ФИО

1.Фрэнюк Сара Ярославовна 2.Кожевникова Лидия Николаевна

ДОЛЖНОСТЬ

1.Советник директора по воспитательной работе. 2.Заместитель директора по учебной, методической, воспитательной работе.

СТАЖ РАБОТЫ

1. 1,5 года 2. 27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области 614004, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Филиппово, ул. Заева, д. 41. Тел. 8(83361)7-71-30 E-mail: filippovo.moy@mail.ru

Представлен опыт совместного чтения литературных произведений военно-патриотической направленности отельными классными коллективами и группами классов.  В результате совместного чтения как формы коллективной деятельности происходит формирование личностных качеств школьника, приобретается опыт социальной и творческой деятельности

Ф.И.О. 1. Фрэнюк Сара Ярославовна

2. Кожевникова Лидия Николаевна

Организация Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области

614004, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с. Филиппово,

ул. Заева, д. 41.

Тел. 8(83361)7-71-30

E-mail: filippovo.moy@mail.ru

Должность 1.     Советник директора по воспитательной работе.

2.     Заместитель директора по учебной, методической, воспитательной работе.

Стаж работы 1.     1,5 года

2.     27 лет

Тема инновационного педагогического опыта/ проекта  Формирование гражданской позиции школьников через совместное чтение литературных произведений
Ключевые слова Гражданская позиция, патриотическое воспитание, совместное чтение .
Аннотация (не больше 500 знаков)  Представлен опыт совместного чтения литературных произведений военно-патриотической направленности отельными классными коллективами и группами классов.

В результате совместного чтения как формы коллективной деятельности происходит формирование личностных качеств школьника, приобретается опыт социальной и творческой деятельности,

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект  Поиск эффективных методов гражданского и патриотического воспитания школьников как важнейшей задачи школы, от успешности решения которой зависит будущее нашей страны.
Актуальность  Общеполитическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, требует системной работы по формированию гражданской позиции и ответственности за судьбу своей Родины. Четкое осознание гражданской позиции каждым россиянином вне зависимо от возраста, сопереживание судьбе своего Отечества — необходимое условие суверенного существования государства.

Важность осознания проблемы воспитания патриотов в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей; обострением социальных противоречий в обществе; усилением бездуховности; снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.

В Федеральных образовательных стандартах актуализирована задача формирования личностных компетенций школьников.

Новизна  В школе накоплены традиции успешного гражданского и патриотического воспитания.

Новизна заключается в организации совместного чтения и осмысления содержания литературных произведений военно-патриотического содержания.

Новым для нашей школы является активное включение в воспитательную работу по военно-патриотическому воспитанию членов юнармейского отряда «Курская Дуга».

Описание инновационного опыта  Педагогический коллектив с 2022-2023 учебного года работает над единой методической темой «Формирование функциональной (читательской ) грамотности школьников». Одной из форм работы по методической теме является организация долгосрочных акций «Читаем вместе».

В прошедшем учебном году для совместного классного чтения были выбраны произведения о Великой Отечественной войне, не входящие в школьную программу по литературе в данном классе. Каждому классу в начале учебного года библиотекарем был предложен список художественных произведений или воспоминаний о войне. Так ученики 6 класса совместно читали книгу Е.Кошевой «Воспоминания о сыне», были прочитаны книги о пионерах-героях. Книги подбирались с учетом возрастных особенностей и интересов школьников.

Коллективное чтение произведений происходило на классных часах, во внеурочное время с использованием различных техник формирования смыслового чтения. Индивидуальное чтение осуществлялось в домашних условиях и во время каникул.

По окончании чтения литературного произведения в классах проводилось обсуждение книг на читательских конференциях, создавались презентации, школьники составляли рассказы о книгах. Самым интересным стал видеоролик по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие…», созданный учениками 8 класса и опубликованный в школьной группе в социальной сети ВК . В ролике школьники делились личными впечатлениями о прочитанном, высказывали свои суждения о понимании патриотизма и любви к Родине, примеряя на себя роли главных героинь.

В этом учебном году для акции «Читаем вместе» выбраны произведения А.П.Гайдара, особенно актуальные в наше время. Его писательская манера разговаривать с детьми как с равными, понимание сложного детского характера, позволяет им серьезно относиться к каждому слову автора.

С. Маршак писал: “Гайдар знал, какие струны надо затронуть, чтобы мобилизовать ребенка на благородные дела. А. Гайдар жил и работал ради будущего и в своих книгах и мыслях, неизменно обращался к олицетворенному будущему – к детям».

