ФИО

Норкина Ольга Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

32 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Альберта Лиханова» города Кирова. МБОУ СОШ №16 им. А. Лиханова г.Кирова 610002, г. Киров, ул. Воровского, 16а 8 (8332) 67-09-66, 37-07-19 sch16@kirovedu.ru

Формирование семейных ценностей в школе начинается с начальных классов. Систематическая планомерная работа учителя в данном направлении может осуществляться на различных уроках, в том числе на уроках литературного чтения. Основной целью такой работы является воспитание отношения к семье как к высшей ценности для человека. Опираясь на произведения о семье, учитель показывает детям значимость этого маленького мира, где царят гармония и любовь, где люди чувствуют поддержку, заботу, понимание и защиту, где создаются свои обычаи и традиции. Подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.

YandexGPTКраткий пересказ

• Тема опыта: формирование семейных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе.
• Цель работы: воспитание отношения к семье как к высшей ценности для человека.
• Работа основана на произведениях о семье, показывающих значимость этого мира и его ценности.
• Дидактические игры к произведениям развивают литературно-творческие способности учащихся и формируют семейные ценности.
• Использование дидактических игр повышает познавательный интерес к предмету и активизирует учебную деятельность.
• Результатом опыта является повышение осознанности чтения, предметных и метапредметных результатов, а также личностных результатов учащихся.

Ф.И.О. Норкина Ольга Михайловна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Альберта Лиханова» города Кирова.

МБОУ СОШ №16 им. А. Лиханова г.Кирова

610002, г. Киров, ул. Воровского, 16а

8 (8332) 67-09-66, 37-07-19

sch16@kirovedu.ru

Должность учитель начальных классов
Стаж работы 32 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование семейных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе
Ключевые слова Семейные ценности, дидактические игры, произведения о семье, работа с текстом
Аннотация (не больше 500 знаков) Формирование семейных ценностей в школе начинается с начальных классов. Систематическая планомерная работа учителя в данном направлении может осуществляться на различных уроках, в том числе на уроках литературного чтения. Основной целью такой работы является воспитание отношения к семье как к высшей ценности для человека.

Опираясь на произведения о семье, учитель показывает детям значимость этого маленького мира, где царят гармония и любовь, где люди чувствуют поддержку, заботу, понимание и защиту, где создаются свои обычаи и традиции. Подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у школьников универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит от умения анализировать прочитанные тексты. На первых этапах привлечения детей к чтению стимулом могут служить игры по произведениям, во время работы с которыми школьники не только показывают знания текстов, но и учатся думать, анализировать и соотносить прочитанное с собственным жизненным опытом. Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения.

Составленные к произведениям о семье дидактические игры развивают литературно-творческие способности учащихся, их речь, творческое воображение, образное мышление, память, формируют умение ориентироваться в жизненных ситуациях, служат созданию и сплочению детского коллектива.

Актуальность Использование составленных к произведениям о семье дидактических игр значительно повышает познавательный интерес к предмету; каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебная деятельность; формируется положительная мотивация к процессу чтения и понимания прочитанного, развивается внимание, увеличивается работоспособность учащихся.
Новизна Созданы дидактические игры к произведениям о семье в рамках программы по литературному чтению.
Описание инновационного опыта Для формирования у учащихся семейных ценностей на уроках литературного чтения были разработаны различные дидактические игры к произведениям о семье. Они были объединены в три группы: игры-путешествия (настольно-печатные), игры-викторины, игры с предметами. Рассмотрим примеры игр каждой группы.

 

Игра к произведению «Филипок» Л.Н. Толстого

(игра-путешествие)

Основная мысль произведения: желание учится позволяет преодолевать все трудности.

Семейные ценности в рассказе: взаимопонимание, любовь, забота.

Правила игры: каждый игрок, взяв в руки фишку и поставив ее на старт, становится «Филипком», который должен преодолеть все препятствия на игровом поле, «взять» папину шляпу и дойти до школы. По дороге ему могут встретиться трудности, которые описал в рассказе Л.Н. Толстой такие, как мама, которая не пускала маленького героя в школу, собаки или «злая учительница», которую Филипок представлял в своих фантазиях. При попадании фишки на такие кружочки, игрок должен сделать 3 шага назад. Помогать герою будут «спящая бабушка», «папа ушел в лес», которые дали Филипку возможность сбежать в школу, «мужик», который отогнал собак, «баба с ведром», которая поторопила Филипка и «добрая учительница», которая взяла нашего героя в свой класс. При попадании фишки на такие кружочки, игрок делает дополнительные 3 шага вперед.

