ФИО
Саламатова Альфия Гаптельфартовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
35 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Цепочкино Уржумского района». Адрес: 613535, Кировская область, Уржумский район, с. Цепочкино, ул. Кирова, д. 34. Тел.: 8(83363) 61230. E-mail: cepochkinoshkola@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Представлен педагогический опыт создания сборника разноуровневых тестовых заданий по математике (геометрический материал) и его использования в образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендуемый контрольно–измерительный материал для обучающихся 5–9 классов разработан в соответствии с требованиями федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта
Краткий пересказ
• Контроль знаний и умений обучающихся является важной частью процесса обучения.
• Тестирование стало актуальным и значимым при обучении математике.
• Учителя математики используют тесты из рабочих тетрадей и разрабатывают тестовые задания самостоятельно.
• В основном проверяются знания арифметического материала, но геометрический материал также важен.
• Необходимо дополнение средств обучения через создание сборника разноуровневых тестовых заданий по математике для обучающихся 5-9 классов.
• Цель сборника — повышение уровня формирования прочных геометрических знаний у обучающихся с нарушением интеллекта.
• Сборник содержит разноуровневые тесты, инструкции по выполнению, бланки для записи ответов, ответы и методические рекомендации для учителей.
• Тестирование имеет ряд преимуществ, но также имеет недостатки.
• Результаты внедрения сборника показали повышение качества выполнения заданий, интереса обучающихся и использование знаний геометрического материала в учебных проектах.
| Ф.И.О. | Саламатова Альфия Гаптельфартовна |
| Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Цепочкино Уржумского района».
Адрес: 613535, Кировская область, Уржумский район, с. Цепочкино, ул. Кирова, д. 34. Тел.: 8(83363) 61230. E-mail: cepochkinoshkola@mail.ru |
| Должность | Учитель математики |
| Стаж работы | 35 лет |
| Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Создание сборника разноуровневых тестовых заданий по математике и его использование в образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (5-9 классы». |
| Ключевые слова | Математика (геометрический материал), Тестовые задания
|
| Аннотация (не больше 500 знаков) | Представлен педагогический опыт создания сборника разноуровневых тестовых заданий по математике (геометрический материал) и его использования в образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендуемый контрольно–измерительный материал для обучающихся 5–9 классов разработан в соответствии с требованиями федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта. |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Важной составной частью процесса обучения является контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Для письменного контроля знаний обучающихся на уроках математики используются контрольные и проверочные работы, тестовые задания. Нужно отметить, что тестирование стало актуальным и значимым при обучении математике. Проанализировав содержание тестовых заданий, можно сделать вывод, что в основном проверяются знания арифметического материала.
Несмотря на то, что арифметический материал составляет главное содержание курса, а геометрический входит составной частью, стоит уделять большее внимание контролю знаний обучающихся геометрического материала. Геометрический материал для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является теоретической базой для овладения профессионально–трудовыми умениями, а также играет большую роль в их будущей практической деятельности. Таким образом, существует необходимость дополнения средств обучения, через создание и внедрение в практику работы сборника разноуровневых тестовых заданий по математике (геометрический материал) для обучающихся 5–9 классов. |
| Актуальность | Цель обучения математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, указанна в требованиях федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с нарушением интеллекта (далее – ФАООП УО (вариант 1)) – максимальное общее развитие, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Разноуровневые тестовые задания, как один из видов контрольно-измерительных материалов помогают установить степень и качество усвоения пройденного материала по математике в рамках реализации ФАООП УО (вариант 1). |
| Новизна | Создание сборника разноуровневых тестовых заданий по математике для обучающихся 5–9 классов и его использование в образовательном процессе. |
| Описание инновационного опыта | В рамках обобщения собственного опыта был создан и апробирован сборник разноуровневых тестовых заданий по математике (геометрический материал). Содержание тестовых заданий основано на содержании геометрического материала учебников по математике под редакцией Т.В. Алышевой, Т.В. Амосовой, М.А. Мочалиной, В.В. Эка, А.П. Антропова, А.Ю. Ходота, Т.Г. Ходота.
