ФИО
Курочкина Ольга Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
33 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Альберта Лиханова» города Кирова. МБОУ СОШ №16 им. А. Лиханова г. Кирова 610002, г. Киров, ул. Воровского, 16а 8 (8332) 67-09-66, 37-07-19 sch16@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, заниматься чтением для достижения своих целей. Понимание читаемого зависит от сформированности такого качества навыка чтения, как осознанность. Следовательно, учителю необходимо вести систематическую, целенаправленную работу по повышению степени осознанности чтения. Представляемый опыт содержит ряд приёмов для осуществления такой деятельности.
Ф.И.О. | Курочкина Ольга Леонидовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Альберта Лиханова» города Кирова.
МБОУ СОШ №16 им. А. Лиханова г. Кирова 610002, г. Киров, ул. Воровского, 16а 8 (8332) 67-09-66, 37-07-19 sch16@kirovedu.ru |
Должность | учитель начальных классов |
Стаж работы | 33 года |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения посредством приёмов, направленных на повышение осознанности чтения |
Ключевые слова | читательская грамотность, приёмы осознанного чтения, работа с текстом |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, заниматься чтением для достижения своих целей. Понимание читаемого зависит от сформированности такого качества навыка чтения, как осознанность. Следовательно, учителю необходимо вести систематическую, целенаправленную работу по повышению степени осознанности чтения. Представляемый опыт содержит ряд приёмов для осуществления такой деятельности. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В соответствии с требованиями к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у школьников универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной школе напрямую зависит от сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Существенным показателем читательской грамотности является уровень сформированности навыка чтения. Навык чтения имеет такие качества, как правильность, беглость, выразительность и осознанность. Последнее можно считать определяющим в процессе понимания читаемого. Однако младшим школьникам зачастую приходится несколько раз прочитать один и тот же фрагмент текста, чтобы понять его смысл. Это говорит о необходимости ведения планомерной работы над развитием осознанности чтения. Наиболее подходящими для такой деятельности являются уроки литературного чтения. Составленные упражнения предназначены для работы с текстами и направлены на повышение осознанности чтения. |
Актуальность | Использование представленных приёмов позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, привлечь внимание к процессу понимания читаемого, обеспечить возможности для такого качества навыка чтения, как осознанность. |
Новизна | Подобран ряд упражнений для повышения осознанности чтения в ходе работы на уроках литературного чтения. |
Описание инновационного опыта | Для развития осознанности чтения на уроках литературного чтения мною были подобраны и используются приёмы четырёх групп: «Верите ли вы, что…?», «Логическая цепочка», «Предметное рисование», «Исследование». Рассмотрим примеры упражнений каждой группы.
Приём «Верите ли вы, что…?» Данный приём способствует вдумчивой работе с текстом. Обучающимся предлагаются вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Дети дают ответы, полагаясь на собственные знания, опыт или просто угадывая. Рассмотрим задание к рассказу С.А. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело». Учитель. Ребята, перед вами несколько вопросительных предложений. Рядом с теми, которые считаете верными поставьте «+», рядом с неверными поставьте «-». • Верите ли, что Алешка взял и ушел с середины урока? • Верите ли, что Алеша смотрел в окно на уроке? • Верите ли, что Алешка уже стал грамотным? • Верите ли, что Алешка сможет устроиться на работу? • Верите ли, что автор пошутил над Алешкой? • Верите ли, что Алешка будет прилежно учиться? Данные задания ребята выполняют на карточках. Деятельность может быть организована в форме индивидуальной, парной или групповой работы. В ходе выполнения заданий, дети погружаются в содержание произведения, выделяют ключевые моменты. Желание убедиться в своей правоте, узнать истину вызывает больший интерес к читаемому.
Приём «Логическая цепочка». Этот приём помогает запомнить и осмыслить некоторый объём информации, выявить закономерность каких-либо событий и явлений. Способствует развитию памяти и умению логически мыслить. Стратегия приёма для уроков литературного чтения состоит в выстраивании в хронологическом порядке встречающихся в произведении фактов, предложений, слов и цитат. Например, задание к рассказу Н.Н. Носова «Заплатка». Учитель. Ребята, прочитайте цитаты из рассказа. Расположите их в правильном порядке. — Сумел порвать, сумей и зашить. — У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. — Еще хуже, чем было, придется все заново переделывать. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить. — Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. После прочтения рассказа Е.А. Пермяка «Смородинка» можно попросить обучающихся расположить в хронологической последовательности действия главной героини. Учитель. Ребята, познакомьтесь с записью. Составьте план действий Тани в соответствии с содержанием произведения. — слышала о черенках; — стала разглядывать черенки; — удивилась; — решила проверить; — решила сама вырастить; — принялась землю вскапывать; — пришлось поработать; — разметила землю; — посадила рядками; — принялась ждать; — довольна Таня. Описанный приём формирует навыки структурирования и систематизации материала, знакомит школьников со способами составления опорного плана, помогает в подготовке пересказа текста.
Приём «Предметное рисование». Данный приём предполагает мысленное или реальное рисование пейзажа, портрета героя, действия, описанного в произведении. Продуктом этой деятельности могут быть как иллюстрации, так и схемы. Например, задание к произведению Л.Н. Толстого «Страшный зверь» может иметь такой вид. Учитель. Ребята, найдите в тексте слова, описывающие внешность кота. Раскрасьте рисунок.
(Шейка белая. Ножки серые, гладкие. Лижет белую грудку. Хвостиком машет. На меня глядит.)
Приём «Предметное рисование» позволяет зрительно представить описываемое в тексте и таким образом лучше запомнить прочитанное.
Приём «Исследование». Приём направлен на вдумчивое чтение произведения, формирование умения ориентироваться в прочитанном тексте, анализировать и делать выводы, пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений. Например, при работе над сказкой В.И. Беспалова «Совушка» можно предложить ребятам определить к каким последствиям для урожая привело исчезновение совы. Учитель. Ребята проведём исследование. Установим, каковы последствия отсутствия совы на огороде героев произведения. Найдите слова в тексте, сделайте выводы. — «Потаскали суслики зерно»; — «Погрызли мыши все наши припасы на зиму»; — «Какой там сыр! Мыши его в первую очередь поели» — «У нас на огороде беда — зайцы всю капусту ободрали» (Сова перестала ловить мышей, отпугивать сусликов и зайцев. Из-за этого снизился урожай капусты, сократились запасы зерна и других продуктов) Таким образом, проведя исследование, обучающиеся убеждаются во взаимосвязи всего живого на планете. Видят, как исчезновение одного звена влияет на естественный ход событий и приводит к негативным последствиям.
Использовать приёмы для формирования осознанности чтения рекомендуется не менее одного раза в неделю. При этом в течение месяца обучающимся необходимо предоставить возможность для работы с упражнениями из разных групп.
|
Продукт опыта / проекта | Цикл упражнений, направленных на повышение осознанности чтения. |
Затруднения в реализации, риски | Подготовка рабочих карточек. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
1. Повышение степени осознанности чтения и уровня понимания текста.
2. Предметные результаты. — Средняя отметка по предмету «Литературное чтение» свыше 4. — Формируются умения понимать значение каждой языковой единицы текста, идейной направленности произведения, его образов и художественных средств. 3. Метапредметные результаты. — Формируются умения преобразовывать информацию из одной формы в другую; — Приобретаются умения управлять своим вниманием, ставить цель чтения и выделять в тексте ключевые моменты; — Формируются навыки сотрудничества, умения прислушиваться и подстраиваться друг к другу в процессе коллективного формулирования ответа. 4. Личностные результаты У младших школьников развивается самостоятельность. Дети научились высказывать свои суждения, приводить доказательства, аргументировано обосновывать своё мнение, проявлять коммуникативную активность. Они достигают положительного результата учебной деятельности и удовлетворяют свои познавательные интересы. |
Публикации
по теме опыта |
Курочкина, О. Л. Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения посредством приёмов, направленных на повышение осознанности чтения [Текст] / О. Л. Курочкина // Образовательный портал ИНФОУРОК |
Экспертное заключение | Представленный Ольгой Леонидовной опыт актуален и показывает высокую результативность. Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Читах Адиль Шамильевна, преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования |
Рубрика (выбрать одну) | Начальное общее образование |