Оборудование: игровое поле, фишки, кубик.

 

Игра к произведению «Страшный рассказ» Е.И. Чарушина

(игра с предметами)

Основная мысль произведения: не нужно бояться неизвестного.

Семейные ценности в рассказе: родители всегда помогут преодолеть страхи.

Правила игры:

1. Игроки внимательно слушают тезисы из произведения Е.И. Чарушина «Страшный рассказ»:

— Петя и Шура остались одни на даче;

— Папа и мама ушли в гости;

— Шура и Петя легли спать в темной комнате;

— Они услышали, как будто кто-то ползет по стене;

— Шура говорит со своей кровати: «Мне совсем и не страшно».

— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя.

— Мы воров не боимся, — говорит Шура.

— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.

— И тигров не боимся, — говорит Шура.

— Вдруг в сенях кто-то громко затопал;

— Ребята испугались и спрятались под одеялом;

— Пришли мама с папой, включили свет и увидели в сенях ежика.

2. Игрокам необходимо построить башенку из кубиков-слов, которые они услышали в тезисах и добавить слова, обозначающие семейные ценности, на которые обращает внимание автор в данном рассказе.

Оборудование: блоки для строительства башни, прикрепленные слова и реплики к блокам: радость, помощь, сдержанность, терпение, защита и другие. На вершине башни окажется фраза: «Семья – то, что делает нас сильнее!»

 

Игра к произведению «Тайное становится явным» В. Драгунского.

(игра-викторина)

Основная мысль произведения: нужно говорить правду, чтобы потом не было стыдно.

Семейные ценности в рассказе: честность.

Правила игры: команды по очереди отвечают на вопросы.

1.Как звали главного героя?

А) Денис  Б) Артем В) Костя

2. Что вылил мальчик?

А) суп  Б) кашу  В) окрошку

3. Куда мама хотела повести мальчика?

А) Красную площадь Б) парк В) Кремль

4. На кого попала еда?

А) собаку  Б) прохожего В) на клумбу

5. Кого привел милиционер?

А) бабушку Б) девочку В) дяденьку в шляпе

6. Как вела себя мама, когда в дом пришел милиционер?

А) обрадовалась  Б) удивилась В) рассердилась

7. Какие выводы сделал мальчик?

А) можно обманывать маму Б) нельзя обманывать маму

 

Продукт опыта / проекта Набор дидактических игр, направленных на глубокий и осознанный анализ произведений о семье на уроках литературного чтения и формирование семейных ценностей у обучающихся.
Затруднения в реализации, риски Подготовка рабочих карточек.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

1. Повышение степени осознанности чтения и уровня понимания текста.

 

2. Предметные результаты.

— Средняя отметка по предмету «Литературное чтение» выше 4 баллов.

— Формируются умения понимать значение каждой языковой единицы текста, идейной направленности произведения, его образов и художественных средств.

 

3. Метапредметные результаты.

— Формируются умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.

— Приобретаются умения управлять своим вниманием, ставить цель чтения и выделять в тексте ключевые моменты.

— Формируются навыки сотрудничества, умения прислушиваться и подстраиваться друг к другу в процессе коллективного формулирования ответа и взаимодействия.

 

4. Личностные результаты.

У младших школьников формируются семейные ценности; повышается познавательный интерес к предмету; активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся, формируется положительная мотивация к учебной деятельности, развивается внимание, увеличивается работоспособность учащихся. Дети научились высказывать свои суждения, приводить доказательства, аргументировано обосновывать своё мнение, проявлять коммуникативную активность. Они достигают положительного результата учебной деятельности и удовлетворяют свои познавательные интересы.

Публикации

по теме опыта

Норкина О.М. Формирование семейных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе.

https://infourok.ru/formirovanie-semejnyh-cennostej-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole-7260093.html

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требования регионального банка педагогического и управленческого опыта
Ф.И.О. эксперта Кожинова Н.В. методист кафедры Ди НОО ИРО Кировской области
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование

Формирование семейных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе
Скачать файл
Экспертное заключение 1
Скачать файл
Экспертное заключение 2
Скачать файл