ФИО
Першина Любовь Семёновна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
31 год
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Лытка Афанасьевского муниципального округа Кировской области тел. 8(83331)2-72-23, lytkascool@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Литературная пятиминутка, мотивация, читательская грамотность
Инновационный педагогический опыт представляет практику включения в урок литературного чтения «литературных пятиминуток», целью которых является повышение читательской грамотности младших школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации.
Приемы, используемые на «пятиминутках», вызывают активный интерес детей к процессу чтения, побуждают к самостоятельному прочтению книг и желанию поделиться своим впечатлением от прочитанного с одноклассниками. Подбор приёмов для «литературной пятиминутки» соответствует возрастным особенностям и читательским умениям обучающихся каждого класса.
Ф.И.О. | Першина Любовь Семёновна | |||||||||||||||
Организация | МБОУ ООШ п.Лытка
613097 Кировская область Афанасьевский муниципальный округ п.Лытка пер.Молодёжный 1а личные данные: 89123338663, liub.pershina@yandex.ru |
|||||||||||||||
Должность | Учитель начальных классов | |||||||||||||||
Стаж работы | 31 год | |||||||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Литературная пятиминутка» как средство формирования читательской грамотности младших школьников | |||||||||||||||
Ключевые слова | Литературная пятиминутка, мотивация, читательская грамотность
|
|||||||||||||||
Аннотация (не больше 500 знаков) | Инновационный педагогический опыт представляет практику включения в урок литературного чтения «литературных пятиминуток», целью которых является повышение читательской грамотности младших школьников, формирование умений самостоятельной и творческой деятельности, умений работать с различными источниками информации.
Приемы, используемые на «пятиминутках», вызывают активный интерес детей к процессу чтения, побуждают к самостоятельному прочтению книг и желанию поделиться своим впечатлением от прочитанного с одноклассниками. Подбор приёмов для «литературной пятиминутки» соответствует возрастным особенностям и читательским умениям обучающихся каждого класса. |
|||||||||||||||
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке; способность извлекать необходимую информацию для её преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Однако современные дети не любят читать. Уже с начальной школы чтение книг часто заменяют компьютер, гаджеты, телевизор, которые дают сухую информацию, не побуждают мыслить, анализировать, делать выводы. Пассивная читательская активность младших школьников приводит к снижению техники чтения, отмечается низкий словарный запас, узкий кругозор. «Механическое» чтение снижает успеваемость и вызывает затруднения в организации и выполнении самостоятельной деятельности обучающихся на любом уроке. Эти показатели противоречат требованиям к уровню читательской компетентности. Одним из решений данной проблемы является включение в урок «литературной пятиминутки», приёмы которой направлены на формирование читательской грамотности младших школьников. |
|||||||||||||||
Актуальность | Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного, активного читателя. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской компетенции.
Представляемые приемы «литературной пятиминутки» помогают участникам образовательного процесса решить проблему формирования у учащихся начальной школы способов деятельности, которые определяют читательскую компетентность как одну из ключевых, составляющей основу умения учиться. |
|||||||||||||||
Новизна | Новизна опыта заключается:
— в системном использовании различных форм, методов и приёмов формирования читательской компетентности; — в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: включение в урок «литературной пятиминутки». |
|||||||||||||||
Описание инновационного опыта | Формирование читательской грамотности – один из основных ресурсов в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. «Литературная пятиминутка» — это универсальный способ формирования читательской грамотности, который можно применить на любом этапе урока. Материал для пятиминутки соответствует изучаемым разделам учебника «Литературное чтение» (УМК «Школа России»).
Рассмотрим формирование читательской компетентности младших школьников через приемы работы с художественной книгой. Более наглядно данные приемы представлены в презентации.
Приём «Выставка книг». Задача: рассмотреть обложку (иллюстрацию) и предположить, о чём повествуется в этой книге (произведении). Первый этап формирования читательской грамотности начинается со знакомства с художественной литературой. В классе создается выставка из 3-5 книг. Сначала выставку создаёт учитель, затем, когда дети усвоят алгоритм работы, готовят книги и вопросы самостоятельно. — О чём эта книга? Ребята рассматривают обложку (иллюстрации) и предполагают, о чём повествуется в этой книге. Данный приём эффективен в 1 классе на этапе работы с детской книгой, а также на уроках ознакомления с творчеством писателей и поэтов, на уроках внеклассного чтения во всех классах. После ответов учащихся, учитель может зачитать одно-два предложения или небольшой отрывок из книги (произведения) для не читающих первоклассников. В других классах читают дети. Приём «Шерлок». Задача: прочитать текст; найти слова. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения, скорость чтения, внимание. Первоначальный вариант приёма был таков: на листе бумаги помещены слова, самые разные, не очень длинные, в произвольном порядке. Учитель называет слово и просит ребенка его найти. Другой вариант – подготовить небольшой текст и также предложить найти слова по заданию учителя. Например, найти части речи, изобразительно-выразительные средства и др. Слова к каждому последующему заданию будут находиться быстрее. Пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. Чтобы не потерять интерес к приему, создается игровая ситуация: используются игрушечные или обычные лупы. Трёхразовое чтение /или приём Многократного чтения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко. Цель: создание ситуации успеха, развитие техники чтения. Один текст одновременно читают все дети в течении 1 минуты. Замеряют. Второй раз читают этот же текст, большее количество слов вызывает положительные эмоции. Третий раз (первые 20 секунд) дети читают в темпе скороговорки, а новая часть текста автоматически читается в повышенном темпе. Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоций у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. После прочтения учитель (или ученик) предлагает «верные» и «неверные» утверждения по прочитанному. Прием «Непослушная книга». Задача: прочитать буквы, слова, предложения «вверх ногами». В 1 классе в период обучения грамоте предложить детям узнать «перевёрнутые» буквы и одно-двусложные слова. Постепенно усложняем — изначально начинаем чтение коротких простых слов, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Во 2-4 классах ребенок читает вслух. Через какое-то время учитель хлопает в ладоши. Задача ребёнка — перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился (поначалу можно делать отметки стикером, чтобы не теряться в тексте). И так несколько раз. Два, три полных оборота книги. Что это даст? Разовьётся координация глаз, умение ориентироваться в тексте, сформируется эталон букв, улучшится переработка информации мозгом. Прием “Чтение – разведка” для 3-4 классов. Задача: на максимальной скорости просмотреть текст и найти ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Цель такого задания — умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения. «Бросок». Задача: прочитать начало и окончание текста; предположить о чём повествуется в основной части. Необходимо подготовить одинаковый текст для всех. Учитель объясняет задание. Вместе, стикерами, отметить части — начало и окончание текста. Ребята читают первую и последнюю часть. Затем предполагают, что могло произойти в пропущенной части текста. Прием способствует развитию памяти, воображения, творческих способностей. Приём «Читатель тоже художник» относится к технологии творческого чтения. Выполнение творческих заданий требует творческого подхода, креативного и критического мышления. Задача: прочитать текст, нарисовать словесную иллюстрацию. В сказке «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» читаем: «Вдруг раздался звон серебряный. Вся горница светом залилась: покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, все луга видны, и полкИ на полях, и корабли на морях, и гор высота, и небес красота: ясно солнышко за светлым месяцем катится, звезды в хоровод собираются, лебеди на заводях песни поют». Вспоминая эти строки, приходит в голову мысль, что они в иносказательной форме выражают сущность процесса чтения. Читая, человек смотрит на «блюдечко» текста, его глазное яблоко движется от строчки к строчке и … совершается сказочное: строчки исчезают и на их месте появляется, как сейчас бы сказали, виртуальная реальность, видимая ему одному. |
|||||||||||||||
Продукт опыта / проекта | Презентация «Литературная пятиминутка» как средство формирования читательской грамотности младших школьников.
Сопроводительный текст к презентации |
|||||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | Организация и проведение «литературных пятиминуток» предусматривает большую подготовительную работу со стороны учителя. Необходимо просмотреть и подобрать книги в библиотеках (школьной и сельской) для составления списка литературы, рекомендуемого учащимся для чтения. Важно сделать опору на те произведения, которые доступны детям и имеются в достаточном наличии в библиотеках. При знакомстве с новым приемом по формированию читательской грамотности эффективнее работать с одинаковыми произведениями. Использование некоторых приёмов не требует одинакового текста. | |||||||||||||||
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
1. Уровень читательской грамотности
(Инструментарий — диагностическая работа)
2. Показатели эффективности: Предметные: -средняя отметка по предмету 4,5; -использование умений и навыков чтения на уроках разных предметных дисциплин; -обогащение и расширение читательского кругозора; -развитие умения самостоятельно выбирать книгу для чтения. Метапредметные: -навыки работы с книгой; -умение ставить перед собой цель и выбирать соответствующий цели вид самостоятельной деятельности; -понимать прочитанное, высказывать своё мнение о прочитанном; -формирование навыков сотрудничества. Личностные: -развитие самостоятельности, интереса к чтению, книге; -более осознанное чтение текстов; -удовлетворение личностных познавательных интересов. 3. Представление собственного опыта: -окружное методическое объединение учителей начальных классов образовательных организаций Восточного образовательного округа «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся на начальной ступени образования», 2023 -фестиваль мастер-классов XVI районного образовательного форума 2022 |
|||||||||||||||
Публикации
по теме опыта |
Першина, Л.С. Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе [Текст] /Першина Л.С.// Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»/ серия СУ №22874 от 22.04.2024 https://www.1urok.ru/categories/10/articles/76808Першина, Л.С. Интерактивные технологии диалогового взаимодействия на уроках литературного чтения [Текст] /Першина Л.С.// Всероссийский педагогический журнал «Современный урок»/ серия СУ №6161 от 04.05.2020 https://www.1urok.ru/categories/10/articles/24423 |
|||||||||||||||
Экспертное заключение | В методической разработке «Литературная пятиминутка» как средство формирования читательской грамотности младших школьников» раскрыты приемы формирования читательской грамотности младших школьников. Данные методические приемы направлены на формирование: скорости и осмысленности чтения, внимательного отношения к прочитанному, умения ориентироваться в тексте, задавать вопросы и составлять задания по прочитанному тексту, творческое осмысление прочитанного.
Приемы, описанные в методической разработке, активизируют читательскую деятельность младших школьников, а активное, эмоциональное, разнообразное ведение уроков привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, способствует формированию читательской грамотности. Данная методическая разработка призвана помочь учителям в подготовке и в проведении уроков литературного чтения, в формировании читательской грамотности младших школьников. |
|||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | Кожинова Н.В., методист кафедры дошкольного и начального общего образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» | |||||||||||||||
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Начальное общее образование |