Сборник тестовых заданий по математике содержит: — Разноуровневые тесты по математике (геометрический материал) для обучающихся 5–9 классов. — Инструкции по выполнению тестовых заданий. — Бланки для записи ответов. — Ответы к разноуровневым тестовым заданиям. — Методические рекомендации для учителя. Для каждого класса с пятого по девятый разработаны входные тесты, итоговые тесты и по семь тематических тестов. Содержание тестовых заданий не дублирует материал, представленный в учебниках. При составлении тестовых работ учтено, что ФАООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Тестовые работы первых вариантов предназначены для обучающихся усваивающих учебный материал на минимальном уровне. Тестовые работы второго и третьего вариантов предназначены для обучающихся, усваивающих учебный материал на достаточном уровне. При разработке тестовых заданий учитывались индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Каждое задание в тестовой работе имеет свой порядковый номер. В формулировке вопроса используются общепринятые названия и терминология, которые поняты обучающимся. Формулировка вопроса краткая и имеет однозначный ответ. В тестах с выборочными ответами правильные ответы по заданиям распределены в случайном порядке. В тестах, где требуется заполнение пропусков в заданиях, нет большого количества пропусков в каждом отдельном задании. Каждое задание имеет эталон правильного ответа. Ответы на одни задания не зависят от ответов на другие задания. Подборка вариантов ответа осуществлена с учётом анализа типичных ошибок, допущенных обучающимися ранее при изучении данных тем. Чертежи и рисунки в заданиях пронумерованы и имеют чёткое изображение. Для каждого варианта разработана инструкция по выполнению работы. Для многократного использования печатных тестовых заданий созданы бланки для записи ответов. Количество выполняемых заданий, продолжительность выполнения заданий и критерии оценивания ответов определяет учитель. Тестовые задания легко переносятся в тест–тренажёр, что особенно актуально для современных форм обучения. В методических рекомендациях для каждого теста определены цели и задачи, выделены проверяемые элементы содержания каждого тестового задания, рекомендованы страницы учебника по математике для повторения материала и критерии оценивания ответов. Перед проведением контрольных работ целесообразно проводить тестирование по темам того геометрического материала, которые имеется в содержании контрольных работ. Основной целью контроля является выявление качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений. Опыт может быть использован в общеобразовательных организациях, реализующих ФАООП УО. |
| Продукт опыта / проекта | Сборник разноуровневых тестовых заданий по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (5–9 классы). |
| Затруднения в реализации, риски | Временные затраты при разработке тестовых заданий, подборке ответов, проведении диагностики и анализе результатов. |
| Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
Результаты анализа опыта внедрения в учебный процесс сборника разноуровневых тестовых заданий по математике показали, что:
— Повысилось качество выполнения заданий геометрического содержания. — Уровень освоения обучающимися программы по предмету «Математика» ежегодно составляет сто процентов во всех классах с пятого по девятый. — Повысился интерес обучающихся к изучаемому предмету «Математика». — Обучающиеся 7–9 классов разрабатывают (с помощью учителя) учебные проекты, в реализации которых используют знания геометрического материала. |
| Публикации
по теме опыта |
Публикации в Интернет:
1. Тестовые задания по математике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме «Углы». 5 класс. Публикация на сайте «Инфоурок». Свидетельство №АЯ35487932 от 23.02.2021. 2. Разноуровневые тестовые задания по математике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме «Куб, брус, шар». 5 класс. Публикация на сайте средств массовой информации «Российское просвещение». Свидетельство № СС 280-30911-43261 от 24.02.21. 3. Тестовые задания по математике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме «Различение треугольников по видам углов и длинам сторон». 5 класс. Публикация на сайте «Инфоурок». Свидетельство №СФ05071195 от 28.02.2021. 4. Тестовые задания по математике для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по теме «Круг, окружность. Линии в круге». 5 класс. Публикация на сайте всероссийского педагогического сообщества «Урок. РФ». Сертификат №21-361331, март 2021. 5. Итоговый тест по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 класса. Публикация на сайте «Инфоурок». Сертификат №24-239884 май 2024. 6. Тестовые задания по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по теме «Объём. Меры объёма». 9 класс. Публикация на сайте «Инфоурок». Свидетельство № ШЯ91801407 от 05.10.2025. 7. Методическая разработка «Входной тест по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 6 класс». Публикация на сайте средств массовой информации «Российское просвещение». Свидетельство № СС 280-35954-48753 от 25.10.25. 8.Тестовые задания по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по теме «Площадь. Меры площади». 8 класс. Публикация на сайте «Видиоуроки». Свидетельство №99811946 от 26.10.2025. 9. Разноуровневые тестовые задания по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 7 класс. Публикация на сайте «Мультиурок». Свидетельство МUF2415143 от 28.10.2025. |
| Экспертное заключение | Рецензируемые материалы рекомендованы для размещения в региональном бпнке ППО |
| Ф.И.О. эксперта | Смирнова С.А., старший преподаватель кафедры инклюзивного образования |
| Рубрика (выбрать одну) | Обучение. Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование. |
| Приложения | Обобщение педагогического опыта по теме «Создание сборника разноуровневых тестовых заданий по математике и его использование в образовательном процессе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приложение. Сборник разноуровневых тестовых заданий по математике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (5–9 классы). |

