ФИО

Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна / Мухамадзянова Наталья Васильевна / Пашкеева Яна Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна, учитель начальных классов / Мухамадзянова Наталья Васильевна, педагог-психолог / Пашкеева Яна Алексеевна, учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна - 37 лет / Мухамадзянова Наталья Васильевна – 24 года / Пашкеева Яна Алексеевна – до года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лазарево Уржумского района Кировской области МКОУ СОШ с.Лазарево Уржумского района Кировской области 613565 Кировская область Уржумский район с. Лазарево ул. Октябрьская, 7. Телефон 8(83363)3-82-17 E-mail: lazarevoschool@mail.ru

Профориентационный проект «Мы выбираем путь» призван активизировать внимание учащихся к проблеме выбора профессии, помочь осознать возможность свободы выбора в формировании своего будущего.  Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Информационная карта инновационного педагогического опыта

 

Ф.И.О. Учитель начальных классов МКОУ СОШ с. Лазарево

Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна

Педагог-психолог МКОУ СОШ с. Лазарево

Мухамадзянова Наталья Васильевна

Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Лазарево

Пашкеева Яна Алексеевна

Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Лазарево Уржумского района Кировской области

МКОУ СОШ с.Лазарево Уржумского района Кировской области

613565 Кировская область Уржумский район с. Лазарево ул. Октябрьская, 7.

Телефон 8(83363)3-82-17. E-mail: lazarevoschool@mail.ru

Должность Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна, учитель начальных классов

Мухамадзянова Наталья Васильевна, педагог-психолог

Пашкеева Яна Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Стаж работы  Халиуллина Раушанья Мингазутдиновна — 37 лет

Мухамадзянова Наталья Васильевна – 24 года

Пашкеева Яна Алексеевна – до года

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта  ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«МЫ ВЫБИРАЕМ ПУТЬ!»

Ключевые слова Профориентация, самоопределение, выбор, профессия.
Аннотация Профориентационный проект «Мы выбираем путь» призван активизировать внимание учащихся к проблеме выбора профессии, помочь осознать возможность свободы выбора в формировании своего будущего.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В настоящее время проблема выбора профессии становится сложнее, так как серьезное влияние на нее оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока. Представления выпускников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в стране. Сейчас не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. Поэтому, особое внимание следует уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.
Актуальность Выбор профессии – это ответственный шаг в жизни старшеклассника. Он является важным этапом профессионального самоопределения.

Все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.

Главная целевая аудитория проекта – старшеклассники, проживающие в удаленной сельской местности Кировской области Уржумского района. Вместе с тем, в проекте участвуют обучающиеся начальной и основной школы. Подростки не имеют возможности на месте получить качественную услугу по профориентации, отвечающую современным требованиям рынка. Проект «Мы выбираем путь» предлагает новый подход, ориентированный, в первую очередь, на создание разнообразной среды для погружения учащихся 9-11 классов в профессию. С помощью проекта школьники могут пройти профориентационные пробы и сделать осознанный выбор востребованной профессии с применением очных и дистанционных форм работы с экспертами — представителями различных профессий.

Основная идея проекта «Мы выбираем путь» заключается в формировании профессиональной готовности подростков, оказании помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.

Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько своевременной, грамотной будет помощь ему в этот период, настолько правильным будет выбор учащегося.

Новизна Новизна проекта заключается в профессиональной ориентации сельских школьников в условиях современной экономики и формировании профессиональных намерений личности и путей ее реализации. Особенностью проекта являются встречи с выпускниками – студентами и с представителями различных профессий, которые проводятся не только в групповом формате (2 – 3 человека), но и в индивидуальном, где учащиеся знакомятся с миром профессий и «погружаются» в них.

В технологической цепочке методического сопровождения профориентации задействован не единичный субъект (классный руководитель), а целый ряд специалистов, которые в системе выстраивают свою деятельность по сопровождению выпускников.

Они проводят научно-обоснованную систему мероприятий, направленную на поддержку обучающихся в профессиональном самоопределении с учётом потребности отраслей экономики в кадрах, интересов, склонностей, способностей и физиологических возможностей личности.

Описание инновационного опыта План реализации проекта:

 

Подготовительный этап

На этом этапе проводится:

Анкетирование учащихся с целью получения оперативной информации о степени готовности школьников к осознанному выбору профессии.

Диагностика интересов и склонностей для составления индивидуальной карты психологических особенностей учащегося.

Определяем Личный план выбора профессии и оформляем рабочую тетрадь «Мои шаги в профессию»

Основной этап – практический.

Данный этап характеризуется рядом встреч со студентами. В рамках данных встреч реализуется следующая цель: живое общение и обмен опытом со студентами, которые справились с этапом ЕГЭ, поступлением и обучаются в колледжах, техникумах, высших учебных заведениях.

