ФИО
Куда Елена Евгеньевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя обще-образовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 51» города Кирова Адрес: 610035, г. Киров, ул. Калинина, 53 ; тел: 8 (8332) 63-05-47, e-mail: sch51@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Представлен опыт применения рабочего листа как средства развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии.
Краткий пересказ
• Формирование универсальных учебных действий (УУД) является важным элементом при реализации ФГОС.
• Применение рабочих листов на уроках биологии является эффективным способом организации учебной деятельности.
• Рабочие листы помогают обучающимся самостоятельно получать и осваивать новый материал.
• Рабочие листы способствуют систематизации и обобщению знаний, полученных в ходе изучения учебной темы.
• Рабочие листы развивают познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
• Применение рабочих листов помогает выявить уровень интереса к предмету и развития метапредметных умений.
• Рабочие листы способствуют формированию функциональной грамотности и развитию самостоятельности на учебных занятиях.
• Опыт применения рабочих листов на уроках биологии показывает их эффективность и продуктивность для обучающихся.
Ф.И.О. | Куда Елена Евгеньевна | ||||||||||||||||||
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 51» города Кирова
Адрес: 610035, г. Киров, ул. Калинина, 53 ; тел: 8 (8332) 63-05-47, e-mail: sch51@kirovedu.ru |
||||||||||||||||||
Должность | учитель биологии | ||||||||||||||||||
Стаж работы | 23 года | ||||||||||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Рабочий лист как средство развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии
|
||||||||||||||||||
Ключевые слова | Рабочий лист, задания, мотивация, самостоятельность | ||||||||||||||||||
Аннотация (не более 500 знаков) | Представлен опыт применения рабочего листа как средства развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии. | ||||||||||||||||||
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Опыт преподавания показывает, что в процессе обучения биологии увеличивается сложность и объем учебного материала, но позиция школьника, чаще всего, остается прежней – объектной. Школьник выступает исполнителем педагогического замысла. Систематическое применение рабочих листов позволяет перевести его в позицию субъекта – организатора своей учебной деятельности. | ||||||||||||||||||
Актуальность | Актуальность опыта определяется:
— важностью дидактического обеспечения процесса достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с обновленными ФГОС и их образовательными потребностями (в том числе быть самостоятельными в учении); — необходимостью учета в процессе обучения биологии познавательных особенностей школьников цифрового поколения посредством применения эффективных образовательных технологий, в частности рабочего листа. |
||||||||||||||||||
Новизна | Педагоги всегда использовали в своей деятельности задания для самостоятельной работы школьников, но новизна подхода применения рабочего листа как дидактического средства организации самостоятельной учебной деятельности школьников при изучении биологии состоит в следующем:
— системность Обязательной составляющей уроков обобщения и систематизации знаний обучающихся является применение рабочего листа как средства формирующего оценивания. Кроме того, по каждой теме разработан набор рабочих листов, содержащих задания, которые предполагают тот или иной уровень самостоятельности обучающегося. — учет познавательных особенностей школьников Рабочий лист имеет инвариантную часть, предлагаемую учителем, и вариативную, которую формирует сам ученик. Доля вариативности возрастает в зависимости от уровня познавательных особенностей обучающегося. — интерактивность Рабочие листы предполагают взаимодействие обучающихся с образовательной средой, когда происходит взаимообмен информацией, а также использование цифровых сервисов. — рефлексивность Рабочий лист позволяет обучающимся наглядно увидеть, в чем они успешны, а над чем стоит поработать, а учителю – собрать информацию об индивидуальных достижениях и затруднениях обучающихся. |
||||||||||||||||||
Описание инновационного опыта | Рабочий лист позволяет включить каждого в активную деятельность. Работая по заданному маршруту, обучающиеся учатся самостоятельно ставить образовательные цели и достигать их.
