ФИО
Глухих Анна Николаевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель
СТАЖ РАБОТЫ
8 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей информационных технологий №28" города Кирова (МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова) 610004 Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, 52, sch28@kirovedu.ru ; school28-kirov@yandex.ru.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Представлен взгляд на особенности преподавания русского языка в современном мире. Рассматривается роль некоторых цифровых ресурсов (Microsoft Forms, Learning Apps, Canva, Padlet) в процессе обучения русскому языку, а также возможности их применения на определенных этапах урока.
Ф.И.О. | Глухих Анна Николаевна |
Организация | Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей информационных технологий №28» города Кирова (МОАУ ЛИнТех №28 г. Кирова)
610004 Кировская область, г. Киров, ул. Ленина, 52, sch28@kirovedu.ru ; school28-kirov@yandex.ru. |
Должность | учитель |
Стаж работы | 8 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Преподавание русского языка в VUCA-мире: интерактивные сервисы в работе современного филолога
|
Ключевые слова | VUCA-мир, Microsoft Forms, Learning Apps, Canva, Padlet |
Аннотация (не больше 500 знаков) | Представлен взгляд на особенности преподавания русского языка в современном мире. Рассматривается роль некоторых цифровых ресурсов (Microsoft Forms, Learning Apps, Canva, Padlet) в процессе обучения русскому языку, а также возможности их применения на определенных этапах урока.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Современный мир стремительно меняется, предъявляя все новые и новые требования к различным сферам нашей деятельности. Изменения коснулись и сферы образования: формируется новая интерактивная образовательная среда, когда обучение выходит за пределы классно-урочной системы и уже не имеет четких границ. |
Актуальность | Русский язык является одним из тех предметов, которые имеют важное значение для формирования личности. Он необходим для осуществления коммуникации и профессиональной деятельности, ведь от того, насколько качественными будут знания в области русского языка, зависят как общая, так и специальная грамотность человека. Не менее важно знание русского языка для формирования информационной культуры – именно на нем основывается умение ориентироваться в потоках информации, которой с каждым днем становится все больше. Умение оперировать информацией становится одним из необходимых навыков, причисляемых к soft skills. Зная о том, какие требования предъявляются к обучающимся, нельзя сохранить неизменным прежний подход к преподаванию русского языка. |
Новизна | Предлагается рассмотреть возможности нескольких цифровых ресурсов, позволяющих осуществлять процесс обучения более эффективно в современных условиях. |
Описание инновационного опыта | Каждый из используемых ресурсов обладает определенными преимуществами для достижения для достижения предметных и метапредметных результатов обучения.
Microsoft Forms – одно из приложений Office 365. Имеет интуитивный интерфейс и позволяет создавать задания в тестовой форме. Можно выбрать тип вопроса (с выбором ответа, в том числе и множественным, или в виде текста), добавить к вопросу рисунок или видео. В настройках можно добавить ограничения по времени. Также тестом можно поделиться как шаблоном. Имеющиеся тесты можно сгруппировать, объединив в коллекции. Еще одно преимущество подобных форм в том, что они имеют версию и для смартфона, то есть выполнять такой тест ученик может непосредственно на уроке или вне его, с любого девайса и в оптимальном для себя режиме. Подобные задания считаем целесообразным использовать на этапе контроля знаний. Тесты, выполненные учащимися на уроке или дома, автоматические проверяются, указывается время их выполнения, процент освоения содержания материала по отдельному ученику, по каждому заданию, по классу в целом. Причем учащийся, выполнив тест, может увидеть те задания, в которых были допущены ошибки, сопоставить внутреннюю самооценку с объективными показателями, оценив степень своей готовности к выполнению подобного задания. Для учителя это – оптимизация рабочего времени и возможность проследить динамику учебных достижений каждого учащегося и всего класса. Learning Apps – онлайн-сервис для создания интерактивных упражнений. Данный ресурс позволяет также использовать готовые упражнения, которые предварительно можно изменить. Выбор типов упражнений большой, можно воспользоваться любым из 21 шаблона: «Найти пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», пазл «Угадай-ка», игра «Парочки», «Угадывание слов», «Кроссворд», «Викторина с выбором правильного ответа», «Таблица соответствий» и другие. Игровой характер упражнений удобен для использования на этапах актуализации знаний или их закрепления в пробном действии, позволяет повысить учебную мотивацию к изучению русского языка. Подобные упражнения могут выступать и в роли домашнего задания. Бесспорным плюсом данного сервиса является возможность формировать не только предметную базу, но и аналитическое мышление