На этом этапе мы планируем такие мероприятия:

1.Встреча со студентами «Разговор на равных»

2«Один день с профессионалом» (вхождение в профессию)

 

Заключительный этап

1) Проводится анализ и оценка результатов индивидуального развития личностных и профессиональных качеств каждого обучающегося;

2) Уточняются и формулируются выводы, выявляются перспективы дальнейшего развития проекта;

3) Опыт представляется на базе школы/района/области

Мероприятия в рамках проекта:

1. «Анкетирование и диагностика»

Для определения профессионального интереса школьников наряду с традиционными методиками профдиагностики, используем «Матрицу профессий» и проективную методику с применением метафорических ассоциативных карт «Мое призвание». Такое сочетание методик позволяет сузить обобщенные представления о направлениях и сферах деятельности до конкретных определенных профессий, наиболее отвечающих индивидуальным особенностям учащегося.

 

2. «Личный план выбора профессии»

Здесь происходит планирование личного профессионального маршрута каждого учащегося.

 

3. «Встреча со студентами «Разговор на равных» направлен на коммуникацию и обмен опытом между студентами и школьниками. В рамках этого направления были организованы пять встреч со студентами,  тех специальностей, которые выбрали школьники как свою будущую профессию.

 

Встречи проходили следующим образом…

«Встреча за самоваром» – прошла с учащимися, которые выбрали профессию/ландшафтный дизайнер / работая в команде студент и учащиеся совместно был выполнен эскиз дизайна площади села. Этот эскиз ребята проработают с профессионалами из г. Москвы в рамках проекта «Развитие села».

«Встреча-портрет» – беседа, которая помогает раскрыть различные грани личности человека в рамках профессии врача.

«Круглый стол» – собрал вокруг ребят и студентов IT cферы. Результатом встречи стало создание рабочего приложения, «Виртуальная примерочная», которая может быть использована на сайте магазина одежды.

«Встреча-презентация» – познакомила с учебным заведением «Кировский пожарно-спасательный юридический полицейский колледж». Школьники узнали основные направления профессионального образования правоохранительного направления.

«Час общения» – прошел со студентами – юристами. Они представили специфику профессии сферы государственного управления, которая вызвала живой отклик среди ребят. Учащиеся пытались понять мотивы своего выбора и соотнести его с выбором гостей.

 

4. «Встреча с профессионалами (вхождение в профессию)». Это организация и проведение профессиональных проб.

Они направлены на «погружение» школьников в профессию, на раннее выявление и формирование начальных профессиональных способностей и склонностей обучающихся. Реализуется в рамках одного дня со специалистом – профессионалом. Ученик проводит один день на месте работы профессионала и следует за ним, выполняет мелкую работу.

Продукт опыта / проекта Профориентационный проект «Мы выбираем путь»

Рабочая тетрадь «Мои шаги в профессию»

Встречи со студентами «Разговор на равных»

Встречи с профессионалами « Погружение в профессию»

Затруднения в реализации, риски
Риск Причины Последствия Мероприятия по минимизации Ответственные
1 Отмена офлайн мероприятия Пандемия Встречи со студентами и специалистами проводятся без

«живого» общения

Переход полностью в онлайн формат Организаторы
2 Нет возможности провести встречу со студентами Нет студентов, обучающихся на тех специальностях, которые нужны по запросу обучающихся Выход на другие школы района Найти и пригласить студентов- выпускников других школ района. Организаторы
3 Нет возможности провести «вхождение в профессию». Нет специалистов по запросу учащихся Выход на выпускников школ, которые состоялись в профессии. Поездка ( по желанию) к месту работы специалиста, или онлайн беседа Организаторы
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Проект, направленный на профессиональное самоопределение обучающихся позволит раскрыть и реализовать потенциал старшеклассников. Обучающиеся осознают необходимость и полезность заблаговременного создания профессионального маршрута для успешного применения своих возможностей и способностей в профессиональной сфере. В дальнейшем это может послужить основой не только для их успешного старта в профессии, но и принести пользу краю, в котором они живут. Созданная система мероприятий полностью отвечает цели и задачам нашего проекта.

Во-первых, диагностика определила профессиональные предпочтения каждого школьника. Это позволило спланировать те мероприятия, которые были интересны самим учащимся. Кроме этого, она помогла отследить формирование универсальных качеств личности, которые позволяют осуществлять сознательный, профессиональный выбор, быть ответственными за него, быть профессионально мобильными.

Во-вторых, живые встречи со студентами показали насколько эффективно проходит общение, когда выпускник замотивирован и заинтересован. В результате старшеклассники осознали комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для своей реализации в профессиональном и социальном плане.

В-третьих, взаимодействие с профессионалом даёт возможность почувствовать правильность выбранного пути. Или, поняв, что профессия не получает желаемого отклика, совместно с учащимся спрогнозировать наиболее успешный маршрут движения к выбору другой профессии с опорой на его природные задатки и актуальные потребности в профессиях на рынке труда.

Считаем, что данный проект перспективен и имеет большой потенциал по реализации в образовательных учреждениях сельской местности.

Публикации

по теме опыта

Всероссийский образовательный портал «Продленка» www.prodlenka.org

Всероссийский образовательный портал «Инфоурок» www.infourok.ru

Ф.И.О. эксперта Окунева С.А., Кропачева Л.А., Тихонова А.С.
Рубрика Воспитание. Начальное. основное и среднее образование.

 

МКОУ СОШ с. Лазарево Уржумский район Кировская область
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл
МКОУ СОШ с.Лазарево. Проект
Скачать файл