Опыт применения рабочих листов на уроках биологии в 9 классе позволяет проследить как изменяется степень самостоятельности обучающихся на разных типах уроков. Например, на уроке усвоения новых знаний рабочий лист позволяет структурировать учебную информацию в процессе взаимодействия учителя и ученика. (Приложение 1. Рабочий лист по теме «Органы кровообращения. Строение работы сердца») На уроке комплексного применения знаний и умений с использованием рабочего листа доля самостоятельности обучающихся увеличивается (Приложение 2. Рабочий лист по теме «Состав крови»). Обучающиеся в ходе урока самостоятельно рассматривают учебный материал, сравнивают полученную информацию, заносят данные в таблицу, делают выводы, дают определения основных понятий по теме урока, осмысливают учебную информацию через рисунок. Учитель выступает в роли наставника и консультанта. На уроке систематизации и обобщения знаний и умений задания, предлагаемые учителем задания для выполнения в рабочем листе, предполагают высокую долю самостоятельности обучающихся (Приложение 3. Рабочий лист по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении»). Системность использования рабочих листов на уроках биологии в 9 классе представлена в таблице:
Учет познавательных особенностей школьников мы осуществляем на основе уровневой дифференциации заданий, предусмотренных для самостоятельной работы. Например, в рабочем листе по теме «Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови» (Приложение 4) представлены задания базового и повышенного уровней сложности. Выполняя часть заданий, обучающийся самостоятельно работает с текстом учебника (базовый уровень). Выполняя в рабочем листе задания 5, 7, 8 обучающиеся самостоятельно выявляют причинно-следственные связи при изучении биологических процессов, делают выводы о взаимосвязях (повышенный уровень). В рабочих листах для повышения уровня самостоятельности представлены таблицы. Обучающиеся заносят в таблицу информацию, пользуясь учебником или иными источниками. Небольшая часть информации уже внесена, что усложняет работу учеников, так как необходимо соотнести имеющуюся информацию с текстом учебника (Приложение 3. Рабочий лист по теме «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении»). По одной теме часто готовится два варианта рабочих листов: один для более подготовленных классов, другой — для тех, кто нуждается в дополнительной поддержке. Это позволяет каждому ученику самостоятельно работать в своем темпе и на своем уровне. Интерактивность заданий рабочего листа (в данном случае взаимодействие учащихся с образовательной средой, когда происходит взаимообмен информацией) помогает поддерживать интерес обучающегося при самостоятельном выполнении заданий. Рабочий лист, являясь средством развития самостоятельности обучающихся на уроках биологи, помогает выявить уровень интереса к предмету и уровень развития метапредметных умений с учетом психофизиологических особенностей. Самостоятельность обучающегося проявляется в выборе типа задания, уровня сложности и формы работы (обучающийся выбирает свой вариант взаимодействия с текстом учебной статьи: нарисовать рисунок, составить таблицу, начертить схему). |
||||||||||||||||||
Продукт опыта / проекта | Рабочие листы по теме «Внутренняя среда организма», «Кровь и кровообращение». | ||||||||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | Для учителя:
— сложность в отборе заданий для рабочего листа; -трудоемкость подготовки рабочего листа. Для обучающихся: — регулярное применение может привести к потере интереса к данному виду работы; — не все школьники готовы работать самостоятельно. |
||||||||||||||||||
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Развитие самостоятельности с применением рабочих листов позволяет достигать высоких предметных и метапредметных результатов. Обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью, принимая участие в городских, региональный и всероссийских конкурсах, конференциях.
В 2022-2023 учебном году принимали участие ученицы 10 класса в Региональном Конгрессе молодых исследователей «Шаг в будущее», награждены дипломами I и II степени. В 2023-2024 учебном году выступили на Региональном туре конкурса юношеских исследовательских работ имени И.В. Вернадского. Успешно выступили на XXXI Всероссийских юношеских Чтениях им. В.И. Вернадского в г. Москва (диплом призёра I степени). Также в нашей школе ежегодно повышается количество обучающихся, которые принимают участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, выходят на муниципальный уровень и становятся призёрами. По итогам 2023-2024 учебного года 16 призёров муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Повышается количество обучающихся, выбирающих предмет биология для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В период с 2022-2024 года в ВУЗы с направлением биология поступили 11 обучающихся, в медицинский колледж города Кирова 7 учеников нашей школы. |
||||||||||||||||||
Публикации
по теме опыта |
Куда Е.Е. Дидактические материалы по темам «Внутренняя среда организма», «Кровообращение» [Текст]/ Е.Е. Куда // Сборник дидактических материалов
для преподавания биологии в 8 и 9 классах: Сборник дидактических материалов для освоения обновленных стандартов при переходе с концентрической системы на линейную в 2024/2025 учебном году: Авторский коллектив — Киров: МКОУ ДПО ИМЦ, 2024. |
||||||||||||||||||
Экспертное заключение | Представленный опыт работы Куды Е.Е. по теме «Рабочий лист как средство развития самостоятельности обучающихся на уроках биологии» отвечает требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта. | ||||||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
||||||||||||||||||
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование Естественно-научные предметы |