ФИО

Боровикова Светлана Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

9 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова МБОУ СОШ с УИОП № 52 города Кирова 610045, г. Киров, проспект Строителей, д.44 Тел. 62-06-19, 62-25-35 sch52@kirovedu.ru

В опыте описаны приёмы метапредметной технологии смыслового чтения, имеющие наибольший воспитательный потенциал, представлены конкретные примеры их использования.

Ф.И.О. Боровикова Светлана Александровна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 52» города Кирова

МБОУ СОШ с УИОП № 52 города Кирова

610045, г. Киров, проспект Строителей, д.44

Тел. 62-06-19, 62-25-35

sch52@kirovedu.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 9 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Воспитание нравственных качеств личности школьника в меняющихся условиях современности на уроке литературы на основе метапредметного подхода

 

Ключевые слова Воспитание, духовно-нравственные качества школьников, метапредметность, деятельностный подход, приёмы смыслового чтения
Аннотация (не более 500 знаков) В опыте описаны приёмы метапредметной технологии смыслового чтения, имеющие наибольший воспитательный потенциал, представлены конкретные примеры их использования.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Согласно теории поколений (поколение Х, У, Z) современные школьники — это дети поколения Z. Со всеми современными технологиями они на «ты» ещё с раннего детства, не имеют типичного детства «во дворах», не умеют работать в команде, отличаются отсутствием четко определенной жизненной позиции, несамостоятельные, не видят смысла в школе и институте. Они имеют склонность к капризам и истерикам, ярко выраженную наглость, эгоизм и нарциссизм, никогда не будут делать то, чего не пожелают сами. Отличаются многозадачностью и креативностью.

Поколение Z — дети, которые воспитывались не на добрых мультфильмах и сказках, а на видеоиграх, на произвольно включающихся роликах в Интернете, на постах в соцсетях. Интернет транслирует школьникам, что от количества просмотров и лайков зависит восприятие человека и его деятельности, что не нужно быть мыслящим, нравственно красивым, мастером своего дела, чтобы быть знаменитым и мнимо уважаемым. Поэтому проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем современного мира. И особое место отводится именно урокам литературы. Так как большинство знаний дети получают из интернет — ресурсов, возникает проблема: где найти актуальную информацию, как понять новое, стоит ли безоговорочно верить найденному, как выбрать нужное и как представить это нужное людям разных культур, мировоззрений, поколений, знаний и интересов? Помогает метапредметность.

Актуальность Учитывая психологические особенности современных школьников, для воспитания нравственных качеств использую метапредметный подход, а именно технологию смыслового чтения.

 

Новизна Приёмы, представленные в опыте, отобраны на основе психологических особенностей современного ученика и способствуют формированию предметных и метапредметных компетенций. Опыт соотнесён с требованиями ФГОС ООО и структурирован в соответствии с четырьмя метапредметами (знак, знание, проблема, задача).
Описание инновационного опыта Использую метапредметный подход (а именно технологию смыслового чтения) для воспитания духовно-нравственных качеств личности современного школьника. Задачи учителя при метапредметном подходе можно представить формулой «Учить учиться, учить мыслить, учить быть». Мой урок я бы определила так: учиться с интересом, мыслить творчески, быть человеком. В этом помогают такие традиционные приёмы смыслового чтения, как «Ключевые слова», «Проблемные вопросы», создание сплошных и несплошных текстов, особое место занимают творческие задания: сочинения, иллюстрации, постановки. Но представленные в опыте приёмы («Схема», «Облако слов», «Эксперимент», «Поиск решения», «Литературная задача», «Письмо» и др.) переосмыслены, соотнесены с психологическими особенностями, интересами, социальными условиями современных школьников, отвечают требованиям рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, требованиям медиаобразования.