обучающихся: функции анализа, синтеза и обобщения, что является ключевыми составляющими познавательных универсальных учебных действий. Canva – это сервис для графического дизайна. Но воспользоваться им может каждый. Обилие шаблонов дает простор фантазии. Специальный бесплатный тариф «Canva для образования» дает гораздо больше возможностей, чем регистрация в качестве рядового пользователя: можно создавать классные комнаты, использовать бесплатные для преподавателей функции. С помощью этой платформы удобно назначать задания для индивидуальной или групповой работы. Так, например, в Canva ученики создают словарики фразеологизмов и неологизмов в рамках уроков родного русского языка, инфографику и постеры, комиксы, связанные с орфоэпическими нормами. Подобные задания позволяют проявить ученикам креативность, создают условия для развития функциональной грамотности: учат трансформировать сплошные тексты в несплошные и обратно, грамотно читать инфографику и граф-схемы, находя в них заданную информацию и сопоставлять с текстовой. Этот сервис легко позволяет организовать командную работу, направленную на формирование коммуникативной компетенции. Padlet – еще одна платформа, позволяющая обеспечить совместную работу обучающихся в урочной и неурочной деятельности. Онлайн-доска предлагает несколько шаблонов: записи можно организовать в виде стены, ленты, распределить их друг за другом, в виде колонок или же в произвольном порядке – на холсте, привязать посты к точкам на карте, создать ленту времени. Фон для своей «доски» можно выбрать любой. Одной из особенностей Padlet является то, что ученики могут видеть работы одноклассников и оценивать, комментировать их, если преподаватель предоставил такую возможность. Padlet обычно используется нами как инструмент для выполнения домашнего задания, но его можно также применять в качестве средства для опроса учащихся на этапе актуализации знаний или же на этапе рефлексии. |
Продукт опыта / проекта | Интерактивные упражнения по русскому языку. |
Затруднения в реализации, риски | Достаточный уровень подготовленности учителя в области ИКТ, определенные требования к технической оснащенности кабинета. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Новые образовательные технологии помогают сделать процесс обучения более результативным и деятельностным, обеспечить эффективную обратную связь, что является одним из основных концептов современного образования. Применение цифровых ресурсов позволяет более рационально использовать учебное время, дает возможность стимулировать познавательную активность обучающихся, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей, формированию ключевых компетентностей 21 века: коммуникации и сотрудничества, креативности, ИКТ. Более того, учитель может моделировать проблемные ситуации, придавая работе творческий, исследовательский характер, тем самым снижая долю репродуктивных заданий, обеспечивая системно-деятельностный подход к обучению. |
Публикации
по теме опыта |
Глухих, А. Н. Преподавание русского языка в VUCA-мире: интерактивные сервисы в работе современного филолога [Текст] / А. Н. Глухих // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: материалы междунар. науч. конгр. 6-10 декабря 2021 г., г. Москва: в 3 ч. Ч. I. – Москва: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2021. – С. 144 – 146. — ISBN 978-5-98269-268-9. |
Экспертное заключение | Тема инновационного педагогического опыта «Преподавание русского языка в VUCA-мире: интерактивные сервисы в работе современного филолога» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов формирования информационной культуры обучающихся, их умения ориентироваться в потоках информации.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО автор описывает возможности использования цифровых ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку. Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания школьных предметов, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Несомненна новизна опыта, заключающаяся в представлении системы работы учителя, основанной на использовании нескольких цифровых образовательных ресурсов. Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка и внедрение в образовательный процесс интерактивных упражнений по русскому языку, позволяющих сделать процесс обучения результативным и деятельностным, обеспечить эффективную обратную связь. Приложения содержат текст статьи, опубликованный в сборнике материалов международного научного конгресса «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» и презентацию к выступлению. Инновационный опыт, представленный на всероссийском и международном уровне, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся. Представленный инновационный педагогический опыт «Преподавание русского языка в VUCA-мире: интерактивные сервисы в работе современного филолога» соответствует требованиям, предъявляемым
Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке |
Ф.И.О. эксперта | Окунева Светлана Александровна |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ, Основное и среднее образование, Русский язык и литература |