ФИО
Аввакумова Светлана Валентиновна
ДОЛЖНОСТЬ
Педагог-психолог
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Афанасьево" КОГОБУ СШ с УИОП пгт Афанасьево 613060 Кировская область, пгт. Афанасьево, ул.Красных Партизан, д.17 8(83331)2-18-07 Email:Afanasevo-school2008@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников позволяет осуществить мягкий переход ребенка от игровой к учебной деятельности. Мы предлагаем проводить комплекс адаптационных игр для первоклассников:1) «Кто такой школьник?», 2) «Школьные правила», 3)«Я и школа», 4)«Наш класс», 5)«Первоклассное путешествие». Игры проводятся с учениками первых классов в их классных комнатах, в течение Ⅰ четверти. Игры может провести не только педагог-психолог, но и учитель начальных классов. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда в школе нет педагога-психолога. Игры будут особенно полезны для детей, которые испытывают волнение, дискомфорт, тревожность в новых для себя условиях.
Краткий пересказ
• Адаптация первоклассников к школе — сложный период для ребенка.
• Благополучность адаптации влияет на успешность обучения и здоровье ребенка.
• Игры могут помочь сделать процесс адаптации менее болезненным и интенсивным.
• В школе возникла проблема подбора игр для адаптации первоклассников в большом классе.
• Цель опыта — создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
• Задачи: оказание психолого-педагогической поддержки, помощь в осознании и принятии правил школьной жизни, знакомство первоклассников друг с другом, создание предпосылок для групповой сплоченности, обеспечение комфортности пребывания в школе, снижение школьной тревожности.
• Преимущества игры перед другими методами: включение учащихся в игру целиком, развитие и саморазвитие учащихся, формирование саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки, развитие социальных навыков и умений, обсуждение, расширение возможностей личности учащегося в самопознании и самооценке.
• Методика включения игр в психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к обучению: комплекс из пяти игр, структура занятий, методы, материалы и оборудование.
• Игры созданы для небольших классов, но модифицированы для использования в многочисленных детских группах.
• Оценка результативности опыта: диагностика школьной тревожности и психологической комфортности в школе до и после занятий с учащимися, сравнительный анализ показывает снижение тревожности и повышение комфортности.
• Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению способствует повышению адаптационных возможностей учащихся.
Ф.И.О. | Аввакумова Светлана Валентиновна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Афанасьево»
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Афанасьево 613060 Кировская область, пгт. Афанасьево, ул.Красных Партизан, д.17 8(83331)2-18-07 Email:Afanasevo-school2008@yandex.ru |
Должность | Педагог-психолог |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению |
Ключевые слова | Адаптация, игры |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников позволяет осуществить мягкий переход ребенка от игровой к учебной деятельности. Мы предлагаем проводить комплекс адаптационных игр для первоклассников:1) «Кто такой школьник?», 2) «Школьные правила», 3)«Я и школа», 4)«Наш класс», 5)«Первоклассное путешествие». Игры проводятся с учениками первых классов в их классных комнатах, в течение Ⅰ четверти. Игры может провести не только педагог-психолог, но и учитель начальных классов. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда в школе нет педагога-психолога. Игры будут особенно полезны для детей, которые испытывают волнение, дискомфорт, тревожность в новых для себя условиях. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Первый год обучения в школе – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Меняется привычный уклад жизни первоклассников, они адаптируются к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. В связи с этим возникла необходимость построить психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников с использованием игр. В нашей школе в последние десять лет формируются первые классы из 30 и более учащихся, поэтому возникла проблема подбора игр, направленных на адаптацию первоклассников в большом классном коллективе. |
Актуальность | В соответствии c ФГОС НОО психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся к обучению с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития и особенности адаптации к социальной среде. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика, помогать преодолевать адаптационные трудности. Такие условия можно создать с помощью использования игр в психолого-педагогическом сопровождении первоклассников в период адаптации к обучению. Игра даёт возможность учащимся включиться в неё комплексно: интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами. Следовательно, игра способствует развитию и саморазвитию учащихся. |
Новизна | В психолого-педагогической литературе можно найти игры, созданные для небольших групп детей. Новизна нашего подхода состоит в том, что произведена модификация игр, которая заключается в изменении процедуры проведения, для того, чтобы организовать игры в многочисленных детских группах; в облегчении процедуры обсуждения и рефлексии, корректировке содержания упражнений в зависимости от динамики группы, динамики эмоционального напряжения и динамики внимания участников. |
Описание инновационного опыта | Цель: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи: 1)Оказание психолого-педагогической поддержки первоклассников в период их адаптации к школе. 2)Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. 3)Знакомство первоклассников друг с другом. 4)Создание предпосылок для групповой сплоченности класса. 5)Создание условий обеспечения комфортности пребывания в школе, для снижения школьной тревожности. Методы: — направленное обсуждение; — активизация знаний; — психологические игры и упражнения; — тематическое рисование. Наш опыт создавался в течение 3-х лет и имеет положительные результаты. Подробное описание опыта – в приложении 7 |
Продукт опыта / проекта | Создание адаптационных игр, которые предполагают работу одновременно со всем классом. Сценарий игры «Наш класс» — в приложении 8 |
Затруднения в реализации, риски | Трудности с установлением порядка, обеспечивающего принятие и соблюдение участниками правил игры. Необходимость создания соревновательной мотивации. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Использование игр в психолого-педагогическом сопровождении адаптации первоклассников к обучению способствует снижению у них школьной тревожности и повышению уровня психологической комфортности в школе. Тем самым, повышает адаптационные возможности первоклассников.
|
Публикации
по теме опыта |
. Статья из журнала:
Аввакумова Светлана Адаптационное занятие «Наш класс» для первоклашек. Готовый сценарий //Справочник педагога-психолога. Школа — 2022. — № 9. — С. 50-52. |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Филёва Наталья Николаевна, заведующий центром воспитания и психологии КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» |
Рубрика (выбрать одну) | ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Начальное общее образование |