дёмышева «Витькины небеса»
• Цели урока: знакомство с творчеством Дёмышева, развитие умений анализа произведения, формирование умения выражать позицию, развитие мыслительного процесса, воспитание любви к литературе, родному языку, нравственных качеств
• Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, исследовательское обучение, индивидуализация обучения учащихся
• Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, коллективная мыслительная деятельность, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, инсценировка и анализ эпизодов
• Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение
• Оборудование: портрет писателя, текст повести, листы, доска, мультимедийный проектор
• Эпиграф: «Жить ради победы»

Ф.И.О.   Савиных Елена Викторовна
Организация МБОУ СОШ №18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова

610010 г.Киров ул.Свердлова,21 Телефон (8332) 23-36-01

school-k18@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 36 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках внеклассного чтения.

 

 

Развитие умения анализа художественного произведения, формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог, воспитание нравственных качеств, применение технологии исследовательского обучения

Ключевые слова Чтение, активные формы обучения, творчество
Аннотация (не больше 500 знаков) Духовно-нравственное воспитание учащихся – составляющая часть уроков литературы и внеурочной деятельности. В процессе уроков, направленных на воспитание нравственных ценностей, учащиеся учатся видеть то, что происходит вокруг, слышать друг друга и близких людей, делать правильный нравственный выбор. А произведения краеведческого направления еще и помогают воспитывать любовь к своему родному краю, побуждают учеников заниматься проектной и творческой деятельностью.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Выявление и развитие творческих способностей детей, необходимая поддержка педагога и систематическое использование на уроках литературы, внеклассного чтения, внеурочной деятельности различных технологий, способствующих развитию литературного творчества школьников, будут формировать нравственные ориентиры учащихся, осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, познания мира и себя в этом мире.

 

Актуальность В условиях современного информационного избытка наблюдается «системный кризис читательской культуры», поэтому необходимо целенаправленно формировать у учащихся читательскую компетентность.
Новизна  Новизна заключается в отборе средств, форм и приемов организации образовательной деятельности, а также в комбинации известных элементов известных методик и технологий.
Описание инновационного опыта Чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению, литературе, вырастить грамотного читателя, на уроках и во внеурочной деятельности использую различные технологии и их элементы: ИКТ, игровую технологию, технологию проектов, личностно-ориентированного обучения, смыслового чтения и другие.

Так как современные дети читают мало и с нежеланием, на уроке по книге А.Дёмышева «Витькины небеса» я использовала в качестве одного из приемов «Сюжетная таблица»: событие, ситуация, герои, цитаты.

Такая таблица помогает воссоздавать сюжет, а учащиеся овладевают сюжетным мышлением. Знание сюжета повышает интерес к дальнейшей работе с текстом.

Перед началом работы проводится небольшая беседа, чтобы выяснить, как учащиеся поняли основную тему книги.

Еще один из приемов, который помогает ребятам понять изображенное в книге время, это целенаправленное извлечение информации – цитаты «Приметы времени». Интерес, вызванный книгой (описаны знакомые учащимся места в микрорайоне, и они могут сравнить с тем, что находится сейчас на том или этом месте), побудил некоторых учащихся к созданию проектов. Творческая работа в заключение работы с книгой помогла учащимся пробудить их творческие силы, воображение.

Чтение – это способ пробуждения творческих сил учащихся, собирания впечатлений и наблюдений, развитие творческого воображения. Познания себя в этом мире.

Вся система образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию и развитию литературного творчества современных школьников включает в себя основные формы работы:

-Уроки в соответствии ФГОС.

-Внеурочная деятельность «Я волонтер»

-Выпуск школьной газеты «Шкораблик».

-Организация встреч с интересными людьми, интервью с ними.

-Работа над исследовательскими проектами по литературе.

-Участие в библиотечных уроках (школьная, городские).

-Посещение театров, музеев города.

-Организация уроков-экскурсий.

Если целенаправленно создавать условия, способствовать тому, чтобы формировать духовные ценности у современных учеников в урочной и неурочной деятельности, то можно способствовать формированию читательской грамотности, письменной культуры, воспитанию нравственности – высшей меры человечности.

Продукт опыта / проекта Урок внеклассного чтения «Времена не выбирают, в них живут…» по книге А.В.Дёмышева «Витькины небеса»
Затруднения в реализации, риски Отсутствие интереса к чтению у большинства учащихся и их родителей и понимания важности чтения.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Погружение в текст книги «Витькины небеса» помогло учащимся по-другому увидеть свой микрорайон, желание узнать подробнее, а что же было на том месте, где сейчас находится завод «Авитек». Некоторые захотели сделать проекты по теме «Филейка в 40-е годы 20 века и сейчас». После прочтения книги ребята побывали в музее завода «Авитек», познакомились с его историей. Выписывая цитаты из текста – приметы времени, учащиеся повышали не только читательскую культуру, но и обогащали свою речь. Готовясь инсценировать отрывки, ребята научились лучше понимать друг друга.

 

Публикации

по теме опыта

 

Статья из сборника:

Савиных Е.В. Урок внеклассного чтения «Дружба есть равенство» (по рассказу Л.Улицкой «Дружба») Учебно-методическое пособие «современный урок литературы «Читаем. Думаем. Спорим». Составители сборника: Косолапова Т.К., руководитель Кировского регионального отделения «АССУЛ» и Тупицына Н.А., кандидат педагогических наук, методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка». Москва-Киров 2016г.

  Статья на сайте infourok.ru

Савиных Е.В. Урок-путешествие «В блистающем и добром мире Александра Грина» https://infourok.ru/urokputeshestvie-v-blistayuschem-i-dobrom-mire-agrina-1916262

   Статья на сайте

Савиных Е.В. Литературная композиция по творчеству М.П.Чебышевой «Любовь не умрет никогда» 2024г.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/570437-literaturnaja-kompozicija-po-tvorchestvu-mpch

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта Окунева С.В., ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Русский язык и литература

Времена не выбирают
Скачать файл
Приложение
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл