ФИО
Хуснутдинова Екатерина Владимировна.
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы.
СТАЖ РАБОТЫ
16 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 33» города Кирова. МБОУ ООШ №33 г. Кирова. 610030 г. Киров, ул. П. Корчагина, 66.Телефон:(8332) 40-08-33. E- mail.sch33@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Технологическая карта урока литературы «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)актуален в условиях реализации ФГОС основного общего образования. В основе урока лежит использование технологической карты, которая в настоящее время представляет большой интерес, так как помогает экономно расходовать время при подготовке к уроку и дает возможность структурировать материал, необходимый на уроке.Технологическая карта помогает учителю выстроить систему изучения нового материала, его закрепления, дает возможность провести рефлексию и запланировать следующий урок не только так, как хочется самому учителю, но и с учетом пожеланий учеников – вот где действительно начинает работать педагогика сотрудничества, и учащиеся по-настоящему ощущают себя частью педагогического процесса.
Ф.И.О. | Хуснутдинова Екатерина Владимировна. |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 33» города Кирова. МБОУ ООШ №33 г. Кирова. 610030 г. Киров, ул. П. Корчагина, 66.Телефон:(8332) 40-08-33. E- mail.sch33@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы. |
Стаж работы | 16лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Технологическая карта урока
литературы.
«Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»).
|
Ключевые слова | В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Технологическая карта урока литературы «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка») актуален в условиях реализации ФГОС основного общего образования. В основе урока лежит использование технологической карты, которая в настоящее время представляет большой интерес, так как помогает экономно расходовать время при подготовке к уроку и дает возможность структурировать материал, необходимый на уроке. Технологическая карта помогает учителю выстроить систему изучения нового материала, его закрепления, дает возможность провести рефлексию и запланировать следующий урок не только так, как хочется самому учителю, но и с учетом пожеланий учеников – вот где действительно начинает работать педагогика сотрудничества, и учащиеся по-настоящему ощущают себя частью педагогического процесса.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения.
Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». В настоящее время новое содержание образования отличают: вариативность, определяемая альтернативными учебными программами и учебниками, и наличие разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. На завершающем этапе — дифференциация, свободный выбор учащимся наряду с обязательными, предметов, способствующих развитию их интересов и способностей. Каждому учителю на современном этапе предоставлено право самостоятельно планировать процесс обучения, то есть изменять последовательность изучения материала в пределах темы; отбирать в каждом разделе наиболее важный материал (не изучать некоторые вопросы или включать дополнительный материал в зависимости от уровня подготовки класса); изменять количество часов, отведенное на изучение разделов и тем курса в пределах учебного года. Технологическая карта — один из вариантов планирования учебного процесса. |
Актуальность | Технологические карты помогают в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса, в оценке значимости знаний и навыков как средства развития эмоционально-ценностных отношений творческой деятельности ученика, в организации диалога как условия гуманизации образовательного процесса.
Использование в качестве учебного плана технологических карт позволяет обь+у3бцкптимизировать учебный процесс, делать его более эффективным. |
Новизна | Технологические карты представляют собой модернизированные планы занятий. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки предлагаемых технологических карт заключаются в том, что здесь сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для школьников. На занятиях в основном предлагается использовать проблемный и частично поисковый методы обучения, формы организации учебной деятельности более разнообразны. |
Описание инновационного опыта | В своей работе, для реализации вышеописанных подходов в обучении
школьников, я практикую использование технологических карт. Это связано с тем, что основные методы данной технологии хорошо изучены и широко применяются в практике формирующего и развивающего обучения: — метод работы с учебником и дидактическими карточками; — частично-поисковые и проблемные методы; — метод опорных сигналов и т. п. Кроме того, использование следующими причинами: — легкость использования — легкость подготовки — возможность работы с классами различных уровней обученности. Практика показывает, что применение технологических позволяет повысить успеваемость по предмету всех учащихся, даже испытывающих сложности. Единственный недостаток использования – большие временные затраты на изготовление карт. Затратила на карту (1 урок) около 2,5 часов. Провела на ее основе урок в 7 «Б» классе, и по той же теме, но без карты, урок в 7 «А». Причем успеваемость в 7 «А» ниже, а результативность урока оказалась выше. Так что эффективность технологической карты сразу видна. Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении. Очень хорошо вписываются в технологические карты приемы ТРКЧ. Это различные приемы. «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»). Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет». Синквейн. Шесть шляп мышления. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал». Прием «Кластер». Прием «Инсерт». Прием «Чтение с остановками». Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Мозговая атака. Все эти приемы помогают повысить интерес к процессу обучения и активному восприятию учебного материала. |
Продукт опыта / проекта | Технологическая карта урока
литературы.
«Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»).
|
Затруднения в реализации, риски | . Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в самостоятельную работу, изменении характера взаимодействия «учитель — ученик», основываясь на психолого-педагогических характеристиках учащихся данного возраста.
При этом важно отметить, что от учителя требуется большая дополнительная подготовительная работа. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
В своей профессиональной деятельности значительное внимание я уделяю использованию технологических карт как способу повышения эффективности учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия и репродуктивного воспроизведения, а вырабатывает потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для мотивации самостоятельной деятельности учащихся.
Технологическая карта позволяет дифференцированно развивать индивидуальные способности ученика. Работа с технологическими картами дает положительный результат, т.к. учащийся занимается в индивидуальном режиме, подходящем именно для него. Продуктивность данного опыта заключается в том, что обучаемые овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой, повышается мотивация учения. Таким образом, технологическая карта обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях. |
Публикации
по теме опыта |
Методическая разработка «Технологическая карта урока
литературы» «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка») опубликована на сайте Infouroka.ru Методическая разработка «Презентация по литературе урока» «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка») опубликована на сайте Infouroka.ru Web -адрес: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-bez-dobroty-i-sostradaniya-net-cheloveka-ya-tozhe-vsemu-svetu-nuzhen-po-rasskazu-a-p-platonov-6343484.html |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Технологическая карта урока литературы «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных технологий, методов и приемов достижения личностных, метапредметных, предметных результатов.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО автор описывает актуальность и преимущества использования технологических карт урока литературы. Применяемые педагогом методы, приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в планировании педагогического результата на основе нравственного и социального опыта обучающихся. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка технологической карты урока на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологий проблемного и развивающего обучения. Карта включает планируемые результаты, виды работы на уроке, действия учителя и обучающихся на разных этапах урока. Приложение содержит презентацию урока по рассказу А. Платонова «Юшка». Инновационный опыт, опубликованный на сайте infourok.ru, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Технологическая карта урока литературы «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (По рассказу А.П. Платонова «Юшка»)» соответствует требованиям, предъявляемым Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке. |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ.
Русский язык и литература. |