ФИО
Овчинникова Оксана Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель физики и информатики
СТАЖ РАБОТЫ
9 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Вичёвщина Куменского района Кировской области, МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области 613411, Кировская область, Куменский район, п. Вичёвщина, ул. Северихина, д. 33, 8(83343) 3–31–40, vhschool@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
практико-ориентированное обучение, сельская школа, Интегративные задания, Профориентация
В статье рассматривается вопрос применения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики в рамках профориентации учащихся на уроках физики. Автор предлагает различные формы урочной и внеурочной работы для усиления прикладной направленности и профессионального самоопределения учащихся сельской школы.
Краткий пересказ
• Статья посвящена применению интегративных заданий сельскохозяйственной тематики на уроках физики для профориентации учащихся.
• Автор предлагает различные формы урочной и внеурочной работы для усиления прикладной направленности и профессионального самоопределения учащихся.
• Профориентация может начинаться с начальной школы и активно внедряться в старших классах.
• Практико-ориентированный подход является перспективным направлением, позволяющим связать учебный материал с реальной жизнью и профессиями.
• Физика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся и понимании ими общих законов природы.
• Интегративные задания сельскохозяйственной тематики являются средством реализации данного феномена и способствуют профессиональному самоопределению школьников.
• Применение интегративных заданий требует тщательной подготовки и планирования со стороны учителей, разработки заданий, соответствующих уровню знаний учащихся и их интересам.
Ф.И.О. | Овчинникова Оксана Владимировна |
Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Вичёвщина Куменского района Кировской области, МКОУ СОШ п. Вичёвщина Куменского района Кировской области
613411, Кировская область, Куменский район, п. Вичёвщина, ул. Северихина, д. 33, 8(83343) 3–31–40, vhschool@mail.ru
|
Должность | Учитель физики и информатики |
Стаж работы | 9 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Технология применения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики как средства профориентации в образовательной деятельности учителя физики
|
Ключевые слова | Интегративные задания, профориентация, сельская школа, практико-ориентированное обучение. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В статье рассматривается вопрос применения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики в рамках профориентации учащихся на уроках физики. Автор предлагает различные формы урочной и внеурочной работы для усиления прикладной направленности и профессионального самоопределения учащихся сельской школы.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Практическая польза интегративных заданий сельскохозяйственной тематики заключается в том, что профориентацию можно начинать с начальной школы, когда учащиеся еще даже не задумываются над вопросом выбора своего будущего, и активно внедрять в старших классах. Представляя себя в разных «профессиональных» ролях, учащиеся лучше видят и осознают свою деятельность, её качество, что увеличивает возможность более точного определения своей профессии в будущем, по крайней мере, склонности к ней.
|
Актуальность | Ученики девятого и одиннадцатого классов, которые должны уже сейчас серьёзно задумываться о будущей профессии, пока не демонстрируют достаточной заинтересованности и готовности к профессиональному самоопределению. В этой ситуации, одна из задач учителя – организовать учебный процесс таким образом, чтобы изучаемый материал был связан с реальной жизнью и определёнными профессиями, а обсуждение практических вопросов и реальных ситуаций стало неотъемлемой частью урока. Обучающиеся обычно с большим интересом воспринимают и анализируют знакомый и значимый для них материал. Один из способов достичь этой цели – использовать практико-ориентированный подход.
Практико-ориентированный подход к организации обучения физике – перспективное направление, которое позволяет перевести учебную информацию в новый формат, сформировать навыки использования полученных знаний на практике, которая способствует выбору будущей профессии. Физика играет важную роль в формировании научного мировоззрения учащихся и понимании ими общих законов природы. Именно в сельской местности вопросы сельского хозяйства имеют особое значение, поэтому необходимо включать соответствующие темы в уроки физики. |
Новизна | Практико-ориентированный подход к организации обучения физике – перспективное направление, которое позволяет перевести учебную информацию в новый формат, сформировать навыки использования полученных знаний на практике, которая способствует выбору будущей профессии. |
Описание инновационного опыта | Механика, молекулярная физика и электродинамика являются основными разделами физики, которые позволяют изучить принципы действия сельскохозяйственных машин, методы учёта и регулирования температуры и влажности, основы мелиорации, механизацию и автоматизацию сельскохозяйственного производства, использование электрической энергии и перспективы развития электрификации сельского хозяйства. Рассмотрение этих вопросов на уроках физики даёт учащимся возможность всесторонне раскрыть особенности одного из главных направлений научно-технического прогресса и систематизировать знания об основах сельскохозяйственного производства.
Одним из средств реализации данного феномена являются интегративные задания сельскохозяйственной тематики (ИЗСХТ) – это комплекс знаний, умений, ценностей и отношений, объединенных конкретной ситуацией, содержательно связанной с гуманитарной, естественно-научной и сельскохозяйственной областями знаний, требующей от обучающегося решения конкретной проблемы, которая косвенно мотивирует и способствует профессиональному самоопределению школьника Применение ИЗСХТ на уроках физики является важным шагом в образовании, который способствует развитию интереса учащихся к науке и технике, а также способствует их профессиональному самоопределению. Результаты поступления учащихся в сельскохозяйственные техникумы и высшие учебные заведения подтверждают эффективность такого подхода. Однако, для достижения наилучших результатов, необходимо продолжать работу в этом направлении, совершенствуя методику и учитывая особенности учебного процесса. Стоит отметить, что применение интегративных заданий требует тщательной подготовки и планирования со стороны учителей. Необходимо разрабатывать задания, которые будут соответствовать уровню знаний учащихся и их интересам. Также важно учесть специфику предмета физики и сельскохозяйственной тематики, чтобы задания были не только интересными, но и познавательными. Использование ИЗСХТ на уроках физики в сельской школе помогает учащимся получить представление о научной картине мира, гуманистической сущности научных знаний, творческих способностях и мировоззрении. Кроме того, такой подход способствует осознанному выбору будущей профессии и пониманию места человека в природе, что является важным аспектом современного образования.
|
Продукт опыта / проекта | Разработка интегративных заданий сельскохозяйственной направленности |
Затруднения в реализации, риски | Затруднения связаны с поиском в различных источниках литературы (статьях журналов, газет, интернет-изданий). |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты поступления учащихся в сельскохозяйственные техникумы и высшие учебные заведения, что свидетельствует о положительном эффекте от применения таких заданий.
|
Публикации
по теме опыта |
1. Черанёва В. И. Интегративные задания сельскохозяйственной тематики как средство профессионального самоопределения учащихся сельских школ // Социально-политические исследования. 2023. № 2 (19). С. 158-173. 2. Коршунова О. В. Специфика урока с применением интегрированных задач сельскохозяйственного тематики в методической системе учителя / О. В. Коршунова, В. И. Черанева // Педагогика сельской школы. 2021. № 4 (10). С. 90-105.
|
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Естественно-научные предметы |