ФИО
Казимирова Юлия Олеговна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель-дефектолог
СТАЖ РАБОТЫ
14 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области тел: 88336243734
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
у детей с нарушением зрения, предупреждение дисграфии и дислексии, ознакомление с буквами, Развитие зрительного восприятия
Неполноценность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем. Цель коррекционной работы по данному направлению: выявление особенностей развития зрительно-пространственного восприятия и ориентирования у детей дошкольного возраста, создание условий для успешного формирования графического образа буквы, предупреждение или смягчение возможных трудностей при обучении в школе. Вся работа проводится систематически с усложнениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по этапам.
1 этап: узнавание и называние буквы
2 этап: узнавание букв в усложненных для зрения условиях
3 этап: зрительно-пространственный анализ буквы Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии.
Ф.И.О. | Казимирова Юлия Олеговна |
Организация | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок» города Слободского Кировской области
тел: 88336243734 |
Должность | Учитель-дефектолог |
Стаж работы | 14 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через ознакомление с буквами» |
Ключевые слова | Развитие зрительного восприятия, ознакомление с буквами, предупреждение дисграфии и дислексии, у детей с нарушением зрения. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Неполноценность зрительного восприятия у детей с нарушением зрения препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем. Цель коррекционной работы по данному направлению: выявление особенностей развития зрительно-пространственного восприятия и ориентирования у детей дошкольного возраста, создание условий для успешного формирования графического образа буквы, предупреждение или смягчение возможных трудностей при обучении в школе. Вся работа проводится систематически с усложнениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по этапам.
1 этап: узнавание и называние буквы 2 этап: узнавание букв в усложненных для зрения условиях 3 этап: зрительно-пространственный анализ буквы Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Из исследований А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной, Е.Н. Подколзиной, Л.А. Дружининой видно, что дети с нарушением зрения имеют отличительные особенности в развитии всех анализаторных систем. При таких заболеваниях, как астигматизм, амблиопия, гиперметропия, миопия, различные виды косоглазия зрительное восприятие у детей имеет некоторые особенности: сокращение и снижение скорости зрительного восприятия; снижение поля зрения; смешение сходных форм.
Следовательно, неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, сохранению направления движения глаза справа налево. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность зрительного восприятия и все это может повлечь за собой специфические нарушения письма и чтения – дислексию и дисграфию. |
Актуальность | Опыт работы по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.
Систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии. |
Новизна | Новизна заключается в том, что весь материал упражнений собран, систематизирован и поэтапно предлагается детям в зависимости от их индивидуальных особенностей. |
Описание инновационного опыта | Цель коррекционной работы по данному направлению: выявление особенностей развития зрительно-пространственного восприятия и ориентирования у детей дошкольного возраста, создание условий для успешного формирования графического образа буквы, предупреждение или смягчение возможных трудностей при обучении в школе. Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, использую игровые упражнения.
Вся работа проводится систематически с усложнениями в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка по этапам. 1 этап: узнавание и называние буквы 2 этап: узнавание букв в усложненных для зрения условиях 3 этап: зрительно-пространственный анализ буквы Таким образом, систематические и целенаправленные упражнения помогают осуществлять следующие направления коррекции: развитие зрительного восприятия, совершенствование пространственных представлений и ориентировок; развитие мелкой моторики; развитие конструктивного моделирования и реконструирования букв, а также способствуют предупреждению оптической дисграфии. |
Продукт опыта / проекта | Картотека игр и упражнений. Индивидуальные карточки заданий на все буквы. |
Затруднения в реализации, риски | Трудоемкость в подборе и распечатке большого количества индивидуальных карточек. |
Публикации
по теме опыта |
Статья из сборника:
Казимирова, Ю. О. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через ознакомление с буквами [Текст] / Ю. О. Казимирова //Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: задачи, направление и перспективы Областная науно-практическая конференция 29 сентября 2022 г., г. Киров КОГОАУДПО «ИРО Кировской области», 2022. — С.89-91. – УДК 37 ББК 74.0 П86. |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Рубрика (выбрать одну) | Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование |