ФИО
Шулятьева Елена Анатольевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни» КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни Кировская область пгт Уни улица Ленина, 21 Uni-school-43@yandex.ru контактный телефон - 8 (83359) 2-13-01
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения правильно оформлять свои мысли. Но этому нужно учиться точно так же, как и решению задач. Литература как предмет творческий дает возможность развить у ребенка не только интеллектуальные умения, но и творческие. Для обучающихся 5-6 классов важно научится излагать собственные мысли как устно, так и письменно, важно уметь фантазию облекать в слова. В этом нам поможет сказка, которую придумали сами. Такие приемы, как «Урок под голубым небом», «Мир через бутылочное стеклышко», «Почему?» способствуют развитию речи, делают процесс создания собственной сказки проще и интереснее.
Краткий пересказ
• Творческое мышление и умение излагать свои мысли важны для современного человека.
• Литература как предмет развивает интеллектуальные и творческие умения у детей.
• Творчество помогает детям видеть главное и находить собственные решения.
• Задача учителя литературы — помочь детям раскрыть свой творческий потенциал.
• Уроки создания сказок основаны на опыте В.А. Сухомлинского и книге «Павлышские сказки».
• Приемы для проведения уроков включают «урок под голубым небом», «Мир сквозь… бутылочное стеклышко» и «Почему…».
• Семейное творчество объединяет поколения и помогает детям и родителям стать ближе.
• Работа над сказками развивает фантазию, речь и помогает детям понять, что творить вместе — это увлекательно.
Ф.И.О. | Шулятьева Елена Анатольевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Уни» КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни
Кировская область пгт Уни улица Ленина, 21 контактный телефон — 8 (83359) 2-13-01 |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 31 год |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Приемы развития речи обучающихся 5-6 классов |
Ключевые слова | Развитие речи, творчество, коммуникативные навыки, литература |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения правильно оформлять свои мысли. Но этому нужно учиться точно так же, как и решению задач. Литература как предмет творческий дает возможность развить у ребенка не только интеллектуальные умения, но и творческие. Для обучающихся 5-6 классов важно научится излагать собственные мысли как устно, так и письменно, важно уметь фантазию облекать в слова. В этом нам поможет сказка, которую придумали сами. Такие приемы, как «Урок под голубым небом», «Мир через бутылочное стеклышко», «Почему?» способствуют развитию речи, делают процесс создания собственной сказки проще и интереснее. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Творческий подход к познанию мира является одним из основных в современной школе. Для учителя русского языка и литературы наиболее важной задачей является развитие коммуникативных навыков ребенка, которые помогут его дальнейшей социализации, а развитое воображение способствует умению творчески мыслить. |
Актуальность | ФГОС ООО в качестве образовательных результатов освоения литературы определяет одной из задач умение обучающегося выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах и регулировать способ выражения своих эмоций.
Создание собственного творения способствует развитию творческого мышления и формированию коммуникативных навыков, а также активизирует познавательную деятельность обучающихся и раскрывает их творческий потенциал. |
Новизна | Данные приемы направлены на формирование творческого мышления. Обучающийся, умеющий творчески мыслить, видеть в обычных вещах красоту, словом создавать картины мира, способен отойти от стандартных решений и познать ценность мира, который нас окружает. |
Описание инновационного опыта | Развитие коммуникативных навыков, творческого мышления – одна из важнейших задач учителя литературы. Мы постоянно ищем новое, изучаем наследие педагогов прошлого, находимся в постоянном поиске педагогических приёмов, применение которых помогало бы нам развить речь обучающихся, способствовало бы развитию воображения обучающихся 5-6 классов.
На уроках литературы мы учим детей выражать свои мысли, в обычном находить необычное, развиваем фантазию детей, учим создавать новое, опираясь на опыт прошедшего. При проведении уроков развития речи в 5-6 классах обратилась к педагогическому опыту педагога-новатора В.А. Сухомлинского, что способствовало созданию новых приемов развития речи обучающихся. Благодаря этому школьники создали собственные сказки, иллюстрировали их, объединили их в сборник. Данная работа превратилась в большой проект, в котором участвовали и дети, и родители, и учителя. Работа над сборником состояла из нескольких этапов: мотивационный, этап пробуждения творчества, этап рождения сказки, ее бережного редактирования, этап иллюстрирования и рождения сборника сказок. Предложенные приемы универсальны и подходят для развития речи не только обучающихся 5 классов, но и шестиклассников, а при должной коррекции и семиклассников. Использование данных приемов на уроках и во внеурочной деятельности не только развивать речь школьников, но и формировать навык работы с тексом, раскрывать творческий потенциал обучащихся, активизировать их творческую деятельность. |
Продукт опыта / проекта | Уроки литературы (занятия внеурочной деятельности) по развитию речи обучающихся. В данном случае метапредметный проект «Сказки старого ежа» |
Затруднения в реализации, риски | Процесс создания собственного произведения – трудоемкая задача. Учитель должен понимать, что не все дети смогут создать интересную, самобытную сказку. Трудностью является и то, что взрослые, помогая ребенку, зачастую делают работу за него, тем самым препятствуют развитию детского воображения. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Темой создания сказок обучающимися 5-6 классов занимаюсь несколько лет, что позволяет подвести некоторые итоги. За эти годы было создано много удивительных сказок, которые вошли в сборник «Сказки старого ежа». Без сомнения, школьники не только учатся изложению собственных мыслей, но и бережному отношению к творчеству друг друга.
Данная работа переросла в большой метапредметный проект, в котором участвовали обучающиеся, родители, учителя русского языка и изобразительного искусства. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Шулятьева Е.А. Сказки Сухомлинского – источник вдохновения и творчества детей [Текст] / Е. А. Шулятьева // Любить призвание свое: сборник материалов. Выпуск 1/Авт.-сост. И науч.ред. Г.А. Русских, Н.В. Соколова, Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», КОГОБУ «СШ с. Ошлань Богородского района», — Киров: ООО «Полиграфовна», 2019. — С.93-95. — ISBN 978-5-6043760-8-9.
|
Экспертное заключение | Основная ценность и адресность представленного опыта (не более 300 знаков). |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ |