ФИО
Савиных Елена Викторовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ №18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова 610010 г.Киров ул.Свердлова,21 Телефон (8332) 23-36-01 school-k18@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Духовно-нравственное воспитание учащихся – составляющая часть уроков литературы и внеурочной деятельности. В процессе уроков, направленных на воспитание нравственных ценностей, учащиеся учатся видеть то, что происходит вокруг, слышать друг друга и близких людей, делать правильный нравственный выбор. А произведения краеведческого направления еще и помогают воспитывать любовь к своему родному краю, побуждают учеников заниматься проектной и творческой деятельностью.
Краткий пересказ
• Урок посвящен книге А.В. Дёмышева «Витькины небеса»
• Цели урока: знакомство с творчеством Дёмышева, развитие умений анализа произведения, формирование умения выражать позицию, развитие мыслительного процесса, воспитание любви к литературе, родному языку, нравственных качеств
• Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, исследовательское обучение, индивидуализация обучения учащихся
• Методические приёмы: создание «ситуации успеха», выразительное чтение текста, эвристическая беседа, коллективная мыслительная деятельность, аналитическая беседа, сжатый пересказ, чтение, инсценировка и анализ эпизодов
• Методы обучения: опережающее индивидуальное задание, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, наблюдение
• Оборудование: портрет писателя, текст повести, листы, доска, мультимедийный проектор
• Эпиграф: «Жить ради победы»
Ф.И.О. | Савиных Елена Викторовна |
Организация | МБОУ СОШ №18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова
610010 г.Киров ул.Свердлова,21 Телефон (8332) 23-36-01 school-k18@mail.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 36 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках внеклассного чтения.
Развитие умения анализа художественного произведения, формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог, воспитание нравственных качеств, применение технологии исследовательского обучения |
Ключевые слова | Чтение, активные формы обучения, творчество |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Духовно-нравственное воспитание учащихся – составляющая часть уроков литературы и внеурочной деятельности. В процессе уроков, направленных на воспитание нравственных ценностей, учащиеся учатся видеть то, что происходит вокруг, слышать друг друга и близких людей, делать правильный нравственный выбор. А произведения краеведческого направления еще и помогают воспитывать любовь к своему родному краю, побуждают учеников заниматься проектной и творческой деятельностью. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Выявление и развитие творческих способностей детей, необходимая поддержка педагога и систематическое использование на уроках литературы, внеклассного чтения, внеурочной деятельности различных технологий, способствующих развитию литературного творчества школьников, будут формировать нравственные ориентиры учащихся, осознание обучающимися значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, познания мира и себя в этом мире.
|
Актуальность | В условиях современного информационного избытка наблюдается «системный кризис читательской культуры», поэтому необходимо целенаправленно формировать у учащихся читательскую компетентность. |
Новизна | Новизна заключается в отборе средств, форм и приемов организации образовательной деятельности, а также в комбинации известных элементов известных методик и технологий. |
Описание инновационного опыта | Чтобы сформировать устойчивый интерес к чтению, литературе, вырастить грамотного читателя, на уроках и во внеурочной деятельности использую различные технологии и их элементы: ИКТ, игровую технологию, технологию проектов, личностно-ориентированного обучения, смыслового чтения и другие.
Так как современные дети читают мало и с нежеланием, на уроке по книге А.Дёмышева «Витькины небеса» я использовала в качестве одного из приемов «Сюжетная таблица»: событие, ситуация, герои, цитаты. Такая таблица помогает воссоздавать сюжет, а учащиеся овладевают сюжетным мышлением. Знание сюжета повышает интерес к дальнейшей работе с текстом. Перед началом работы проводится небольшая беседа, чтобы выяснить, как учащиеся поняли основную тему книги. Еще один из приемов, который помогает ребятам понять изображенное в книге время, это целенаправленное извлечение информации – цитаты «Приметы времени». Интерес, вызванный книгой (описаны знакомые учащимся места в микрорайоне, и они могут сравнить с тем, что находится сейчас на том или этом месте), побудил некоторых учащихся к созданию проектов. Творческая работа в заключение работы с книгой помогла учащимся пробудить их творческие силы, воображение. Чтение – это способ пробуждения творческих сил учащихся, собирания впечатлений и наблюдений, развитие творческого воображения. Познания себя в этом мире. Вся система образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию и развитию литературного творчества современных школьников включает в себя основные формы работы: -Уроки в соответствии ФГОС. -Внеурочная деятельность «Я волонтер» -Выпуск школьной газеты «Шкораблик». -Организация встреч с интересными людьми, интервью с ними. -Работа над исследовательскими проектами по литературе. -Участие в библиотечных уроках (школьная, городские). -Посещение театров, музеев города. -Организация уроков-экскурсий. Если целенаправленно создавать условия, способствовать тому, чтобы формировать духовные ценности у современных учеников в урочной и неурочной деятельности, то можно способствовать формированию читательской грамотности, письменной культуры, воспитанию нравственности – высшей меры человечности. |
Продукт опыта / проекта | Урок внеклассного чтения «Времена не выбирают, в них живут…» по книге А.В.Дёмышева «Витькины небеса» |
Затруднения в реализации, риски | Отсутствие интереса к чтению у большинства учащихся и их родителей и понимания важности чтения. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Погружение в текст книги «Витькины небеса» помогло учащимся по-другому увидеть свой микрорайон, желание узнать подробнее, а что же было на том месте, где сейчас находится завод «Авитек». Некоторые захотели сделать проекты по теме «Филейка в 40-е годы 20 века и сейчас». После прочтения книги ребята побывали в музее завода «Авитек», познакомились с его историей. Выписывая цитаты из текста – приметы времени, учащиеся повышали не только читательскую культуру, но и обогащали свою речь. Готовясь инсценировать отрывки, ребята научились лучше понимать друг друга.
|
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника: Савиных Е.В. Урок внеклассного чтения «Дружба есть равенство» (по рассказу Л.Улицкой «Дружба») Учебно-методическое пособие «современный урок литературы «Читаем. Думаем. Спорим». Составители сборника: Косолапова Т.К., руководитель Кировского регионального отделения «АССУЛ» и Тупицына Н.А., кандидат педагогических наук, методист КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка». Москва-Киров 2016г. Статья на сайте infourok.ru Савиных Е.В. Урок-путешествие «В блистающем и добром мире Александра Грина» https://infourok.ru/urokputeshestvie-v-blistayuschem-i-dobrom-mire-agrina-1916262 Статья на сайте Савиных Е.В. Литературная композиция по творчеству М.П.Чебышевой «Любовь не умрет никогда» 2024г. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/570437-literaturnaja-kompozicija-po-tvorchestvu-mpch |
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Окунева С.В., ИРО Кировской области |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Русский язык и литература |