 

Продукт опыта / проекта Брошюра
Затруднения в реализации, риски Представленные приёмы могут вызвать затруднения у учеников, требовать помощи учителя, одноклассников, требовать больше времени, чем планировал учитель.
Результат использования опыта/проекта в практике работы Ежегодно мои ученики становятся призёрами и победителями олимпиад и конкурсов различного уровня: муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, областного конкурса чтецов «Воинская слава!», конкурса чтецов и литературных постановок «В каждом слове – великая память», Всероссийского конкурса сочинений-2020, регионального конкурса «Не жалею, не зову, не плачу», посвященного 125-летию Сергея Есенина, Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку имени Кирилла и Мефодия, Всероссийского конкурса-акции «Гриновская регата», Международной дистанционной олимпиады по русскому языку и литературе «КОМПЭДУ», «Олимпис», конкурса-игры «Русский медвежонок», международного конкурса «Возрождение России», международного конкурса «Таланты России»: «Мой Пушкин», регионального конкурса сочинений «Мой любимый учитель». Мои ученики принимали участие в городском проекте «Книга Памяти», в областном проекте «Читаем книги о войне», в областной читательской конференции «Поэзия Победы», проводимой библиотекой им. Герцена. Работы учащихся опубликованы в областном сборнике «Война осталась на страницах книг», изданном по итогам марафона «Книга Памяти» библиотекой им. Грина. Учащиеся являются участниками различных школьных, городских, областных и всероссийских волонтёрских акций (например, Всероссийская акция «Красная гвоздика»), учащиеся 7,8, 9 классов стали участниками «Движения Первых».

Эффективность метапредметного подхода в воспитании и обучении моих учеников подтверждают результаты метапредметной работы «Политоринг» в 9 А классе, в котором работаю с 5 класса.

2020 год — 5 «А» Низкий

 

Базовый Высокий
Личностные 0,0% 85,4% 14,6%
Регулятивные 0,0% 89,6% 10,4%
Коммуникативные 0,0% 89,6% 10,4%
2022 год — 7 «А» Низкий Базовый Высокий
Личностные 0,0% 85,1% 14,9%
Регулятивные 0,0% 82,2% 17,8%
Коммуникативные 0,0% 82,2% 17,8%
2023 год — 8 «А» Низкий Базовый Высокий
Личностные 0,0% 84,8% 15,2%
Регулятивные 0,0% 81,9% 18,1%
Коммуникативные 0,0% 84,8% 15,2%

 

 

Публикации

по теме опыта

Хуторской А. В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. — М.: Высш. шк., 2007. — 639 с.

Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал «Эйдос». – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm

https://www.b17.ru/article/446020/

Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак».- М., 2001.

Громыко Н.В. «Метапредмет «Знание».- М., 2001.

Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема».- М., 1998.

Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005.

Богомолова Т.И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1994.

Зубова Е. П. «Читаем осмысленно»: приемы и методы формирования читательской грамотности обучающихся в процессе реализации обновленных ФГОС // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социальногуманитарное образование. Лучшие практики». С. 162–173

Казекина С. И. Применение практик субъектности на уроках литературы в старших классах как элемент эффективного процесса обучения // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 174–186.

Одина Ю.И. Новаторство и традиции в преподавании литературы в условиях современных ФГОС // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 207–210.

Супрунова А. В. Чтение как важный инструмент воспитания, обучения и развития современных школьников // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 222–232.

https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Методические-материалы-с-презентациями-Учитель-и-ученик-в-современной-школе.pdf

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/12/05/metapredmetnye-tehnologii-v-provedenii-urokov-v-nachalnoy

https://multiurok.ru/index.php/files/gromyko-n-v-statia-metapredmet-kak-sposob-vvedenii.html

https://urok.1sept.ru/articles/513210

 

Экспертное заключение   Тема инновационного педагогического опыта «Воспитание нравственных качеств личности школьника в меняющихся условиях современности на уроке литературы на основе метапредметного подхода» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор указывает на необходимость формирования у обучающихся навыков смыслового чтения, помогающих овладевать аналитическим, интерпретирующим и критическим мышлением.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в системном использовании приемов смыслового чтения на уроках литературы, позволяющих формировать у обучающихся личностные, метапредметные и предметные компетенции.

Достоинством инновационного педагогического опыта является описание возможностей использования приемов смыслового чтения: облако слов, эксперимент, поиск решения, письмо и др. — на разных этапах работы с текстом: стадиях вызова, осмысления и рефлексии.

Приложения содержат интересный методический материал: презентацию и описание приемов работы с текстом на уроках литературы.

Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств личности школьника в меняющихся условиях современности на уроке литературы на основе метапредметного подхода» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить   в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Русский язык и литература

описание опыта_Боровикова С.А._шк.52_воспитание нравственных качеств личности школьника
Скачать файл
Приложение. презентация_Боровикова С.А._шк.52_воспитание нравственных качеств личности школьника
Скачать файл
экспертное заключение_Боровикова С.А._шк.52
Скачать файл