ФИО
Бабина Лариса Михайловна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова г. Киров, Октябрьский проспект, д. 129 +7(8332) 54 86 54 Электронная почта: sch37@kirovedu.ru Личная: larisa25.11@list.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
творческий подход, Познавательные универсальные учебные действия, межпредметные связи
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и приводит обучающихся к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. В работе представлены межпредметные задания, которые позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия ( далее – УУД) на уроках биологии.
Ф.И.О. | Бабина Лариса Михайловна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 37» города Кирова
МОАУ СОШ с УИОП № 37 г. Кирова г. Киров, Октябрьский проспект, д. 129 +7(8332) 54 86 54 Электронная почта: sch37@kirovedu.ru Личная: larisa25.11@list.ru |
Должность | Учитель биологии |
Стаж работы | 23 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Использование межпредметных связей на уроках биологии для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся |
Ключевые слова | Познавательные универсальные учебные действия, межпредметные связи, творческий подход. |
Аннотация (не более 500 знаков) | Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и приводит обучающихся к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. В работе представлены межпредметные задания, которые позволяют формировать познавательные универсальные учебные действия ( далее – УУД) на уроках биологии. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | УУД были определены Федеральным государственным образовательным стандартом и прочно вошли в учебную деятельность. Без использования межпредметных связей на уроках биологии невозможно формирование познавательных УУД. |
Актуальность | Каждый учитель считает свой предмет самым интересным, важным, нужным для изучения. Я считаю, что биология – один из важнейших учебных предметов, а биологические знания всегда нужны в жизни. Знания биологии формируют мировоззрение, позволяют понять свое место и роль в мире. Биологические знания универсальны, их можно использовать любому учителю на уроке, не зависимо от преподаваемого предмета. И на уроках биологи можно использовать для формирования УУД знания других учебных предметов. |
Новизна | Новизна опыта в том, что на уроках биологии для формирования УУД используются знания и информация других школьных предметов: математики, русского языка, литературы, технологии. Такое использование межпредметных связей возможно не только для проведения уроков, а может применяться для проведения мастер-классов, классных часов, занятий внеурочной деятельности. |
Описание инновационного опыта
|
Универсальные учебные действия по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки. Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке. Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Межпредметные связи – это взаимосвязи между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы; это учебный материал, пересекающийся в чем-либо с материалом другого учебного предмета.
Для формирования познавательных УУД я использую межпредметные связи естественнонаучных, гуманитарных предметов как на уроках изучения нового материала, так и на итоговых обобщающих уроках. Например, связь с литературой более актуальна при изучении нового раздела или новой темы. Учащимся предлагается прослушать или прочитать отрывок произведения, в котором нужно выявить проблему, сформулировать цель своей дальнейшей работы.Так, перед началом изучения сложной темы «Воздушное питания растений» в 6 классе я использую слова русского учёного К.А. Тимирязева, изучавшего секреты питания зелёных растений и их роль на Земле: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, — он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений». После анализа отрывка произведения учащиеся формулируют цель урока – изучить процесс, который происходит в зеленых листьях растений. Таким способом осуществляется формирование познавательных УУД — работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, формулировать познавательные цели. Так, легенду о рождении бабочек можно использовать при изучении вопроса о происхождении чешуекрылых. «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки». Связь с русским языком – это грамотное написание биологических терминов, правильное их использование. На многих итоговых занятиях я использую задание «Биологический диктант». Пример биологического диктанта по теме «Органы растений» в 6 классе: плод, генеративные органы, корнеплод, почка, семя. Пример биологического диктанта по теме «Тип Членистоногие» в 7 классе: чешуекрылые, метаморфоз, фасеточные глаза, лепидоптерология, мимикрия, бабочка адмирал. Учащимся нужно не просто знать биологическое значение термина, но и обязательно правильно его написать с точки зрения русского языка. Такое требование формирует культуру речи, уважение к русскому языку. Биология и математика далеки друг от друга. Но на любом уроке биологии можно использовать цифровые данные. Тема «Многообразие растений»: 400 тысяч видов растений на планете. Тема «Многообразие животных»: 1,5 миллиона видов животных на планете. Тема «Кровеносная система человека»: вес сердца взрослого человека составляет 220 — 260 г.; общая длина кровеносных сосудов в организме человека примерно 100 тысяч километров. Тема «Неорганические вещества клетки»: содержание воды в клетках эмбриона 90%, в мышцах сердца 79%, в эмали зубов 2-3%. Мой опыт работы показывает, что использование межпредметных связей на уроках биологии способствует формированию познавательных УУД обучающихся. |
Продукт опыта / проекта | Методическая разработка «Использование межпредметных связей на уроках биологии для формирования познавательных УУД обучающихся» |
Затруднения в реализации, риски | Учителю при подготовке к уроку требуется много времени, чтобы отобрать нужный материал связанный с изучаемой темой, ложнее из-за сложности тем,риа по другим предметам. сти.ереснопредметов: м по другим предметам. |
Публикации
по теме опыта |
ИНФОурок – ведущий образовательный портал России https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-biologii-ispolzovanie-mezhpredmetnyh-svyazej-na-urokah-biologii-dlya-formirovaniya-poznavatelnyh-uu-6940235.html |
Экспертное заключение | Опыт работы является актуальным, так как межпредметные задания можно использовать на разных учебных предметах с целью достижения образовательных результатов ФГОС. |
Ф.И.О. эксперта | Носова Н.В., заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Естественнонаучные предметы |