ФИО
Березина Альбина Юрьевна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель истории и обществознания
СТАЖ РАБОТЫ
32 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Константиновка Малмыжского района Кировской области, МКОУ СОШ с. Константиновка Малмыжского района Кировской области. Кировская область Малмыжский район, с. Константиновка, пер. Школьный,3 8()83347)30281, konst4365@mail.ru Полное и краткое наименование в соответствии с Уставом. Адрес ОО, контактный телефон, E-mail.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Использование кинолектория на уроках истории позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным и наглядным. Анализ исторических фильмов и сериалов помогает учащимся глубже понять события прошлого, развить критическое мышление и медиаграмотность. Методика включает просмотр ключевых эпизодов, их обсуждение, сравнение с историческими источниками и проектную деятельность, что способствует формированию целостного восприятия истории.
Краткий пересказ
• Использование кинолектория на уроках истории делает образовательный процесс более увлекательным и наглядным.
• Анализ исторических фильмов и сериалов помогает учащимся глубже понять события прошлого и развить критическое мышление.
• Методика включает просмотр ключевых эпизодов, их обсуждение, сравнение с историческими источниками и проектную деятельность.
• Современные школьники живут в мире визуальной информации, и кинофильмы занимают значительное место в их досуге.
• Кинолекторий эффективен в патриотическом воспитании детей и подростков и соответствует ФГОС.
• Цель кинолектория — формирование глубокого понимания исторических процессов и явлений через анализ кинофильмов и сериалов.
• Интеграция киноискусства в образовательный процесс способствует развитию медиаграмотности и межпредметного подхода.
| Ф.И.О. | Березина Альбина Юрьевна |
| Организация | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Константиновка Малмыжского района Кировской области, МКОУ СОШ с. Константиновка Малмыжского района Кировской области.
Кировская область Малмыжский район, с. Константиновка, пер. Школьный,3 8()83347)30281, konst4365@mail.ru Полное и краткое наименование в соответствии с Уставом. Адрес ОО, контактный телефон, E-mail. |
| Должность | учитель истории и обществознания |
| Стаж работы | 32 |
| Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «История в киноисториях»: использование кинофильмов как инструмента для изучения истории и обществознания» |
| Ключевые слова | Кинолекторий, киноуроки, патриотическое воспитание |
| Аннотация (не больше 500 знаков) | Использование кинолектория на уроках истории позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным и наглядным. Анализ исторических фильмов и сериалов помогает учащимся глубже понять события прошлого, развить критическое мышление и медиаграмотность. Методика включает просмотр ключевых эпизодов, их обсуждение, сравнение с историческими источниками и проектную деятельность, что способствует формированию целостного восприятия истории. |
| Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Многие школьники воспринимают историю как сухой набор дат и событий, не видя связи между прошлым и настоящим. Традиционные методы преподавания не всегда способны заинтересовать учащихся и мотивировать их к изучению предмета. Кроме того, у школьников часто отсутствуют навыки критического анализа визуальной информации, что особенно важно в эпоху информационного перенасыщения. |
| Актуальность | Современные школьники живут в мире визуальной информации, где кино и сериалы занимают значительное место в их досуге. Использование киноисторий в образовательном процессе позволяет сделать уроки более увлекательными, повысить мотивацию учащихся и развить критическое мышление. Кинофильмы помогают оживить исторические события, сделать их более понятными и эмоционально близкими для учеников.
Кроме того, в современном мире, в обучении и воспитании обучающихся, особую роль играют средства массовой информации. Они могут серьезно воздействовать на формирование жизненных идеалов и ценностей: как источник информации формируют взгляды подрастающего поколения на мир, других людей, отношение к обществу. Важно научить школьников критически воспринимать информацию. Роль кинематографа в жизни общества велика. К сожалению, современные фильмы ориентированы на развлечения, как правило, образовательные и воспитательные цели мало популярны среди молодежи. Актуальность занятий кинолектория обосновывается общим состоянием художественно – эстетического воспитания в школе. Данный метод эффективен в патриотическом воспитании детей и подростков. Кроме того, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют внедрения современных образовательных технологий, направленных на развитие метапредметных компетенций, что делает данный опыт особенно актуальным. |
| Новизна | 1. Интеграция киноискусства в образовательный процесс:
Использование кинофильмов и сериалов как одного из инструментов для изучения исторических событий, культурных явлений и социальных процессов. 2. Развитие медиаграмотности: Учащиеся учатся анализировать художественные произведения с точки зрения их исторической достоверности, выявлять авторскую позицию и манипуляции. 3. Межпредметный подход: Опыт сочетает элементы истории, обществознания, литературы и искусства, что способствует формированию целостного восприятия изучаемых тем. |
| Описание инновационного опыта | «История в киноисториях»: использование кинофильмов как инструмента для изучения истории и обществознания»
Цель: Формирование у учащихся глубокого понимания исторических процессов и явлений через анализ кинофильмов и сериалов, а также развитие критического мышления, навыков анализа и интерпретации информации. Описание опыта: 1. Подготовительный этап: — Подбор фильмов и сериалов, соответствующих изучаемым темам (например, «1812. Война с Наполеоном» для изучения эпохи Отечественной войны 1812 года, сериалы «Романовы», «Рюриковичи», мультипликационный фильм «История государства Российского» Карамзина, «Великая война» для изучения основных событий Великой Отечественной войны, «Дело декабристов» и т. д.). Подборка фильмов тематическая и направлена на усиление патриотического, правового и трудового воспитания юношества, пропаганду и внедрение здорового образа жизни, на совершенствование нравственного воспитания подрастающего поколения, так как в настоящее время все более возрастает роль нравственных начал и расширяется сфера действия морального фактора. Фильмы закачиваются посредством флеш-карт, жестких переносных дисков и других носителей. Формат киноуроков возможно использовать для проведения дополнительных уроков по истории на заданную тему. — Разработка методических рекомендаций для анализа фильмов: выделение ключевых эпизодов, формулировка вопросов для обсуждения, создание рабочих листов. 2. Основной этап: — Просмотр фрагментов фильмов: На уроках учащиеся смотрят ключевые сцены, связанные с изучаемой темой. Урок начинается с краткого рассказа о теме, которая будет изучаться. Необходимо объяснить учащимся, почему выбранный фильм важен для понимания исторических событий. Перед учениками ставятся задачи: · На что обратить внимание при просмотре? · Какие вопросы нужно будет обсудить? Далее идет демонстрация заранее отобранных ключевых эпизодов фильма (5–15 минут каждый). Во время просмотра учащимся предлагается делать заметки по следующим аспектам: историческая достоверность, эмоциональное воздействие, авторская интерпретация событий.3. Обсуждение.После просмотра каждого фрагмента проводится обсуждение: · Какие исторические события или явления были показаны? · Насколько достоверно они отражены? · Какие эмоции вызвал просмотр? · Какова авторская позиция режиссера? Сравнение с историческими источниками. · Учащимся предлагается сравнить увиденное с историческими документами, учебником или другими источниками. · Проводится обсуждение, какие элементы фильма соответствуют реальным событиям, а какие являются художественным вымыслом. 4. Заключительный этап Рефлексия Обсуждение: · Что нового узнали учащиеся? · Как фильм помог понять исторические события? · Какие вопросы остались открытыми? Проектная деятельность: Учащимся предлагается выполнить творческое задание: · Написать эссе на тему «История глазами режиссера». · Создать презентацию с анализом фильма. Итоговый вывод. · Подводятся итоги урока, подчеркнув, как использование кино помогает глубже понять историю. · Делается акцент на том, как критический анализ фильмов может быть полезен в повседневной жизни. 5. Домашнее задание. · Учащимся предлагается посмотреть фильм полностью и ответить на дополнительные вопросы. · Попросить их найти информацию о том, как фильм создавался, и выяснить, какие исторические консультанты участвовали в его создании. 6. Оценка результатов. · Проверка рабочих листов и творческих заданий. · Оценить, насколько учащиеся смогли критически осмыслить увиденное и сделать выводы. |
| Затруднения в реализации, риски | Подготовка требует значительных временных затрат на выбор, анализ и формирование заданий, что является главной трудностью методики. |
| Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Результаты:
— Повышение интереса учащихся к изучению истории и обществознания. — Развитие навыков критического мышления, анализа и интерпретации информации. — Формирование медиаграмотности и умения работать с визуальными источниками. — Углубление знаний по истории и обществознанию через эмоциональное восприятие материала. |
| Публикации
по теме опыта |
Всероссийский портал https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/622600-istorija-v-kinoistorijah-ispolzovanie-kinofil |
| Экспертное заключение | Материалы соответствуют требованиями регионального банка ППО |
| Ф.И.О. эксперта | Заведущая районным методическим кабинетом управления образования Малмыжского района Козлова Наталья Геннадьевна, Еремина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей ИРО Кировской области |
| Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Основное и среднее образование, Общественно-научные предметы |


