ФИО
Котельникова Светлана Олеговна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
23 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (КОГОАУ ЛЕН) ул. Возрождения 6, г. Киров 610006 тел. (8332) 711-344, (8332) 711-322 E-mail: xbl-klen@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
экологическое использование материалов, Дымковская игрушка, родной край
В педагогическом опыте раскрывается потенциал уроков технологии для патриотического воспитания учащихся начальных классов посредством создания народной дымковской игрушки из бросовых материалов. Представлены задачи, планируемые результаты и технологическая карта урока.
Краткий пересказ
• Патриотическое воспитание является одной из главных задач современной школы.
• ФГОС НОО требует формирования гражданско-патриотических ценностей у учащихся.
• Приобщение к народному искусству способствует формированию любви к родным местам и культурному наследию.
• Создание новой игрушки в традиции дымковской росписи является связью времен и поколений.
• Младших школьников привлекает практическая и творческая работа на уроках технологии и изобразительного искусства.
• Урок технологии в 4 классе «Дымковская игрушка на новый лад» направлен на формирование патриотических чувств учащихся.
• Создание игрушки из бумажного пакета развивает навыки работы с инструментами и материалами.
• Урок способствует развитию регулятивных, познавательных и коммуникативных умений учащихся.
• Домашнее задание включает создание других персонажей из подарочных пакетов по собственному замыслу.
Ф.И.О. | Котельникова Светлана Олеговна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (КОГОАУ ЛЕН)
ул. Возрождения 6, г. Киров 610006 тел. (8332) 711-344, (8332) 711-322 E-mail: xbl-klen@mail.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы | 23 года |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Формирование патриотических чувств на уроке технологии в 4 классе. Тема: «Дымковская игрушка на новый лад» |
Ключевые слова | Дымковская игрушка, родной край, экологическое использование материалов. |
Аннотация (не более 500 знаков) | В педагогическом опыте раскрывается потенциал уроков технологии для патриотического воспитания учащихся начальных классов посредством создания народной дымковской игрушки из бросовых материалов. Представлены задачи, планируемые результаты и технологическая карта урока. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, переживать о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей. На любых уроках, будь то литературное чтение,математика, изо или труд (технология), я применяю множество разнообразных методов, приемов и средств, способствующих формированию патриотических чувств у обучающихся, что, в своюочередь, помогает осуществить более масштабную цель — способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. |
Актуальность | Патриотическое воспитание является одной из главных задач современной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте установлены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы начального общего образования: «Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания: ‒ становление ценностного отношения к своей Родине – России; ‒ осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; ‒ сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; ‒ уважение к своему и другим народам. |
Новизна | Изготовление и декорирование подвижной игрушки «Дымковский индюк» для кукольного театра из бумажного пакета. Формирование любви к родному краю и гордости за уникальный промысел, рожденный в нашем городе. |
Описание инновационного опыта | На любых уроках, будь то литературное чтение, математика или окружающий мир, применяю множество разнообразных методов, приемов и средств, способствующих формированию патриотических чувств у учащихся, что, в свою очередь, помогает осуществить более масштабную цель — способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Будущее любого народа зависит от того, на сколько народ чтит, поддерживает и развивает свои традиции. Приобщение к народному искусству способствует формированию чувства любви к родным местам, желанию сохранить и защитить культурное наследие своей страны. В прикладном народном искусстве заложен потенциал патриотического воспитания и образования учащихся. Создание новой игрушки в традиции дымковской росписи—это связь времён и поколений, где история промысла соединяется с современным материалом. Известно, что младших школьников привлекает та деятельность, которая побуждает их к практической, творческой работе, поэтому считаю важным включать в уроки технологии и изобразительного искусства такую деятельность, которая ненавязчиво будет содействовать патриотическому воспитанию младших школьников. |
Продукт опыта / проекта | Технологическая карта урока труда (технологии) «Дымковская игрушка на новый лад» |
Затруднения в реализации, риски | Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, переживать о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей. Если в школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
|
Публикации
по теме опыта |
Котельникова, С.О. Формирование патриотических чувств на уроке технологии в 4 классе. Тема «Дымковская игрушка на новый лад» [Текст] / С.О. Котельникова // Образование в Кировской области.- 2024. — № 4. – С. 107-108. – ISSN 2500-056Х |
Экспертное заключение | Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка педагогического и управленческого опыта |
Ф.И.О. эксперта | Князева Л.А., методист кафедры дошкольного и начального общего образования |
Рубрика (выбрать одну) | ВОСПИТАНИЕ. Начальное общее образование |