Кроме того в январе 2024 года исполняется 120 лет со дня рождения А.П.Гайдара.

В 2023-2024 учебном году немного изменили подходы к совместному чтению, поделив коллектив школы на две группы — с 1 по 5 классы и с 6 по 11 классы. Эти группы читают одно произведение в каждой учебной четверти. В первой четверти 1-5 классы читали произведение «Голубая чашка», 6-11 классы – «Военная тайна». По окончании чтения школьники получили возможность продемонстрировать свои творческие взгляды на прочитанное в конкурсах рисунков по произведениям, написание писем главным героям, через участие в театрализованных представлениях.

В приложении представлена разработка проведенного школьного мероприятия «Гайдар шагает впереди!».

Во второй четверти все классы читали произведение «Чук и Гек», смотрели советский фильм по этому рассказу. Проведены конкурсы рисунков и инсценировок фрагментов произведения на новогодних представлениях.

На третью четверть запланировано чтение книги «Школа» в 6-11 классах, в младших классах отрывок их книги «Военная тайна» – сказка «О военной тайне, Мальчише храбром Кибальчише и его твёрдом слове»;

в четвертой четверти 1-5 классы — «Горячий камень», 6-11 классы – «Тимур и его команда».

Продукт опыта / проекта Методическая разработка военно-патриотического мероприятия «Гайдар шагает впереди!»
Затруднения в реализации, риски  В литературных произведениях описываются ситуации политического и исторического характера, не всегда понятные для современного школьника, поэтому они требуют дополнительных разъяснений.

Затруднение вызывала малочисленность книг А.Гайдара как в школьной, так и в сельской библиотеке. Были сделаны распечатки тексов повестей А.Гайдара по нескольку экземпляров на класс.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

 В сентябре 2022 года и ноябре 2023 года в 6-11 классах были проведены диагностики «Оценка уровня сформированности гражданственности у подростков» и «Патриотизм и как я его понимаю». Сравнительный анализ результатов показал повышение уровня сформированности личностных качеств гражданско-патриотической направленности у 93 % опрошенных школьников.

Лучшие показатели роста личностных качеств отмечены:

— по критериям «Знаю гимн, герб, флаг Российской Федерации», «Активно участвую в жизни класса, школы», «Готов отвечать за свои поступки» диагностики «Оценка уровня сформированности гражданственности у подростков»;

— по критериям «Чувство национальной гордости» и «Патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов» диагностики «Патриотизм и как я его понимаю».

Совместное чтение художественных произведений способствовало повышению уровня читательской грамотности школьников, что продемонстрировали сравнительные результаты диагностик, проведенных в 4-10 классах.

Лучшие результаты показали школьники по критериям:

-«Умение формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод»,

-«Умение сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения».

Благодаря обсуждению содержания произведений достигается более глубокое его понимание и осмысление, тем самым повышается читательская компетенция.

Чтение произведений военно-патриотического содержания формирует у школьников чувство гражданской ответственности за судьбу своей Родины.

Обсуждение содержания Нет
Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Формирование гражданской позиции школьников через совместное чтение литературных произведений» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов, направленных на формирование ценностных характеристик личности.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО авторы описывают условия достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Применяемые педагогами приемы и формы урочной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы педагогов по военно-патриотическому воспитанию обучающихся: опыта совместного чтения литературных произведений военно-патриотической направленности отельными классными коллективами и группами классов.

Достоинством инновационного педагогического опыта является активное включение в воспитательную работу юнармейского отряда «Курская дуга», организация долгосрочных акций «Читаем вместе», разработка сценария воспитательного мероприятия «Гайдар шагает впереди!». Педагоги подробно описывают этапы реализации акций: организационный, подготовительный, этап проведения воспитательного мероприятия, рефлексивный.

Приложения содержат презентацию и необходимые дидактические материалы для проведения воспитательного мероприятия.

Инновационный опыт представлен на заседании школьного методического объединения.

Данный инновационный педагогический опыт «Формирование гражданской позиции школьников через совместное чтение литературных произведений» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС ООО и ФГОС СОО, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта  Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) Профилактическая работа
Приложение 1. Сценарий мероприятия Гайдр шагает впереди!
Скачать файл
Приложение 2. Презентация к мероприятию Гайдар шагает впереди
Скачать файл
Формирование гражданской позиции школьников
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл