ФИО
Серебреникова Галина Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
43 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск» 613260, Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, ул. Советская ,169 8(83349)2-17-89 mounag@inbox.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
качество обучения, целостное представление об окружающем мире, межпредметные связи, интеграция
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. В работе представлено практическое обоснование интегрированного урока в начальной школе.
Краткий пересказ
• Интегрированный урок в 4 классе на тему «Бабочки» (литературное чтение, изобразительное искусство, музыка).
• Цель урока: формирование умений учащихся воспринимать красоту природы через содержание рассказа В.В. Набокова «Бабочки» и научно-популярных текстов.
• Задачи урока: познакомить с рассказом, развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.
• Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, слушать и слышать собеседника, аккуратность и бережное отношение к природе.
• Формы организации работы на уроке: фронтальная, работа в парах, групповая.
• Оборудование: презентация, видеоролик, физическая карта мира, рабочие материалы для учащихся, толковый словарь, портрет В. Набокова, музыка для релаксации, альбомные листы, восковые мелки, иллюстрации с бабочками- чемпионами.
• Планируемые результаты обучения: предметные (знакомство с рассказом, извлечение информации из текстов, создание панно «Бабочки»), личностные (способность к самооценке, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками), регулятивные (определение и формулирование темы и цели урока, планирование, контроль и оценка учебных действий), познавательные (поиск информации, построение монологической речи, извлечение информации из разных источников), коммуникативные (слушание и понимание речи других, работа в группе, донесение своей позиции до других).
• Пересказана только часть. Для продолжения перейдите в режим подробного пересказа.
Ф.И.О. | Серебреникова Галина Николаевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск»
613260, Кировская область, Нагорский район, пгт Нагорск, ул. Советская ,169 8(83349)2-17-89 mounag@inbox.ru |
Должность | учитель начальных классов |
Стаж работы | 43 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Интегрированное обучение в начальной школе. Интегрированный урок в 4 классе по теме «Бабочки». |
Ключевые слова | Интеграция, межпредметные связи, целостное представление об окружающем мире, качество обучения |
Аннотация (не более 500 знаков) | Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.
В работе представлено практическое обоснование интегрированного урока в начальной школе. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе моей работы в школе. Особенность ФГОС, их деятельностный характер, ставит главной задачей — развитие личности ученика. Превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка — сложная комплексная задача. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков в свою практику позволило мне преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
|
Актуальность | Актуальность интегрированного обучения соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Новый стандарт ориентирован на межпредметные знания и личностный результат. Отсюда и возрастающая роль такой формы образовательного процесса, как интегрированный урок. Такие уроки строятся на основе межпредметных связей и способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. |
Новизна | Новизна опыта состоит в поиске и внедрении новых подходов к организации учебного процесса. Такая форма работы позволяет сэкономить время изучения некоторых тем, повысить темп урока, усилить интерес к изучаемому предмету, стимулирует познавательную активность учащихся. |
Описание инновационного опыта | Идеи использования межпрежметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиции интеграции рассматривались в работах советских дидактов – И. Д. Зверева, М. А. Данилова, Н. М. Скаткина, учёных-методистов – М. Р. Львова. В. Г. Горецкого, Н. Н. Светловской и других Познакомившись с материалами некоторых исследований, выяснила, что в рамках образовательного процесса школы интегрированное обучение обладает спектром возможностей, не характерных для других форматов обучения.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда есть ведущая дисциплина, а также вспомогательные, которые способствуют углублению, расширению и уточнению материала ведущей дисциплины. Моя практика показала, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Анализ программы «Школа России» и изучение опыта учителей, применяющих уроки данного содержания, свидетельствуют о широких возможностях для интеграции учебного материала по предметам. В процессе интеграции использую различные типы уроков: комбинированные, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, систематизации и обобщения, уроки практического применения знаний и умений, уроки контроля знаний. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: – большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке. Структура интегрированного урока сочетает этапы, которые зависят от типа и формы урока и могут варьироваться: Организационный; Постановка цели; Актуализация знаний; Проверка домашнего задания; Введение знаний; Первичное закрепление и систематизация знаний; Умение пользоваться знаниями и навыками при решении практических задач; Подведение итогов; Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению. Такая структура урока позволяет организовать на уроке смену деятельности, переключения внимания и ведет к меньшей утомляемости учащихся. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов брать только те сведения, которые необходимы для ее реализации.При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке для получения наилучших результатов с минимальными затратами. Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков в начальной школе дает сочетание таких учебных предметов: «Литературное чтение» — «Русский язык» – «Математика», «Литературное чтение» – «Русский язык», «Литературное чтение» – «Музыка» – «Рисование». «Окружающий мир» – «Музыка» – «Рисование», «Математика» – «Труд». Возможности для содержания интеграции достаточно широки. Начав использовать интегрированные уроки в своей практике, поняла, что технология интегрированного обучения связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Таким образом, интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов: — формирование целостной картины мира; — повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит, интересно); — рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; — организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.; — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности; — развитие в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления (логического, художественно — образного, творческого). Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса. осуществления деятельностного подхода к обучению. |
Продукт опыта / проекта | Конспект интегрированного урока в 4 классе «Бабочки» |
Затруднения в реализации, риски | Проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Заранее следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Также необходимо учитывать уровни подготовки учащихся, задания должны быть построены с учетом индивидуальных способностей. Интегрированные уроки нельзя проводить часто, тогда они теряют новизну и интерес.
|
Результат использования опыта/проекта в практике работы | Проведение интегрированных уроков в начальной школе дает положительные результаты. Дети на таких уроках с удовольствием учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, делать выводы, взаимодействовать).
Повысилась мотивация обучающихся к освоению не только интересных им предметов, но и менее увлекательных. Активизировалась творческая деятельность детей, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения. Мои учащиеся — победители и призёры различных областных и всероссийских конкурсов. Повысилось качество знаний учащихся: 2 класс (2021-2022 учебный год) качество знаний — 52%, 3 класс (2022-2023 учебный год) качество знаний- 58 %, 4 класс (2023-2024 учебный год) качество знаний – 67%. За первое полугодие 2024-2025 учебный года в 5 классе процент качества знаний учащихся не понизился. |
Публикации
по теме опыта |
Интегрированный урок в 4 классе по теме «Бабочки»
Образовательная социальная сеть nsportal.ru свидетельство о публикации в Электронных СМИ серия № ФС77-43268 от 27.03.2018 https://nsportal.ru/galina-nikolaevna-serebrenikova |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | Начальное общее образование |